Диссертация (Влияние типов семейного воспитания на социальную адаптацию младших школьников (на материале исследования российских и вьетнамских детей)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Влияние типов семейного воспитания на социальную адаптацию младших школьников (на материале исследования российских и вьетнамских детей)". PDF-файл из архива "Влияние типов семейного воспитания на социальную адаптацию младших школьников (на материале исследования российских и вьетнамских детей)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
и др.): социализация как экстериоризация подразумевает тот факт, чточеловек раскрывает свою первоначальную сущность в обществе, включая егороли и места среди других людей, его вклад в развитие общества; социализация как инкультурация понятие более глубокое. Онарассматриваетсякакспособосвоениядетьмиопыта,накопленного14предшествующими поколениями в культуре своего народа. Социализациякак инкультурация определяется межличностными отношениями в семье идругими социальными аспектами жизнедеятельности общества. социализациякакадаптация(анализвозможныхрезультатовсоциализации).
В данном случае, если человек соответствует определеннымтребованиям окружающего его социума, он – адаптирован. Если же нет, этотпроцесс имеет название – дезадаптация; социализация как интернализация (приобретение социального опыта,способы и особенности его усвоения); социализациякакгоминизация(осознаниесвоейсущностивсоциальной среде); социализация как процесс конструирования (социальная активностьиндивида в воспроизведении полученного опыта).На основе вышесказанного можно сделать вывод, что человек усваиваетопыт и знания о нормах, правилах и ценностях социальной среды наилучшимобразомвовремяпроявленияактивности.Изучимболееподробносоциализацию как инкультурацию и, главным образом, социализацию какадаптацию [80, c.
10 - 11].В начале, мы рассмотрим социализацию как инкультурацию. Каждаякультура включает нормативный образ «идеального человека», который,однако, не явно выражен, а функционирует на уровне индивидуального иобщественного сознания и в некоторой части закреплён в правовых нормах.Так как такие образы передаются человеку по наследству из поколения впоколение, либо приобретаются во время чтения литературы, просмотрафильмов, обучения и т.д., социализация может изучаться как процессвхождения человека в культуру своего народа.Американский учёный, исследующий культурную антропологию, М.Д.Херсковиц впервые дал понятие инкультурации. Он исследовал культуру,15как объект, созданный человеком и охватывающий знания, верования,искусство и обычаи [10, с.
27].С точки зрения М.Д. Херсковица, индивид в процессе инкультурацииовладевает миропониманием и поведением, свойственным его культуре.Результатомданногопроцессаявляетсяформированиекогнитивного,эмоционального и поведенческого сходства с индивидами данной культуры иотличие от представителей других культур. Началом процесса инкультурациисчитается момент рождения и приобретения ребёнком первых навыков освенияречи, а окончанием – смерть. М.Д. Херсковиц высказывает мнение, чтосуществуют два этапа инкультурации: 1) детство, когда зарождается процессовладения языком, происходит знакомство с нормами и общими культурнымиценностями; 2) зрелость, когда инкультурация относится к таким аспектамкультуры, как изобретения, новые идеи и ценности.Если на первом этапе индивид в целом пассивно воспринимает культурныеявления, то на втором он способен относиться к ним выборочно, что предполагаетвоспроизведение и развитие культурного наследия [178].
Процесс социализациипроисходит по большей части не в специализированных институтахсоциализации, а под руководством старших и благодаря собственному опыту.Итогом процесса инкультурации является человек компетентный в культуре иотносящихся к ней языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако М.Д. Херсковицобращает особое внимание на то, что процессы социализации и инкультурациипротекают одновременно, и человек не может быть членом общетсва безвхождения в культуру [143; 176].В противовес такому подходу другие авторы, в частности, Уэнтворд У.М.понимает культуру как «конструкцию для жизни», как специфический способдеятельности, «существования».Вработахроссийскихпсихологовследующиепонятияимеютаналогичные значения: «образ жизни» (Бестужев-Лада И.В.), «социальная16ситуацияразвития» (Ананьев Б.Г., Божович Л.И., ВыготскийЛ.С.),«общественно-исторический образ жизни» (Асмолов А.Г.
и др.).В подобном толковании, с одной стороны, особенно отмечаютсяисторичностьиизменчивостьсреды,окружающейчеловека,спротивоположной стороны, в процессе социализации для человека становитсяважным экзистенциональный смысл. С такой точки зрения, процесссоциализации получает интерсубъективный характер, а взаимодействиеличности и общества рассматриваются как взаимопроникающее.В таком случае среда предстаёт перед человеком как условиеформирования личности, составляющая симбиотического единства личности иобщества. В процессе совместной деятельности с другими людьми личностьоткрывает в себе поля значения и смысла, необходимых ей для «врастания вчеловеческую культуру», так как именно культура «является главнымфактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать вобществе» [80, с.
