[005].10_03_05(1.8) (Лекции в электронном виде), страница 2
Описание файла
Файл "[005].10_03_05(1.8)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Таким образом, мнениеГришунин С.И. lection 5 (10.03.2005) ver. 1.8 (not edited) page 4 of 9_SetiПротагора о том, что все истинно и что человек – мера всех вещей, основано насубъективности чувственных ощущений человека.Если всё истинно, и об одном и том же могут быть два противоположныхсуждения, то каков критерий выбора норм поведения и правил этики? Единственныйкритерий, который предлагает Протагор, - это выгода. Выбирать следует то, чтоболее выгодно и полезно.Горгий.(480-380 гг. до н.э.).Основное произведение Горгия – «О природе, или О несущесвующем». Горгийпытался доказать, что ничего не существует.
Если Протагор основывал свойгносеологический релятивизм на субъективности чувственных восприятий человека(истина зависит от места, времени, условий и от человека), то Горгий основываетгносеологический релятивизм на трудностях человеческого разума. Эти трудностивозникают, когда человеческий разум пытается построить непротиворечивоефилософские мировоззрение с помощью понятий бытие, небытие, мышление и т.д.Если Протагор учил, что всё истинно, то Горгий – наоборот, что всё не истинно, всёложно. По мнению Горгия, ничего не существует, а если и существует нечто, то этонечто непознаваемо, а если и познаваемо, то невыразимо и непередаваемо другомучеловеку.Пытаясь доказать, что ничего не существует, Горгий доказывает, в первуюочередь, что не существуют как бытие, так и небытие. Кроме того, не существуютбытие и небытие вместе взятые. Доказательство следующее:Заодно рассмотрим и основные софистические приемы, которыми используют в наше времяполитики.Горгий доказывает, что небытие не существует.
Он подмечаетпротиворечивость суждения, что небытие, т.е. не-сущее, существует. С однойстороны, небытие не существует, потому что оно мыслится несуществующим(небытие – это не-сущее, то, что не существует). Далее схема рассуждений такова:Небытие есть не-сущееНебытие естьНебытие существуетВ данном случае используется следующий софистический прием: одинтермин «есть» используется в разных смыслах. Сначала – в качестве связки междупонятиями «небытие» и «не-сущее». Его можно убрать, заменив на тире. Во второйстрочке «есть» используется в качестве предиката, и нельзя вместо него ставитьтире.Любое суждение состоит из субъекта суждения и предиката суждения. Субъект суждения –объект (предмет) о котором нечто высказывается. Предикат (перевод.
– сказывание) суждения – то,что высказывается об объекте. Под предикатом обычно понимают некоторое отношение, признак,качество, которое приписывается объекту. В данном случае (во второй строчке) «есть» являетсяпредикатом, т.е. некоторым отношением или свойством, которые приписывается небытию.Итак, согласно рассуждениям Горгия, небытие не существует, поскольку самопо себе является противоречивым понятием.Однако, с точки зрения Горгия, бытие (т.е. сущее, то, что существует) тоже несуществует!Суждение, что бытие существует, не является противоречивым. Поскольку Горгий, в отличиеот Парменида, оторвал мышление от речи, а бытие от мышления, он не мог воспользоваться тойсхемой рассуждения, которую использовал Парменид.Гришунин С.И. lection 5 (10.03.2005) ver.
1.8 (not edited) page 5 of 9_SetiПытаясь доказать, что бытие не существует, Горгий показываетпротиворечивость свойств, которые обычно приписываются бытию: вечность ивременность. Допустим, что бытие (т.е. сущее) вечно. Следовательно, оно не имеетначала, поэтому является беспредельным. Если оно беспредельно, то его нет нигде(нельзя конкретно указать то место, где оно есть), поэтому оно не существует.В данном случае используется другой софистический прием: подмена одного понятие другим.Вначале утверждается, что бытие вечно, а затем – что оно беспредельно. Понятие время заменяетсяпонятием пространство.
И, кроме того, если нечто беспредельно и нельзя указать конкретного места,где оно находится, то из этого вовсе не следует, что оно не существует.Допустим обратное, что бытие (сущее) временно. Тогда оно должно быловозникнуть либо из самого бытия (сущего), либо из небытия (не-сущего). По мнениюГоргия, из не-сущего ничего возникнуть не может, потому что небытие ничего непорождает. Следовательно, бытие возникло из бытия. Поэтому оно является вечным.Таким образом получаем, что, согласно Горгию, понятие бытие являетсяпротиворечивым, поскольку проявляет противоречивые свойства: вечность ивременность. Следовательно, бытие не существует.Итак, небытие и бытие не существуют по отдельности, значит и вместе онитоже не могут существовать. Таким образом Горгий делает вывод: «ничего несуществует».Сократ.(470-399 гг.
