Диссертация (Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского". PDF-файл из архива "Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Ю. Отечественная историография педагогическогонаследия А. С. Макаренко (1939-2013 гг.): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2015. С.37.6основ воспитания порождает множество проблем. В связи с развитием инклюзивного образования, реализацией индивидуального и дифференцированного подходов антропологические знания необходимы каждому педагогу.
Поэтому важнопопуляризировать идеи педагогической антропологии в обществе для научногоподхода к делу воспитания, повышения педагогической культуры педагогическихработников и психолого-педагогической грамотности общественности. Такойопыт имеется в отечественной истории освоения идей К. Д.
Ушинского, его целесообразно обобщить и систематизировать в историографическом исследовании1.В-четвертых, для дальнейшего развития и внедрения в практику образования идей педагогической антропологии актуально понимание того, что послужилоих истоками, как классик создавал свое учение, каков был ход его научной мысли.Современное развитие педагогической науки и становление педагогической антропологии как отдельной отрасли знания ставит перед учёными важную задачууточнения содержания идей К. Д. Ушинского. Это обусловлено тем, что на разных этапах отечественной истории педагогики и образования отдельные идеи были забыты, другие – искажены, третьи не нашли своего раскрытия и не были внедрены в педагогическую практику. Состояние наук о человеке в XXI в.
и их движение вперед требуют консолидации и систематизации антропологического знания, направленного на обеспечение права каждого гражданина страны на доступное и качественное образование. Для решения этой задачи имеется возможностьчерпать идеи из наследия классика русской педагогики.Не менее значимо понимание влияния идей К. Д. Ушинского на развитиеотечественной педагогической теории и практики, того, как последователи классика осваивали и разрабатывали далее эти идеи и трансформировали их в новые1«Историография» от греч.
historia – рассказ о прошедшем и graphō – пишу, описание истории.В данной работе это понятие трактуется с историко-педагогической точки зрения как «формарефлексии генезиса и развития педагогического знания и познания, исторически развивающаяся педагогическая реальность, порождающая и порождаемая контекстами общественной жизни».
См.: Илалтдинова Е. Ю. Отечественная историография педагогического наследияА. С. Макаренко (1939–2013 гг.): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2015. С. 37.С этой позиции, на материале трудов классика и работ исследователей его жизнедеятельности,определены истоки идей педагогической антропологии, их зарождение, развитие и воплощениев творчестве К. Д. Ушинского, а также их дальнейшее применение и трансформация в отечественной теории и практике образования.7подходы, теории, технологии в образовательной деятельности. Рефлексия научного знания о становлении и развитии идей К.
Д. Ушинского позволяет определитьподъемы и спады в проявлении исследовательского интереса к ним, его направленность и то, какие из идей нашли применение в теории и практике образования,а какие нет. Поэтому настоящее историографическое исследование нацелено напродолжение дискуссии о возможности и необходимости углубленного научногопознания антропологических проблем воспитания и обучения, функционированияотечественной школы на методологических и научно-методических основах, разработанных Ушинским, с учетом современных социально-политических, экономических, культурных факторов и развития наук о человеке.Степень разработанности темы исследования.Анализ научных источников показал, что с 1995 г. по настоящее время оразличных аспектах творчества К. Д. Ушинского защищено более 20-ти диссертаций, две из которых – на соискание ученой степени доктора наук.
Многоплановость наследия Ушинского выражается в том, что диссертации защищены нетолько по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, но и по специальностям 09.00.03 – История философии, 09.00.13 –Философская антропология, 10.01.01 – Русская литература.В диссертации В. Ю. Бельского (2004) рассматриваются философские вопросы педагогики, раскрывается основополагающий смысл принципа народностив становлении национальной педагогической науки и системы образования. Вэтом исследовании доказано, что К.
Д. Ушинский является основоположникомконцепции языка как одного из фундаментальных источников национальногосвоеобразия1.Результаты многолетнего освоения наследия К. Д. Ушинского представленыв диссертации Л. Н. Исаева (2001)2, в которой с точки зрения разнообразия методологических подходов к изучению наследия классика показано значение общейБельский В. Ю. Философия образования К. Д. Ушинского: автореф. дис. ...
д-ра филос. наук.М., 2004. С. 11.2Исаев Л. Н. К. Д. Ушинский – основатель русской дидактической и методической школы: дис.…д-ра пед. наук. Пятигорск, 2001.18и частной дидактики. В исследовании выявлено, что в идеях К. Д. Ушинскогопринят, суммирован и переосмыслен мировой педагогический опыт, его наследиеспособствовало созданию новых дидактических теорий и методов обучения. Наряду с этим раскрывается необходимость изучения в общеобразовательной школе«живого» русского языка, его влияние на становление и развитие личности обучающегося, формирование его культуры.В диссертации Т.
