[002].17_02_05(6.0) (Лекции в электронном виде), страница 3
Описание файла
Файл "[002].17_02_05(6.0)" внутри архива находится в папке "Лекции в электронном виде". PDF-файл из архива "Лекции в электронном виде", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Основная цель – освобождение человека от страданий –сансары и кармы. Для этого необходимы правильная вера, правильное поведение иправильное познание (это называется три жемчужины). Правильная вера – это верав авторитет 24 праведников (основателей джайнизма); правильное поведение – этособлюдение 5 обетов (см. выше), а также отрешенность, смирение, милосердие,честность и т.д.Учение о познании.
С точки зрения джайнистов, существует авторитарное знание(шрути) и противоположное ему (мати). Они также выдели непосредственноепознание (непосредственное восприятие органами чувств и умом как внутренних,так и внешних объектов) и сверхнепосредственное познание (это знание душадостигает, смыкаясь с предметами познания, не используя ни чувства, ни ум). Всверхнепосредственном познании выделяются ступени: 1)человек познаетотдаленные и мелкие объекты 2)человек, освобожденный от кармы и сансары,способен узнавать мысли других людей (настоящие и прошлые) 3)абсолютноезнание, всевидение.Что касается учения о мире, то джайнисты выделяли 5 миров.
Два нижних –это миры демонов; средний мир – это земля, где обитают обыкновенные люди; надэтим миром возвышается мир богов, и самый верхний мир – это мир 24 праведникови джинов, которым поклонялись джайнисты.Впоследствии джайнизм разделился на два течения: шветамбара (санскр., букв. одетые в белое) - умеренные и дигамбара (санскр., букв. - одетые пространством) –крайние.Основное произведение джайнистов – «Сиддханта».Буддизм.Будда происходил из рода Шакьев, который входил в одно из арийских племен.Другое его имя - Сидхартха Гаутама.
Он долгое время вел отшельнический образжизни и пытался найти правду жизни. Однажды он решил сесть под дерево(смоковницу) и не сходить с места, пока на него не снизойдет просветление. Начетвертый день сидения на него просветление на него снизошло (отсюда и его имя –Будда (санскр ., букв. – просветленный).На Будду снизошли основные законы нравственной жизни. Добро и егопротивоположность (зло) – это абсолютные антиподы. Зло и ненависть могутпорождать только зло и ненависть. Также на него якобы снизошли три благородныеистины: 1)жизнь есть страдание, поскольку в сансаре нет счастливых эмпирическихсуществований. Во что бы человек ни перевоплощался, в физическом аспекте онвсегда будет испытывать страдание. Например, рождение есть страдание, болезнь –это тоже страдание; то же самое со смертью (поскольку человек разлучается сблизким) и с неудовлетворенным желанием.
2)у страдания есть причина, и онасостоит в жажде жизни. 3)поскольку есть причина страдания, то надо от негоосвободиться. 4)существует восьмеричный путь освобождения от страдания, аименно это 4.1)правильный пусть – должное понимание четырех благородных истин4.2)правильная решимость – воля преобразовать свою жизнь в соответствии с 4-мяблагородными истинами.
4.3)правильная речь – воздержание от клеветы, а такжегрубых и фривольных разговоров. 4.4)правильные действия – упомянутый выше вджайнизме обет ахимса (ненанесение вреда живому), избегание воровства.4.5)правильный образ жизни (а именно честный). 4.6)правильные усилия – борьба ссоблазнами и дурными мыслями. 4.7)правильное направление мыслей – связано сГришунин С.И. lection 2 (17.02.2005) ver. 6.0 (not edited) стр.
8 из 9_Setiпониманием преходящего характера всего и отрешенностью от всего, чтопривязывает человека к жизни, т.е. отвращение к уму, чувству, телу. 4.8)правильноесосредоточение, которое имеет определенные ступени: 4.8.1)мысли направляютсяна понимание и истолкование четырех благородных истин 4.8.2)человек верит в этиистины, и вместо душевного беспокойства, связанного с исследованием того, чтоесть правда и истина жизни, человек, наоборот, обретает душевное спокойствие ирадость. 4.8.3) человек отрешается от счастья и телесности 4.8.4)достигаетсясостояние полного безразличия и полной невозмутимости – нирвана. Возможныепереводы термина нирвана – исчезновение, конец, полное освобождение отстраданий.Принципиальные отличия пути спасения в раннем буддизме от христианства.Если христианство предлагает потусторонний путь освобождения от страданий – тобуддизм – посюсторонний, т.е., с точки зрения Будды, от страданий можноосвободиться еще при жизни.
