Билет 16 (Ответы), страница 3
Описание файла
Файл "Билет 16" внутри архива находится в папке "Ответы". PDF-файл из архива "Ответы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "экономика" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
повышениезаработной платы работников, получающих должностной оклад.2. Критерии социальной справедливости, их преимущества и недостатки«Справедливость - дитя неудовлетворенности человека жизнью. Довольный человек в справедливости ненуждаетсяинеговоритоней,дажебудучичленомразвитогообщества».Одним из важнейших понятий, регулирующих отношения людей, является понятие справедливости.Справедливость наряду с добром - наиболее древние общественные идеалы. Люди постоянно опираютсяна представления о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Идея справедливости являетсяосновополагающей в законодательстве современного демократического общества, в котором праворассматривается как нормативно закрепленная справедливость. Само понятие «юстиция» по латыниобозначаетсправедливость.В философском словаре справедливость определяется как «понятие о должном, соответствующееопределениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Справедливость - категория моральноправового, а также социально-политического сознания.
Так, понятие справедливости содержит в себетребования соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизниобщества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием ивоздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и ихобщественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость [2, с.622]. Как видно из данного определения, категория справедливости является и этической, и правовой, исоциально-политической.Справедливость как этическая категория является принципом, регулирующим индивидуальныеповедения по отношению как к другим людям, так и к себе. По отношению к другим людямсправедливость противостоит эгоистическим устремлениям человека и удерживает его от причинениявреда другим людям.
Так называемое «золотое правило морали» в его отрицательной формулировке «неделай другому того, чего не желаешь себе» направлено к справедливости, а в утвердительной - «поступайно отношении к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе» - кмилосердию.Главное требование справедливости как этической категории - это уважение прав и достоинств людей.Эта мысль может быть выражена и по другому: «справедливость заключается в исполнении человекомсвоих обязанностей, имел в виду, что обязанность - это форма долженствования, которой человекувменяются действия, гарантирующие права людей» [3, с.
344]. Такие обязанности (выполнение долга)могут носить как правовой характер (обусловлены законодательством), так и нравственный (обусловленынравственным требованием на уважение человеческого достоинства по отношению к другому).Обязанности и права всегда находятся в единстве. Если соблюдение справедливости в отношении другихлюдей предполагает исполнение своих обязанностей (долга), то справедливость в отношении себяпредполагаетотстаиваниесвоихправ.Представление о справедливости у людей могут очень различаться.
Так, если брать украинские реалии это разные оценки деятельности УПА, разное отношение к статусу русского языка. Различныепредставления о справедливости могут привести к конфликтным ситуациям в обществе.Особым видом справедливости является социальная справедливость, субъектами которой выступаютбольшие социальные группы, общество в целом, человечество. «Социальная справедливость - это системаобщественных институтов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре постояннообеспечивает удовлетворяющее, по меньшей мере, большинство членов общества распределениеполитических, юридических, экономических и других прав и материальных ценностей [4, с. 232].Существуют различные концепции социальной справедливости.
В зависимости от соотношениясправедливости,свободы,равенстваинеравенстваможновыделитьследующие:1.Уравнительнаяконцепция.Онаисходитизблизостиилитождества,понятий справедливостииравенства.Критериемуравнительнойсправедливости является арифметическое равенство. Данный вид справедливости применяется в областигражданско-правовыхсделок,возмещениеущерба,наказанияит.д.2. Распределительная концепция. Распределительная справедливость как принцип означаетделение общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества:тут возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами, льготами.3.
Либеральная концепция. Эта концепция исходит из возможности сбалансировать свободу иравенство,сделатьихопоройдругдругаврамкахцелостной системы социальной справедливости. Наиболее известнымпредставителемэтогоподхода является современный американский философ Дж. Роулз (автор труда «Теория справедливости»).Дж. Роулз рассматривает справедливость как принцип социальной организации. В определениесправедливости он включает понятия равенства и неравенства. Справедливость выступает как мераравенства и мера неравенства между людьми. Люди должны быть равны в правах и это равенство должнобыть закреплено законом. Они должны быть равны при распределении социальных ценностей.
Однакосправедливым будет и неравенство в распределении социальных ценностей, когда это такое неравноераспределение,котороедаетпреимуществакаждому.Соответственно определение справедливости, которое дает Роулз, распадается на два принципа:«1. Каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее обширной системыосновных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей.2.
Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы, вопервых,отнихможнобылобыожидатьпреимуществ.для всех и, во-вторых, доступ к положениям и должностям был открыт всем»Ну эт как бы из социологии.. Какого черта это в билетах?!.