[007].24_03_05(1.5) (Лекции в электронном виде), страница 2
Описание файла
Файл "[007].24_03_05(1.5)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Кроме того, движение вечно, поскольку времявечно. Аристотель, в отличие от Платона, считает, что время вечно. Оно вечновследствие того, что всякое настоящее («теперь») предполагает наличие прошлого, ато прошлое, когда было настоящим, предполагало наличие моментов предыдущегопрошлого. Таким образом, не может быть начального момента времени, т.е. времявечно.Основная физическая догма. Это догма формулируется Аристотелем так: всякоедвижущееся вообще с необходимостью должно двигаться чем-нибудь иным,отличным от него.Аристотель разделил два вида бесконечности: актуальную бесконечность ипотенциальную бесконечность.
Это оказалось возможным потому, что Аристотельввел понятия возможности вообще, как таковой (это потенциальность) идействительности вообще (это актуальность). Под актуальной бесконечностью, помнению Аристотеля, следует понимать бесконечно воспринимаемое чувствами телоили бесконечную величину, а таковых быть не может. Аристотель признаетсуществование только потенциальной бесконечности. Тем самым, он говорит, чтоВселенная в пространстве конечна.
Бесконечность Аристотель понимает не каксостояние, а как процесс. Не может быть бесконечного тела или бесконечнойвеличины (числа) – всегда можно найти число или тело, которое больше данного.Под потенциальной бесконечностью Аристотель понимал то, что какую бы ниустановить границу или предел, всегда есть возможность перейти эту границу ипреодолеть этот предел.Учение о душе. Учение о душе развивается Аристотелем в произведении «О душе».Душой, по мнению Аристотеля, обладает не всякая вещь, а только естественноетело. Нет никакой души у ножа и топора. Естественное тело должно обладатьвозможностью жизни. Когда осуществляется возможность жизни, может идти речь оналичии души.Используя понятие сущности формы и энтелехии, Аристотель дает общееопределение души. Первое определение души (через форму и сущность): душа снеобходимостью есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающаявозможностью жизни.
Второе определение (через понятие энтелехия): душа – этопервая энтелехия естественного тела, обладающая возможностью жизни. Из этихопределений ясно, что душа является спутницей жизни. С точки зрения Аристотеля,существуют три вида души. Два вида принадлежат к физической психологии, третийвид души носит метафизический характер.Поскольку душа является спутницей жизни, то есть у растений и животных, ане только у человека и богов. Наличие растительной души связано со способностьюк питанию. Отличительная черта животной души – способность к чувствам.Например, способностью к осязанию – это первичный признак наличия животнойдуши. Существует также метафизический вид души – разумная душа, наличиекоторой связано со способностью к рассуждению и размышлению. Такой душойобладают два рода существ: боги (у которых есть только разумная часть души) ичеловек (у которых есть все три вида души: растительная, животная и разумная).Логика.
Аристотель использовал термин аналитика, эквивалентный термину логика(термин логика он не использовал). Учение о логике Аристотель изложил вГришунин С.И. lection 7 (24.03.2005) ver. 1.5 (not edited) page 5 of 9_Setiпроизведениях «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории»,«Опровержение софизмов». Позднее совокупность этих произведений была названа«органон» (перевед.
- орудие). В этих произведениях Аристотель сформулировалосновные законы мышления, дал определение понятиям истина, умозаключение(силлогизм), а также разработал учение о доказательствах.Законы мышления. По мнению Аристотеля, существуют 4 основных законамышления: 1)закон противоречия, или закон запрещения противоречия 2)законисключенного третьего 3)закон тождества 4)закон достаточного основания. Законупротиворечия и закону исключенного третьего Аристотель дал явную формулировку,а закону тождества и закону достаточного основания – нет.1)В общей экзистенциальной формулировке закон запрещение противоречиязвучит следующим образом: невозможно, чтобы в одно и то же время одно и то жебыло и не было присуще одному и тоже же в одном и том же смысле.
Еслирассматривать логический аспект закона, то он означает следующее: неверно в однои то же время нечто утверждать и отрицать. Можно сказать и так: нельзя в одно и тоже время об одном и том же нечто утверждать и отрицать. Формальная запись этогозакона выглядит следующим образом: ( A ∧ A) . Здесь ∧ является символомконъюнкции (можно также использовать символы & и ·). Под A имеется в видулюбое суждение.Пример: не может быть в одно и то же время, чтобы доска была и черной и не черной.Вопрос из зала: Следовало бы записать: ( A ∧ A) = ∅, поскольку в записи ( A∧ A) нет утверждения.Ответ: Знак равенства – это не единственный возможный оператор в формальныхисчислениях (он здесь в принципе не обязателен). Черта сверху в записи ( A∧ A) относится ко всему,что находится в скобках.Запись, в которой присутствует пустое множество – это отношение между множествами, а этоне единственный вариант отношений высказывания.