Человек, достигший состояния нирваны, был названархат. В более поздних течениях буддизма состояние нирваны приобретаетонтологический характер, т.е. состояние бытия, а не просто нравственное состояниечеловека. Первоначально в буддизме не было понятий бога, рая,сверхъестественного. С точки зрения Будда, все изменчиво - все, что рождается, вконце концов умрет; то, что кажется неизменным – в следующий моментизменяется. В связи с этим он определенным образом интерпретировал понятиедуши. Душа – это поток сознания, и она смертна, поскольку, для того, чтобы онабыла бессмертна, она должна носить субстанциональный (неизменный) характер.В более поздних течениях (хинаяна, махаяна) отказались от первоначальныхидей Будды. Например, в махаяне (санск.
досл. большая колесница) Буддаобожествлен, и появилось много Будд. Кроме того, вместо термина архата сталииспользовать термин ботхисатва (ботхисатва - человек, который находится на путидостижения совершенного знания). Душа была признана бессмертной, и считалось,что души спасенных обитают в раю. Что касается современного течениябрахманизм-индуизм в Индии, Будда является в нем одним из воплощений Вишны.Червака (локаята).По мнению значительной части исследователей, термин локаята происходит оттермина локаятама, что в переводе означает "точка зрения обычных людей". Поповоду происхождения термина червака есть несколько версий. Некоторые считают,что это имя основателя этого направления. Другие исследователи придерживаютсямнения, что название произошло от слова чарв (жевать), поскольку, согласнонекоторым источникам, черваки учили: ешь, пей и веселись.
Третий вариантпроисхождения - слово произошло от терминов чару (приятный, доходчивый) и вак(слово). Некоторые считают, что одним из основателей считается философБрихаспати.Учение черваков носит материалистический характер. Черваки отрицаютавторитет Вед; с их точки зрения, богов нет. Душа смертна, потому что иначе онабы после смерти тела она возвращалась обратно в тело, влекомое любовью к своимблизким.
Все сущее состоит, с точки зрения черваков, из четырех великих сути(европейский эквивалент термина - первоэлементы): огонь, вода, земля, воздух. Ониизначально обладают активностью и самодвижением. Сознание также состоит изсути в определенной пропорции. После смерти тела сознание также исчезает, т.е. неявляется бессмертным.Этика черваков.
Этика носит характер гедонизма (точка зрения, согласно которойцелью человеческой жизни является счастье). Черваки понимали счастье какнаслаждение («Ешь! пей! веселись»). Хотя они и признавали, что часть наслажденийсвязана со страданиями, они считали, что от этих страданий можно освободиться.Гришунин С.И. lection 2 (17.02.2005) ver.
6.0 (not edited) стр. 9 из 9_SetiУчение о познании черваков. Основой познания черваки считали чувства (т.е.были сенсуалистами). Они не признавали врожденное и авторитарное знание.Разум, с их точки зрения, не является самостоятельным источников познания.Санкхья.Основателем санкхьи является Капилла. С точки зрения санкхьяиков, познаниедействительности неизбежно связано с перечислением основных объектов и средствпознания.Ортодоксальная санкхья.
В рамках первоначальной санкхьи считалось, что естьдва первоначала:1)Пракрити (перевод - природа, натура; европейский эквивалент материальная основа бытия)2)Пуруша (возможный перевод - ум, душа; европейский эквивалент – душа,мировой дух).Активность присуще Пракрити; Пуруша бездеятелен, его единственноесвойство - бездеятельное созерцание. В то же время, поскольку у Пуруши естьнекоторое наличие знания, то взаимосвязь между Пурушой и Практити - как связьмежду хромым и слепым.
Пракрити, поскольку он не хромой, несет на своей спинеПурушу, но поскольку Пуруша обладает некоторым знанием, он указывает емупуть. В результате их влияние возникает мироздание [см. также лекцию 3]..