84; 167].Существуют различные точки зрения на сходство и различие в понятияхо социализации и инкультурации. Например, М. Мид рассматриваетсоциализацию как социальное научение в целом, а инкультурацию – как реальносуществующий процесс овладения навыками и знаниями в определеннойкультуре.Д. Матцумото обращает внимание на следующее отличие: социализацияотносится к процессу и механизмам при помощи которых люди приобретаютзнания о социальных и культурных нормах, а инкультурация имеет отношение ксубъективным, базовым, и психологическим аспектам процессам социализации[126, с.
96].Однако, несмотря на отсутствие единой точки зрения на обозначениепонятий социализации и инкультурации, в целом, исследователи сходятся водном: термин «социализация» более универсален, а термин «инкультурация»является более специфичным [179].17Изучая проблемы инкультурации на групповом уровне, Т.Г. Стефаненковыделяет три вида культурной трансмиссии: 1) вертикальную трансмиссию, впроцессе которой культурные ценности, знания, навыки и т.п.
передаются изпоколения в поколение; 2) горизонтальную трансмиссию, когда в процессевзросления человек получает опыт и правила, сформированные культурнойтрадицией, общаясь со сверстниками; 3) непрямую трансмиссию, котораяподразумевает овладение человеком знаний в соответствующих институтахсоциализации (школах, техникумах, колледжах, вузах и т.п.), а также в ходепрактической деятельности – у окружающих его людей [143; 180].При рассмотрении проблемы социализации А.Г. Асмолов изучаетсоциализациюсточкизренияпреобразованияличностьювнешнихобщественных факторов во внутренние структуры.
Этот подход в большейстепени рассмaтривается как объективный взгляд на человека, так как человекздесь выступает в качестве объекта воздействия на общество. Иными словами,А.Г. Асмолов в своих работах определяет сущность процесса социализациикак изменение общественных отношений между людьми, которые переходят виндивидуальные отношения личности и в ходе такой совместной деятельностидействует механизм интериоризации – экстериоризации [13, с. 301].В своей работе Г.М. Андреева также отмечает, что в ходе социализацииличностьнетолькоприобретаетсоциальныйопыт,нотакжеитрансформирует его личные ценности, установки и идеи [7, с.
276].Современные исследователи, изучая процесс социализации, рассматриваютего в связи с понятием личностной зрелости. «Личностная зрелость»представляетсобойкомплекстипичныхчеловеческиххарактеристик,включающих умение принимать на себя ответственность, уважать другихлюдей, следовать существующим нормам и правилам.В современной психологии существует несколько точек зрения наличностную зрелость.
Одна из них принадлежит И.П. Шкуратову, который наоснове теорий личности И.М. Палея и В.С. Магуна, приводит три условия18зрелой личности, которая: 1) осуществляет деятельность в соответствии сосвоей системой ценностей вне зависимости от обстоятельств; 2) можетдействовать во вред некоторым жизненным благам, даже при условии, что этоможет повлечь наказание; 3) может воздействовать на рост и развитиеокружающих.Изучая проблему личностной зрелости, А.В.
Соловьев же наделяет зрелуюличность следующими характеристиками:1) Психическое здоровье как важное условие личностного роста.2) Эффективность – как проявление активной социальной адаптации вокружающей среде.3)Гармоничность,стрессоустойчивость,внутреннеесопротивлениедестабилизирующим внешним воздействиям.4) Проявление активности для самореализации в обществе.5) Способность к накоплению разностороннего внутреннего опыта,знаний, умений и представлений, которые личность непосредственно получаетиз индивидуальной деятельности, общения и самоанализа.6) Установление личного смысла жизни.7)Благополучноеразрешениевнутриличностныхпротиворечийинесоответствий, появляющихся в результате осознания сложности общественногосуществования.Изучая проблему личностной зрелости, Т.
Шибутани рассматривает этипонятия, как синонимы, и полагает, что человек считается зрелым лишь в томслучае, когда он научился брать ответственность за свои действия и поступки,а не тогда, когда созрел биологически [143; 176].В настоящее время в российской психологии прочно укоренилась идея отом, что социализацию следует изучать как двусторонний процесс: с однойстороны, индивид усваивает социальный опыт, принимая участие вобщественной системе связей, а с противоположной стороны, в ходе19социализации в деятельности индивида отражается система социальных связейблагодаря активному взаимодействию со средой [77, с. 6].Б.Д.