диссертация (Японская семья как феномен культуры), страница 26
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Японская семья как феномен культуры". PDF-файл из архива "Японская семья как феномен культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 26 страницы из PDF
Несмотря на официальную ликвидациюклановой системы иэ, многие её черты прослеживаются и в современных японских семьях.133Обилие лексики, передающей значение понятия «семья», свидетельствует означимости этого понятия для японцев. Были выявлены универсальные и специфичные признаки, обусловленные особенностями в культурно-историческом развитии.
Обширный набор лексем, обозначающих понятие «семья», свидетельствует об относительно высокой устойчивости этого базового концепта японской культуры.В современной Японии в сознание людей продолжают активно внедрятьидеи патернализма и конфуцианских норм поведения. И, несмотря на проникновение западных идей и нарушение привычных традиционных семейных устоев, здесь по-прежнему в значительной степени сохраняются традиции семьииэ.Несмотря на существующую в Японии тенденцию к смещению ценностной модели в сторону индивидуализма, японская культура имеет черты «умеренного коллективизма», а это значит, что объединение общими ценностями ицелями, долгом и ответственностью перед группой является неотъемлемой частью культуры в этой стране.
В таком обществе разделяются и закрепляются социальные роли и трудовые функции, сохраняется соблюдение иерархии.То разнообразие слов, которое японцы используют в разговоре о своих членах семьи или непосредственно обращаясь к ним, свидетельствует о том, что в настоящее время в Японии сохраняются принципы вертикальной системы отношений «оя–ко». Иерархическая структура японской семьи основана на таких ценностях, как труд, семейное воспитание, уважение к старшим, подчинение. Все эти характеристики присущи японской культуре и закреплены в понятии «семья».Ритуал является важнейшим элементом японской культуры.
Именно через него транслируется напоминание о сыновнем благочестии, уважениистарших, сохранении культурных традиций, которые были заложены конфуцианством.Можно утверждать, что в действиях японцев, связанных с обрядами бракосочетания, очень хорошо прослеживается значимость ритуальности.134Поведение молодых людей и сегодня обусловливается традициями, уходящими в далекое прошлое.
Это чётко прослеживается в проведении многихритуалов, связанных с самыми разными этапами жизни японцев – свадьба, рождение ребёнка, похороны. В японском языке сохраняется много ритуальныхтерминов, используемых на разных этапах проводимых церемоний.В работе были рассмотрены обозначения понятий «брак» и «свадьба», указывающие на значимость свадебного ритуала в культуре этой страны. Большинство японцев «браку по сговору» (омиай кэккон, お見合い結婚) предпочитают «брак по любви» (рэнай кэккон, 恋愛結婚).
Многие молодые люди до сих порвоспринимают свадебный ритуал как процесс инициации («перехода») в новую жизнь, поэтому относятся к нему серьёзно, поддерживая тем самым нерушимость института семьи.При этом сегодня ценность семьи определяется в сознании японцев такимипонятиями, как аи (愛) – любовь, синрай (信頼) – доверие, кё:кан (共感) – симпатия, ситасии (親しい) – близость.Трансформация института семьи, так или иначе, затронула все аспектысемейных отношений и семейного поведения, что отразилось на супружескихи родительских установках.Сегодня в Японии идет быстрый процесс атомизации семей: распад традиционных связей, социальное разобщение, отделение от клана и больших семейных групп.Основной семейной единицей выступает нуклеарная (отдельная) семья,состоящая, как правило, из супружеской пары и одного или нескольких детей. С этой точки зрения, японская семья стала похожа на семью стран Европыи Америки, вобрав в себя их характерные особенности: индивидуалистическуюнаправленность, установку на карьеру и, вместе с тем, повышение брачноговозраста, уменьшение рождаемости, увеличение разводов.
Всё это способствовало смещению гендерных ролей в семье.Проанализированный языковой материал позволяет утверждать, что эгалитарные ценности (построенные на взаимном уважении к индивидуальности135партнера), которых придерживаются супруги, существуют наравне с традиционными патриархальными представлениями о разделении ролей. Женщиныстремятся совместить нелёгкий труд домохозяек с работой, а роль мужа в семьепо-прежнему в большинстве случаев сводится к зарабатыванию денег.Образование и воспитание также отражают сложность процесса синтезатрадиционных и современных взглядов японцев.
Процесс внедрения эгалитарных ценностей накладывается на укоренившуюся в их сознании культуру поведения. Сегодня образование стало выполнять часть функций, которые преждевыполняла семья, формировавшая сознание носителей культурных ценностей.Современное образование в Японии больше, чем патриархальная семья, ориентировано на свободу и равенство, утверждение индивидуализма и всестороннееразвитие.Воспитание в семье и в школе по-прежнему ориентировано на патриотизми набор «необходимых качеств».
