Диссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока), страница 3

PDF-файл Диссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока), страница 3 История (55985): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока) - PDF, страница 3 (55985) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока". PDF-файл из архива "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Теперь с высокой степенью достоверностиможно описывать не только «исторического героя», но и «обычных людей»,преждепредставлявших«безмолвствующеебольшинство»,нотеперьполучивших возможность быть услышанными; 9) проблемой соотношенияакадемического исламоведения, исламской теологии как научной дисциплины иисламских «наук о вере» (‘улум ад-дин), связанной с появлением теологии вноменклатуре научных специальностей ВАК; 10) потребностью в более широкомикомплексномиспользованиисовременногоинформационно-коммуникационного инструментария в востоковедческих и исламоведческихисследованиях;11)дальнейшимразвитиемтеориииметодологии«коммуникативной», «информационной» и «цифровой» истории на основепринципа научной рациональности, который выступает как формальный илогический критерий научной истины1.Отдельного внимания заслуживает актуальность темы исследования длямеждисциплинарного синтеза истории и других наук, прежде всего, социальных,1Карр Э.

Что такое история? Рассуждения о теории истории и роли историка. Алматы: Жетi жарғы, 1997. С.188.12который обсуждается в научных дискуссиях1, для изучения истории исовременного состояния восточных обществ. Здесь на первый план выходитпроблема обеспечения системной целостности методологии и знания, разработкаединого методологического базиса междисциплинарности, но с сохранениемприоритета методологии исторической науки (поскольку история пронизываетвсе социогуманитарные науки), а не просто историзацией других наук по П.Бурдьё, стимулирование дискуссии в направлении дальнейшего развития теориии методологии истории и междисциплинарных исследований2.Степень изученности темы.

Диссертационная работа написана в рамках«нового историзма» в его философской, прежде всего, прагматическойинтерпретации,котораяввелавнаучныйоборотпредставлениеобуниверсальности коммуникации3. Это первая попытка подобного рода вотечественномвостоковедении.Отражаяметодологическуюрефлексиюинформационной эпохи, «новый историзм» занимает промежуточную позициюмежду классическим историзмом (Historismus), получившим свое развитие и вмарксизме4, и историцизмом (Historizismus), ратовавшим за прогностическийподход к истории и социальным наукам путем обнаружения «ритмов» или«моделей», «законов» или «тенденций», лежащих в основе макроэволюцииобществ.

Известными представителями классического историзма были немецкиеисторики и теоретики Л. фон Ранке, И. Дройзен, Ф. Майнеке, В. Дильтей, М.Вебер, Г. Зиммель, Г. Риккерт, итальянский философ и историк Б. Кроче,британскийисторикР.Коллингвудидр.Недостаткиисторицизма,критиковавшиеся К. Поппером, отчасти преодолены современными версиямиСм.: Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы / под ред.

Б.Г. Могильницкого,И.Ю. Николаевой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002; Методологический синтез в истории и социальные науки:теория, историография и практика конкретных исследований / под ред. Б.Г. Могильницкого, Л.П. Репиной, И.Ю.Новиковой. М.: Наука, 2004.2Подробнее об этом см.: Чубарьян А.О. Историческая наука в России к началу XXI века / А.О. Чубарьян //Новая и новейшая история. 2003.

№ 3. С. 12–16; Аликберов А.К. Об актуальных проблемах методологии новейшейистории // Новейшая история Центральной Азии: проблемы теории и методологии / под ред. А.К. Аликберова, М.А.Рахимова. М.: ИВ РАН, 2018. С. 3–9.3Подробнее о направлениях внутри этой методологической школы см.: Анисимова А.Э. «Новый историзм»:Науковедческий анализ / отв. ред. А.И. Ракитов. М.: Из-во «Директ-Медиа», 2010.4Подробнее об этом см.: Лекторский В.А. Субъект. Объект.

Познание. М.: Наука, 1980.113синергетики, клиометрии, исторической информатики, которые, тем не менее,остаются на позициях сциентизма.Интерпретативную рецепцию «нового историзма», зародившегося в недрахамериканской филологии и литературоведения (С. Гринблатт), на широкомвостоковедческом материале предложил К. Гирц, расширивший представление обистории как коммуникации: «То, что мы записываем, есть noema («мысль»,«содержание», «суть») речения. Это смысл акта речи, но не сам акт речи»1.Изучая новые ориентиры в науках о культуре, Д. Бахманн-Медик пришла квыводу о том, что Гирц писал о «поэтике культуры» в смысле «нового историзма»(New Historicism)2, которая «ведет к децентрированию текста и интерпретации»3.Однако интерпретативные подходы Гирца и «нового историзма» далеко нетождественны: «Если центростремительная интерпретация Гирца, ищущаясмысловые центры, пытается через ключевые тексты добраться до “внутреннейсущности” культуры, то новые историзм подчеркивает маргинальность ипротиворечивость текстов.

Особое внимание здесь уделяется отношениям обмена,смешениям и переговорам»4, т.е. коммуникации.«Новый историзм» нашел свое развитие в «новой исторической науке»(фр. La Nouvelle Histoire) – это одно из ведущих направлений в историческойнауке на рубеже XX–XXI вв., которое начало формироваться во Франции в 1960–1970-е гг. В центр исследования были поставлены человек и его повседневнаяжизнь – личная (интересы, потребности, мировосприятие, чувства) и общинная, всовокупности социальных связей (микроистория). Придерживаясь броделевскогопонимания истории как длительного процесса (longue durée), «новая историческаянаука» переосмысливает идеи Л.