Запись ( A∧ A) относится к любым высказываниям,в том числе, где и нет множеств.Смысл закона, запрещающего противоречия, состоит в том, что он запрещает одновременноутверждение и его отрицание. Если игнорировать этот закон, то рассуждения неизбежно приведут кпротиворечию.Этот закон действует только в актуальном бытие и не распространяется напотенциальное бытие.Пример: С точки зрения Аристотеля любой человек актуально жив, но потенциально мертв.2)Закон исключенного третьего в общей форме записывается в виде A ∨ A .В данном случае также нет знака равенства, поскольку речь идет о формальном исчислениивысказываний, где можно использовать не только отношения между множествами, но и вообщелюбые отношения между высказываниями.Формулировка закона: не может быть ничего посередине между двумяпротиворечащими друг другу высказываниями.
Или: между двумя противоречащимидруг другу высказываниями не может быть ничего среднего.Пример: доска черная или не черная. Ничего среднего между этими высказываниями неможет быть. Среднее может появиться в следующем случае. Если высказать два утверждения: доскачерная и доска белая, то между ними есть нечто среднее: доска серая. Поэтому белое и черное – этопротивоположности, а не противоречия. Черное и не черное – это противоречивые высказывания, а непросто противоположные.3)Закон тождества Аристотеля заключается в следующем высказывании:невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно. Этотзакон означает следующее: объем и содержание понятия о предмете должны бытьстрого определены и оставаться неизменными в ходе рассуждения об этом самомпредмете.
Под содержанием понятия обычно понимаются все составляющие егоэлементы, которые могут быть выделены в качестве самостоятельных понятий. Подобъемом понятия понимаются обычно все другие понятия, отличные от данногопонятия, для которых это понятие является главным признаком или главнойсоставной частью. Если речь идет о конкретных понятиях, а не абстрактныхГришунин С.И. lection 7 (24.03.2005) ver. 1.5 (not edited) page 6 of 9_Setiпонятиях, то нередко под объемом понимается совокупностью предметов, которыеотносятся к данному понятию.
Однако это не совсем точно, поскольку логикарассматривает соотношения не между понятиями и предметами, а между понятиямии понятиями.Формальная запись закона тождества: A=A. Знак равенства здесь являетсяобязательным.4)Закон достаточного основания звучит следующим образом: в процессерассуждения достоверными следует считать те суждения, относительно истинностикоторых могут быть приведены достаточные основания.Достаточные основания истинности некоторого суждения – это совокупностьобязательно истинных других суждений, в которую обычно входят аксиомы,определения, суждения, связанные с непосредственным восприятием, а такжедругого рода суждения, истинность которых доказана с помощью других суждений.Из этой совокупности обязательно истинных суждений истинностью первогосуждения должна вытекать с логической необходимостью.Вопрос из зала: В каком количестве следует привести основания, чтобы доказать истинностьсуждения?Ответ: Чем больше можно привести достаточных оснований, тем более вероятнодоказательство (это моя [лектора] личная точка зрения, а не точка зрения Аристотеля).Силлогизмы.
Аристотель разработал учение об умозаключениях (силлогизмах) идал определение термину силлогизм. Силлогизм – это речь, в которой если нечтопредположено, то с логической необходимостью следует отличное от положенного,поскольку положенное есть. Силлогизмы Аристотеля состоят из трех суждений, приэтом два из них являются посылками, а третье – выводом, заключением. Посылкимогут быть общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными ичастноотрицательными. Аристотель также выделил фигуры силлогизма.
Наибольшеезначение имеет первая фигура силлогизма: если A сказывается о всяком B, а Bсказывается о всяком C, то A сказывается о всяком C (из истинности первых двухпосылок вытекает заключение).Пример:Все млекопитающие теплокровные.Собаки – млекопитающие.Вывод: собаки теплокровные.Другой пример:Все люди смертны.Путин – человек.Вывод: Путин смертен.Понятие истины. С точки зрения Аристотеля, истина носит не онтологический, агносеологический характер.