Диссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока". PDF-файл из архива "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
В 2013 г. в рамках коммуникативных исследований было объявленоо зарождении отдельного научного направления, которое Р. Крейг и егопоследователи назвали «коммуникативной историей» (Communicative History); этонаправлениехарактеризуетсяпониманиемкоммуникативнойисториикаквсеобщей6. Э. Кульчицки, ученик Р.
Крейга, разделил «коммуникативнуюисторию»нанеявнуюиявную,связаннуюспоявлениемконцепциикоммуникации как интерпретирующей основы для понимания мира7.Carey, James W. Communication as Culture: Essays on Media and Society. New York – London: Routledge, 1992(first published: Unwin Hyman, 1989). P. 109–132.2Schiller, Dan. Theorizing Communication: A History. New York: Oxford Univ. Press, 1996.3Kulczycki, Emanuel. Dwa aspekty komunikacji.
Założenia komunikologii historycznej. Poznan: Wydawnicwonaukowe, 2015. P. 122.4Craig R.T., Muller H.L. (Eds.). Theorizing Communication: Readings Across Traditions. Los Angeles: Sage, 2007.5Craig, Robert T. Meta-discourse // The International Encyclopedia of Communication Vol. II. Ed. by W. Donsbach.Blackwell Publishing, 2008. P. 3707.6The Handbook of Communication History / Ed. by P.
Simonson, J. Peck, R.T. Craig, & J.P. Jackson. New York, NY:Routledge, 2013.7Kulczycki, Emanuel. Communication History and Its Research Subject // Annals of the University of Craiova.Philosophy Series. Vol. 33 (1) 2014. P. 132.120Ориенталисты, как правило, имеют дело с реальным опытом изученияВостока, поэтому они редко разделяют метанарративы1.
Сегодня важнейшимисточником знаний об обычных людях, представляющих афроазиатские (в томчисле ближневосточные и североафриканские) общества, стал Интернет. Этообстоятельство актуализирует анализ общественно-политических, социальноэкономических, этнических, религиозных и иных коммуникаций не только в массмедиа, но и в социальных сетях. Как доказал Г. Бант, сетевой анализ является внаше время самым эффективным инструментом для изучения кибер-исламскойсреды (Сyber-Islamic Еnvironments), а также террористических организаций наБлижнем Востоке и их деятельности по всему миру2.
Р. Розенталь показалинформационно-коммуникативные взаимодействия суфиев в сети3. А.Д. Кнышпроанализировалриторикупоследователейтеррористическойорганизации«Кавказский Имарат», запрещенной в России4. Не менее актуальны исследованияисламских экстремистских организаций и движений, организованных по сетевомупринципу (Дж. Эспозито, Б. Роберсон, С. Штерн и др.).Анализируя географию коммуникативных исследований, связанных сгуманитарными науками, Дж.
Пули и Д. Парк установили, что 60% всехрелевантных историографических ссылок в этой области приходится наанглоязычные страны, а во всех развивающихся странах, вместе взятых, этотпоказатель не больше 4 %5. На Россию приходится около 1 % исследований в этойобласти знания: лишь в начале 2010-х гг. социологический подход Ю. Хабермасаи понятие «типов общественности», введенное им для исследования историческихэтапов изменения содержания и форм коммуникации, получили известность вИсключение составляет Центр мегаистории ИВ РАН и его исследования (Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев, А.А.Назаретян).2Bunt, Gary R.
Hashtag Islam: How Cyber-Islamic Environments Are Transforming Religious Authority (IslamicCivilization and Muslim Networks). The Univ. of North Carolina Press, 2018. Bunt, Gary R. Islam in the Digital Age: EJihad, Online Fatwas and Cyber Islamic Environments. London and Sterling, VA: Pluto Press, 2003.3Rozehnal, Robert. Cyber-Sufis. London: Oneworld Pub., 2019.4Knysh, Alexander. Islam and Arabic as the Rhetoric of Insurgency: The Case of the Caucasus Emirate // Studies inConflict & Terrorism. 35:4. 2012.
P. 315–337.5См.: Pooley, Jefferson D.; Park, David W. Communication Research // The Handbook of Communication History /Ed. by P. Simonson, J. Peck, R.T. Craig, & J.P. Jackson. New York, NY: Routledge, 2013. P. 80.121отечественной историографии1. В востоковедении коммуникативные методыпризнаются перспективными, но масштабные исследования, проведенные с ихпомощью, пока единичны2.Мир-системные подходы, получившие наряду с цивилизационной теориейширокое признание в отечественном востоковедении после развала СССР идевальвации марксистских концепций истории, сегодня все чаще уступаютпервенствометодологическомуплюрализму,мультиперспективизму,мультиметодным, в том числе коммуникативным подходам. Фундаментальнаянаучнаяпроблема,связаннаясиспользованиеммир-системнойтеории,заключается в том, при описании деятельности конкретного человека и егосоциальных практик использование больших статистических данных не всегдаоправдано,еслиэтиданные1)недостаточноверифицированы;2)невоспроизводимы в тех же пропорциях другими исследователями; 3) вынужденноизбирательны;4)всилуобъективныхпричиннерепрезентативныиассиметричны.Эта проблема еще более осложняется, когда возникает потребность нетолько в изучении социальной практики, но также ее описания и объяснения.