А. Петруниной (2004)1 доказано, что антропологическиеоснования педагогики К. Д. Ушинского сформулированы с опорой на философию,что им заложены принципиальные положения деятельностного подхода в развитии человека в образовательной теории и практике.В диссертациях на соискание ученой степени кандидата наук2 исследованыфилософские основания теории Ушинского (А.
В. Зацепин, 2007). «Педагогическая антропология» Ушинского в контексте его мировоззренческой парадигмыстала предметом научного поиска А. В. Шашкова (2007). Лю Сяофань (2006)сравнила педагогические идеи Ушинского и китайского мыслителя Тао Синджи,повлиявшие на становление образования в России и Китае. Методологические основания наследия Ушинского показаны в работе М.
Н. Дементьевой (2002). Развитие идеи и принципа народности в образовании стали предметом исследованийМ. Ю. Гвоздецкого (2011) и Н. М. Дадеркиной (2002). Анализ проблем воспитания в наследии К. Д. Ушинского проведен по следующим направлениям: нравственное – В. Ю. Бельским (1995); трудовое – Ю. А. Бороздиным (2001); правовое –М. В. Грищенко (1995); эстетическое – Л.
А. Терещенко (2001); православное –С. В. Шевчуком (2006); природоохранное (экологическое) – Е. Ю. Кулиничевой (2002); формирование целостной картины мира у младших школьников –Н. Г. Медведевой (2009).Проблемы развивающего обучения в наследии К. Д. Ушинского и его последователей стали предметом исследований Е. В. Тюковой (2005) и Н. А. Дац1Петрунина Т. А. Философско-антропологические основания российской педагогики XIX–начала XX вв.: дис.
... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2004.2Список диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и ученой степени кандидатанаук представлен в Приложении 1.9ковской (2007). Идеи классика об учебной книге как источнике познания окружающего мира рассмотрены в работе Н.
И. Харисовой (2004). Требования Ушинского к учителю, его профессиональной деятельности и формированию у него интереса к педагогической науке, представлены в диссертации Е. В. Душиной(2001), проблемы педагогической этики – в работе З. Х. Гунаевой (2012). Исследования, предметом которых стало литературное наследие классика, выполнилиД.
А. Емец (2001) и Л. В. Зимина (2003).Проблематика становления и развития педагогической антропологии какнауки представлена в диссертациях Е. В. Гентух (2006), И. А. Грешиловой (2005),Е. Г. Ильяшенко (2003), В. К. Пичугиной (2009), И. С. Смирновой (2009).Однако, несмотря на популярность обращения ученых к творческому наследию К.
Д. Ушинского, обобщения знаний о становлении и развитии системыего идей педагогической антропологии в период с 1870 г. по настоящее время припроведении данного исследования не найдено. Среди вышеперечисленных работнами не обнаружено диссертаций, непосредственно посвящённых изучению историографии идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского.Анализу проблем педагогической антропологии и наследия К. Д. Ушинского посвящены научные статьи Л.
Н. Беленчук, Б. М. Бим-Бада, М. В. Богуславского, Д. А. Донцова, О. А. Москвитиной, Е. Н. Никулиной, А. А. Романова1 и др.В них ученые показывают значение для науки XXI в. обобщений, анализа, осмысления, накопления педагогического опыта на основе идей классика, важность ихизучения и освоения. Авторы отмечают, что дальнейшая разработка творчестваоснователя отечественной педагогики отвечает актуальным потребностям россий1Беленчук Л.
Н., Никулина Е. Н. Развитие К. Д. Ушинским идей педагогической антропологии// Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 (17). С. 32–44; Бим-Бад Б. М. Антропологическиеоснованиятеорииипрактикиобразования.URL:http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=95; Богуславский М. В. Испытание для классика. Известныйи неизвестный Ушинский // Учительская газета. 2002. № 31 (30 июля); Никулина Е. Н. Понятиеличности в педагогическом наследии К. Д. Ушинского // Вестник ПСТГУ.
Серия IV. Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 73–103; Романов А. А. Дорога добра К. Д. Ушинского //Психолого-педагогический поиск. 2014. №2 (30). С. 5–6; Донцов Д. А., Москвитина О. А. Актуальность научного наследия К. Д. Ушинского в современном воспитании школьников // Отечественная и зарубежная педагогика.