Непрерывное образование и общественныйхарактер учебных заведений, а также постоянная связь семьи и школы указывают на наличие в сознании японцев сохранения опыта прошлых поколений,что свидетельствует ещё и об их упорном нежелании перенимать модели, присущие западному обществу.Появление новых форм брака (бэккёкон (別居婚) – брак раздельного проживания; соккон (卒婚) – выход из брака; катэй най рикон (家庭内離婚) – развод впределах дома) в Японии является показателем того, что для японцев брачныйсоюз является устойчивым социокультурным институтом. Формы современного развода демонстрируют то, насколько семейная система иэ все еще значимаи актуальна в сознании японцев.В условиях XXI в.
одной из проблем японского общества является одиночество. Одни молодые люди осознанно не стремятся к созданию брака, другие,наоборот, не могут построить отношения в силу своей зажатости. В Япониифеномен одиночества, вызванного нежеланием создавать собственную семью,называют «парасайто-сингуру» (букв. «паразит-одиночка»). Эту тенденцию на-136зывают «болезнью цивилизации» (буммэйбё: (文明病)). В Японии эта болезньпроистекает из-за распада больших клановых семей на более мелкие «ядерные»организации. Подобной болезни подвержены представители многих стран мира,однако в Японии подобное поведение отчетливо проявляется в появлении отдельной группы населения – хикикомори. Одиночество затронуло и пожилоенаселение.
Из-за дефицита времени у детей стареющие члены семьи оказываются брошенными на произвол судьбы.Можно утверждать, что на современном этапе, когда японское обществопереживает динамичные преобразования социальных отношений, происходитпереоценка норм поведения в социуме и изменение гендерных ролей и критериев успешности человека, наблюдается явная трансформация брачно-семейных установок.137СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДокументыа) на русском языке1.Конституция Японии : офиц. текст.
– 11.04.2010 [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=37 (дата обращения:30.11.2017).2.Свод законов «Тайхорё». 702–718 гг. : офиц. текст. – М.: Наука,1985. – 368 с.б) на английском языке3.The Constitution of Japan. May 3, 1947 : the official text / Prime Ministerof Japan and his Cabinet [Конституция Японии. 3 мая 1947 г. : официальныйтекст / Премьер-министр Японии и его Кабинет] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://japan.kantei.go.jp/constitution_and_government_of_japan/constitution_e.html (дата обращения: 14.01.2019).4.Ministry of education, culture, sports, science and technology Japan [Ми-нистерство образования, культуры, спорта и технологий Японии] [Электронныйресурс].
– Режим доступа: http://www.mext.go.jp/en/policy/education/lawandplan/title01/detail01/1373798.htm (дата обращения: 23.08.2019)138Монографии, учебники, учебные пособияа) на русском языке5.Алпатов, В.М. Япония: язык и культура / В.М. Алпатов. – М.: Языкиславянских культур, 2008. – 208 с.6.Арешидзе, Л.Г.
Путеводитель по японскому этикету: полезная инфор-мация для иностранцев о правилах поведения в Японии / Л.Г. Арешидзе,М.И. Крупянко, И.М. Крупянко. – М.: Международные отношения, 2017. –154 с. (Серия «Удивительная Япония».)7.Аристотель. Сочинения : в 4 т. – Т. 4 / Аристотель; ред. т. и авт.вступ. ст. А.И. Доватур, Ф.Х. Кессиди; примеч. В.В. Бибихин и др.; пер. с древнегреч. Н.В.
Брагинской и др.; Академия наук СССР, Институт философии. –М.: Мысль, 1983. – 828 с.8.Арутюнов, С.А. Современный быт японцев / С.А. Арутюнов. – М.:Наука, главная редакция восточной литературы, 1968.9.Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М., 2005. –408 с.10. Бердяев, Н.Б.
Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Н.Б. Бердяев // Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – 480 с.11. Берндт, Ю. Лики Японии / Ю. Берндт; пер. с нем; предисл. С. Арутюнова; АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1988.
– 291 с.12. Вагацума, Сакаэ. Гражданское право Японии / Вагацума Сакаэ, Ариндзуми Тору. – М.: Прогресс, 1983. – 334 c.13. Вежбицкая, А. Язык, культура, познание / А. Вежбицкая; пер. с англ.;отв. ред. М.А. Кронгауз; вступ. ст. Е.В. Падучевой. – М.: Русские словари,1996. – 416 с.14. Воробьёв, М.В. Японский кодекс «Тайхо Ёро рё» (VIII в.) и право раннего средневековья / М.В.
Воробьёв. – М.: Наука, главная редакция восточнойлитературы, 1990. – 280 c.13915. Гегель, Ф. Философия права / Ф. Гегель // Сочинения. – Т. VII. – М.–Л., 1934.– 767 с.16. Гессе-Вартег, Э.М. Всё о Японии. Брак у японцев / Э.М. Гессе-Вартег. – М.: Фонд «Канун Золотого Века»; СПб, 2001. – 608 с.17. Грушевицкая, Т.Г. Культурология : учебник / Т.Г. Грушевицкая,А.П.