до н.э.).Отец Сократа был ремесленником-камнетесом, мать - повивальной бабкой. Сократучаствовал в войнах Афин со Спартой. Поскольку Сократ жил во времена афинскойдемократии, он иногда заседал в народных собраниях. Жизнь Сократа –«воплощенная философия».Философия Сократа. В одном из диалогов Платона («Протагор») утверждалось, чтоСократ, философствуя, мог отрешиться от всего и простоять так сутки, ни на что необращая внимания.Один из почитателей Сократа пытался узнать у дельфийского оракула, есть ликто на свете мудрее Сократа, и получил ответ, что Сократ – самый мудрый человек.После этого Сократ не возгордился, а пытался беседовать со сведущими людьми, нопришел к выводу, что их мудрость сомнительна, кажущаяся.
Эти люди считали, чтоякобы хорошо знают то дело, которому посвятили свою жизнь.Сократ отнюдь не считал себя самым мудрым, поскольку, по его мнению, егомудрость не сравнима с мудростью бога. Сократ сказал в связи с этим (это один изтезисов Сократ): «Я знаю только то, что я ничего не знаю».Другой тезис Сократа – «познай самого себя».
В одном из разговоров онсказал своему собеседнику: «Я до сих пор не могу осуществить то, что написано надельфийском храме Аполлона» («познай самого себя»).Предмет философии. Если до софистов предметом философии была природа, то ссофистов (и Сократа в частности) начинается поворот. Предметом философииСократа является человек как общественное и нравственное существо. Сократаинтересует, в первую очередь, не природа, а этика и нравственность.Последние дни жизни. В 399 г. до н.э., после того, как в Афинах тирания тридцатисменилась демократией, поэт Мелет, богатый кожевенник Анит и оратор Ликонобвинили Сократа в том, что он развращает молодежь – не чтит богов, которых чтитгород и изобретает новых богов.
Поэтому, по их мнению, Сократ должен бытьосужден на смертную казнь. Таким образом в 399 г. до н.э Сократ предстал передсудом присяжных. Его осудили на смертную казнь (для этого было достаточно пятойчасти от всех голосов присяжных). После того, как он произнес защитительную речь,еще большее количество присяжных выступили против Сократа и осудили его насмерть большинством голосов. Затем ему еще раз предоставили слово, чтобы онГришунин С.И. lection 5 (10.03.2005) ver.
1.8 (not edited) page 6 of 9_Setiвыбрал себе наказание. Сократ выбрал себе бесплатный пожизненный обед инебольшой штраф в одну мину (мина - денежная единица). После этого он былосужден еще большим количеством присяжных; в конечном счете, его осудили насмерть. Однако он не был казнен в этот и в следующий день, потому что из Афинбыл отправлен на остров Делос корабль с религиозной миссией, и до возвращенияэтого корабля казни отменялись обычаем.
Сократ в ожидании казни провел 30 дней втюрьме.Накануне казни к Сократу пришел его друг, Критон, и сказал, что стражиподкуплены, и предложил Сократу бежать. Однако Сократ не согласился – онсчитал, что каждый человек должен подчиняться установленными в его обществезаконам, и эти законы необходимо чтить. Таким образом, он остался в тюрьме. Наследующий день к нему пришли ученики, с которыми Сократ долго беседовал. Послеэтого к нему пришла жена и привела трех его сыновей, Сократ простился с ними.Вечером Сократ в присутствии своих учеников принял кубок растительного яда иумер. Последним его пожеланием было принести в жертву Асклепию петуха(Асклепий – бог медицины; в жертву ему обычно приносили петуха в том случае,если человек выздоравливал). Таким образом, Сократ хотел подчеркнуть, чтовыздоровела его душа, поскольку она покинула бренное тело.
На самом суде Сократсказал, что он не боится смерти, поскольку ему уже 70 лет и после смерти его ждетлибо небытие, либо царство Аид, где он встретится с Гомером, Гесиодом и другимивыдающимися людьми.Вопрос из зала: а каким было отношение Сократа к суициду?Ответ: Когда Сократ был осужден, ему дали самому выбрать свою смерть. Проблему суицидаСократ не рассматривал.Никаких письменных произведений Сократа до наших дней не дошло - он ничего не писал,потому что считал, что письмена, сколько их не спрашивай, твердят одно и то же. По его мнению,письмена способствуют лишь внешнему, неглубокому усвоению знаний.В следующем семестре мы рассмотрим философию экзистенциалистов XX века.
Один из еёпредставителей, Камю, получил Нобелевскую премию по литературе и философии. Он написалпроизведение «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде». С точки зрения Камю, центральная проблема – этопроблема самоубийства, так как прежде всего необходимо решить, стоит ли жизнь того, чтобы еепрожить; и только после этого можно заниматься всем остальным – физикой, философией,искусством и т.д.Некоторые исследователи считают, что Сократ – всего лишь художественныйперсонаж в произведениях (диалогах) Платона.
О Сократе известно лишь то, чторассказали о нем его ученики – историк Ксенофонт и философ Платон.Метод Сократа. Сократ учил, что истину надо искать вдвоем, т.к. одному искатьистину бесполезно. Он разработал субъективную диалектику (диалектика – этоискусство ведения диалога с собеседником). В сократовском методе поиска истиныприсутствуют четыре элемента: 1)ирония 2)майевтика («повивальное искусство»)3)индукция 4)определения.Сократ разработал собственный метод ведения диалога.