Э.Кульчицки подчеркивает, что коммуникация не только сама является одной изсоциальных практик, она также позволяет понимать другие практики3. Изсоциальныхтеорий,предлагающихкоммуникативныйподход,наиболееавторитетной и полной в настоящее время считается теория самореферентныхсистем Н.
Лумана. Однако и мир-системная теория не стоит на месте: дляизученияпроцессовмакроэволюцииираннихтиповгосударственныхобразований на Востоке представители мир-системной теории в лице А.В.Коротаева и Л.Е. Гринина начали применять некоторые концептуальные схемыРядинская М.В. Ю. Хабермас и коммуникативный подход как новая методология исторического познания //Вестник Волгоградского государственного университета.
Сер. 4: «История. Регионоведение. Международныеотношения». 2010. № 2. С. 159–165; Берберих М.В. Коммуникативный подход и историческая концепция ЮргенаХабермаса: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09 — Историография, источниковедение и методы историческогоисследования / Берберих Марина Владимировна [науч. рук. С.П. Рамазанов]; [ВолГУ]. Волгоград, 2011.2Так, в кандидатской диссертации С.А. Рагозиной «Политический образ ислама (на материале центральныхроссийских печатных СМИ, 2010-2017)», которая была защищена в Институте философии РАН в 2019 г., былиспользован метод критического дискурс-анализа, который относится к числу коммуникативных.3Kulczycki, Emanuel. Dwa aspekty komunikacji.
Założenia komunikologii historycznej. S. 18.122коммуникативной теории Н. Лумана, в частности, его категории сегментарных истратификационных дифференциаций. Одним из пионеров подобной адаптациибыл А. Саутхолл1.В настоящее время в отечественной науке рефлексируются целые классытеорий и концепций истории, принадлежащие к различным по своей природепознавательным установкам и задачам моделям (типам) научного знания: наукеклассической,неклассической(возникланарубежеXIX–XXвв.),постнеклассической (появилась в 1960–1970-х гг. на волне информационнокоммуникационной революции), и новейшей неоклассической как вариантапостнеклассической науки.
Эти модели, раскрытые в работах В.И. Аршинова,В.П. Визгина, П.К. Гречко, Н.В. Иллерицкой, И.Н. Ионова, В.А. Лекторского,А.В. Лубского, Л.А. Микешиной, Л.П. Репиной, И.В. Следзевского, В.С. Степина,других российских и зарубежных исследователей, используются в данной работев качестве важных ориентиров в области теории истории.Н. Луман, скончавшийся в 1998 году, создавал свою теорию в прошломвеке, поэтому он физически не мог в полной мере оценить все преимуществасовременного этапа развития высоких технологий для практического применениякоммуникативных подходов, появившихся за последние два десятилетия. В своевремя в развитии технологий он видел лишь возможности повышения значенияинформационных компонентов коммуникации, не затрагивающие значениекомпонентовсообщенияи,соответственно,смысла2.Системно-коммуникационный подход отчасти восполняет этот пробел, сближая горизонтытеоретико-методологическогознания,цифровыхметодовипрограммныхинструментов для изучения истории Востока.
В диссертации впервые вотечественной историографии делается попытка системной репрезентациикоммуникативных подходов,представленныхвсовременныхсоциальныхтеориях, к изучению истории восточных обществ в рамках «нового историзма».См.: Southall, Aidan. The Segmentary State in Africa and Asia // Comparative Studies in Society and History. XXX, I,January 1988.2Луман Никлас. Самоописания.
С. 241.123Объектисследования–информационно-коммуникативныевзаимодействия субъектов истории в социальных системах, изучаемых черезкоммуникации конкретных людей.Предметомисследованияявляютсякоммуникативныеаспектысоциокультурного взаимодействия людей в различных измерениях историиВостока, в наибольшей степени определяющих идентичность человека ввосточных, прежде всего, мусульманских обществах – собственно общественном,политическом, этническом и религиозном.Цель и задачи исследования. Цель исследования – на основе сближениягоризонтов истории Востока и наиболее познавательных социальных (преждевсего, коммуникативных) теорий разработать общие принципы и конкретныеметоды системно-коммуникационного подхода к изучению восточных (преждевсего, мусульманских) обществ, призванные обеспечить повышение уровнясистемности,степениобъективностиидостоверностикомплексныхвостоковедческих и исламоведческих исследований на современном этапе.Для достижения поставленной цели были поставлены и решены пятьисследовательских задач:Первая задача – анализ реального содержания коммуникативного,цифрового,информационногоидругихпознавательных«поворотов»висторической науке – предпосылок системно-коммуникационного подхода кизучению истории Востока (т.е.