Февра и М. Блока, именно поэтому она частоклассифицируется как 3-й этап развития школы «Анналов»5. Это направление1Geertz, Clifford. Thick Description: Towards an Interpretive Theory of Culture. New York: Basic Books, 1973. P. 3–30.Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: Новые ориентиры в науках о культуре. С. 102.Там же. С. 104.4Там же.5А.Я. Гуревич, творчески развивая традиции школы «Анналов», одним из первых в отечественнойисториографии представил теорию истории как теорию коммуникации с прошлым, стратегию задавания вопросовпрошлому, в котором «книжная, письменная культура существовала в виде своего рода островков в море систем2314исторических исследований, предлагающее междисциплинарные подходы кизучению общества и истории ментальностей, достаточно близкое к историческойантропологии, получило широкое признание и в отечественной историографии(Л.П. Репина и ее школа «интеллектуальной истории», Б.Н.

Миронов и др.), атакже в экономической истории и просопографических исследованиях. Изучениесоциальных, культурных, антропологических, когнитивных и других аспектовистории, подготовивших «коммуникативный поворот» в гуманитарных науках1,стало возможным благодаря усилиям большого круга историков и теоретиков,которые упоминаются в тексте диссертации.В историческую науку и востоковедение понятие коммуникации прониклочерез труды Э. Кассирера, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля, Ж.-П. Сартра, в которых оно,прежде всего, использовалось для обозначения социального взаимодействия Egoи Alter. После публикации в журнале «Bell Systems» в 1948 г.

новаторской статьиК. Шеннона под названием «Математическая теория коммуникации»2 это понятиепереместилось в центр философских дискуссий3. С началом второго этапаинформационно-коммуникационнойреволюции,вызванногомассовымраспространением персональных компьютеров (1960–1970-е гг.), связан процесснарастающей цифровизации истории и социогуманитарных наук, а такжеустной коммуникации». См.: Гуревич А.Я.

Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.:Искусство, 1990. С. 160.1Morris, Martin. Rethinking the Communicative Turn: Adorno, Habermas, and the Problem of CommunicativeFreedom. P. 3–8.2В теории коммуникации нашла свое отражение «философия символических форм» (Philosophie dersymbolischen Formen) Э.

Кассирера, в которой на основе идей Канта предпринимается попытка преодоленияэмистемологической пропасти между природой и сознанием (духом), поскольку природа отчасти выступает какпродукт познающего сознания. Представляя собой символическую форму, организующей в том числе познаниечеловеком природы, язык выступает в роли медиума, посредника между природой и сознанием. В философииязыка Э. Кассирер выступает против марксистской теории отражения, настаивая на теории конструирования. См.:Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт.

/ Пер. с нем. С. А. Ромашко. М. – СПб.: Университетскаякнига, 2002. После Кассирера с теорией форм работал, прежде всего, Г. Зиммель, с именем которого связано, повсей видимости, понятие формы у Н. Лумана. Что касается Э. Гуссерля, то, как теоретик сознания, он применилсвои понятия ноэматическое и ноэтическое (ноэма как мысль и ноэзис как реальное содержание переживаниясознания) к теории сознания, а не коммуникации, так же как и понятия Ego и Alter. Впоследствии эти идеи былипереосмыслены Н. Луманом – в виде концепций самореферентности (аналог ноэмы) и инореферентности (аналогноэзиса). Из философов особое внимание значению коммуникации уделил Ж.-П. Сартр.3Некоторые исследователи убеждены, что именно публикацию К.

Шеннона, а не изобретение компьютера,нужно считать отправной точкой информационно-коммуникационной революции, хотя по этому вопросу нетединого мнения. См.: Aftab O., Cheung P., Kim A., Thakkar S., Yeddanapudi N. Information Theory & The DigitalRevolution. Project History. Massachusetts Institute of Technology. [Электронный ресурс] // URL:http://web.mit.edu/6.933/www/Fall2001/ Shannon2.pdf P.

2–3.15обновление методов системного подхода и их адаптация к изучению различныхпроявлений социальности и культуры (Р. Мюнх, Дж. Александер и др.).Родоначальником коммуникативных подходов к историческому познаниюпо праву считается представитель Франкфуртской школы критической теории Ю.Хабермас, создавший теорию общественной коммуникации как главного факторасоциальной эволюции1. Коммуникативные походы к истории невозможнорассматривать в отрыве от диалогической концепции М.М. Бахтина и его идеихронотопа как «существенной взаимосвязи временны́х и пространственныхотношений»2. Рефлексивная модель исторического исследования предлагается вперекрестной истории (Histoire croisée) М.

Вернера и Б. Циммерманн, основаннойна диалогизме и предполагающей «зависимость процесса коммуникации отвнешней среды, учет разных модификаций культур, степени их податливости и“проницаемости”, но также инерции и сопротивления»3. Идея рациональнойрефлексии раскрывается в трудах Ю. Хабермаса и Н.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее