Ответы к экзамену, страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология личности" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как«индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историюсвоего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этоговида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении иприобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. —словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. Структурно-функциональныекачества биологического индивида, доставшиеся ему в наследство, гибко пригнаны к условиям образажизнедеятельности вида. Однако, как и биоэнергетические свойства человека, они уже присущи индивиду как«элементу» в системе вида, являются его собственными свойствами, неотделимы от него самого.Человек как личность в системе общества. Человек как «элемент» в системе общества становится носителемсовокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе.Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природныхкачеств.
В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь,подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям.«Вторая природа» приобретается естественными объектами тогда, когда они производятся человеческим трудоми включаются в пространство социальных отношений. В процессе труда происходит «очеловечивание» природы:деревянный брусок может превратиться в «стул»; заостренная на одном конце прямая палка стать «копьем»;шкура леопарда — мягким «ковром» или теплой «одеждой». Стоит вырвать любой из этих природных объектов изсистемы общества, в котором они создаются, и их социальные системные качества «испаряются», прекращаютсвое существование. Секрет бытия социальных системных качеств любой вещи «очеловеченного» мира в том исостоит, что, будучи изъяты из системы мира человека, они исчезают.
Их нет в самом природном объекте внесистемы использования этого объекта в той или иной человеческой деятельности. Особенность любых системныхсоциальных качеств объектов мира человека заключается в том, что они производятся в обществе, приобретают внем, по выражению К.Маркса, «социальную душу».В ситуациях переходного периода в развитии общества, в эпохи перемен, в смутные времена возрастаетвероятность того, что тот или иной поступок индивидуальности может резко изменить историческую траекторию,эволюцию системы.
Механизмы адаптации, функционирующие в социальных системах, связаны с обеспечениемустойчивости личности, ее типичного предсказуемого поведения в социальной группе. Механизмы бифуркацииприсущи индивидуальному поведению личности как индивидуальности в различных проблемно-конфликтныхситуациях.
В тех случаях, когда в обществе наступает переломный момент, незначительные в обычных условияхпоступки индивидуальности могут вызвать преобразование общества, стать толчком к возникновениюнепредсказуемой фазы в развитии культуры.При описании родовых качеств человека, проявляющихся в стереотипизированных адаптивных формахповедения, их характеризуют как социотипические проявления личности в социальной системе. Прихарактеристике системно-интегральных качеств человека, проявляемых им в непредсказуемых ситуациях, которыене удается преобразовать на основе стереотипизированного поведения, употребляют понятие «индивидуальностьличности».За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческогоэволюционного процесса жизни.Противоречие между мотивами деятельности индивидуальности, проявляющееся в виде конфликта илигармонического взаимодействия с идеалами и нормами социальной общности, может быть разрешенопосредством либо поступков и действий, преобразующих родовую программу социальной общности, либоразличных перестроек мотивов индивидуальности в процессе взаимодействия с социальной общностью.
В томслучае, если противоречие носит характер гармонического взаимодействия, поступки и действияиндивидуальности способствуют дальнейшему прогрессу социальной общности. Если же противоречие выступаетв виде конфликта, то активность индивидуальности может повлечь за собой либо перестройку родовойпрограммы данной общности, привести к иному направлению эволюционного процесса этой системы; либо книвелировке индивидуальности, ее изоляции или полной элиминации в социальной системе.Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельностисамореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры илипорождению в ходе преобразования действительности форм и продуктов иной культуры.Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную активность по отношению к даннойобщности тогда, когда созданные этой активностью в процессе самореализации нормы и ценности становятся17нормами и ценностями соответствующей культуры.
При этом активность индивидуальности перестает выполнятьфункцию к изменению данной системы и начинает выполнять функцию ее сохранения, стабилизации. Например,деяния исторических личностей, провозглашающих новую веру, вначале порой подвергаются гонениям, так какони вносят смуту, неопределенность в культуру своего времени. Однако в дальнейшем, в случае победы их веры,их варианта эволюции культуры, эти деяния возводятся в ранг эталонов, превращаются в стереотипы. В результатеони становятся носителями функции к сохранению системы, начиная элиминировать или рационализироватьпроявления активности других индивидуальностей как выразителей иных линиях эволюционного процесса.В процессе эволюции социальных систем социотипические качества личности выражают тенденцию данныхсистем к сохранению и могут в широком смысле быть охарактеризованы как адаптивные, а проявленияиндивидуальности личности преимущественно отражают тенденцию системы к изменению и, будучипреадаптивны-ми по своему эволюционному смыслу, обеспечивают потенциальные возможности иных вариантовдальнейшей эволюции данной социальной системы.Индивидуальность личности, какой бы самобытной, неповторимой и непредсказуемой она ни была, порождаетсяприсущим системе образом жизни.Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуациях выбора, личность заявляет о себе как обиндивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклоненных и изобретенных альтернатив.Связь между индивидом, несущим видовой опыт человечества (опыт биогенеза, антропогенеза ииндивидуального онтогенетического развития человека), личностью, приобщающейся к различным картинаммира и типовым формам поведения в социогенезе как истории человечества, и индивидуальностью, строящейсебя и мир в персоногенезе как жизненном пути человека, передается формулой: «Индивидом рождаются.Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают».«Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия«индивид» является латинский термин «individuum» (индивидуум). Характеризуя личность, также имеют в виду«целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. «Индивид» выступает какпреимущественно генотипическое образование, а его онтогенез характеризуется как реализация определеннойфилогенетической программы вида, достраиваемой в процессе созревания организма.
В основе созреванияиндивида лежат в основном адаптивные приспособительные процессы, в то время как развитие личности неможет быть понято исключительно из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, а личностьюстановятся (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Но при этом недолжно произойти подмены терминов, при которой вместо «биологического» употребляется «индивидное»,вместо «социальное» — «личностное», а сам взгляд на проблему соотношения биологического и социальногоостается дуалистическим.Разграничение понятий «индивид» и «личность» имеет не только методологические, но и эмпирическиеоснования.
Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее концеокажется «личность без телесного индивида», вроде описанного Ю.Тыняновым поручика Киже или различныхмифических личностей, а на другом — «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феноменМаугли).Трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности изсистемы социальных связей, приходится иногда наблюдать в домах-интернатах для престарелых (В.Ф.Болтенко).При разграничении понятий «индивид» и «личность» в эмпирическом плане самого пристального вниманиязаслуживает обнаруженный психогенетиками феномен «мы-самость» (we-self) — существование одной личности уоднояйцевых близнецов, не могущих существовать друг без друга ни во времени, ни в пространстве.
Одналичность тем самым как бы обслуживается двумя индивидами.Наряду с разграничением понятий «индивид» и «личность» в отечественной и зарубежной психологии прихарактеристике личности используют различные триады: «организм», «социальный индивид», «личность»,М.Г.Ярошевский, Ром Харре); «индивид», «личность», «индивидуальность» (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьевымбыло введено представление об «индивиде», «личности», «субъекте деятельности» и «индивидуальности».
Черезпонятие «индивид» он обозначил «индивидные» природные свойства человека; через понятие «личность» —социальное положение человека в обществе, общественные функции — роли, цели и ценностные ориентации,определяющие социальную биографию человека. Под «субъектом деятельности» Б.Г.Ананьев понимал человека,обладающего сознанием и активно преобразующего мирв познании, труде и т.д., а под «индивидуальностью» — интегративное целостное объединение «индивида»,«личности» и «субъекта деятельности».
Сходных взглядов на индивидуальность придерживался В.С.Мерлин,разрабатывающий концепцию «интегральной индивидуальности».18Такого рода разграничение разных проявлений жизни личности в обществе является продуктивным, особеннокогда в целях экспериментального исследования ставится задача выделения тех или иных специфическихзакономерностей становления личности. Вместе с тем при резком разведении личности на различные «триады»возникают определенные затруднения.При анализе соотношений «индивида», «личности» и «индивидуальности» как «элементов» эволюционирующейсистемы анализируются их взаимосвязи в филогенетическом, антропогенетическом, социогенетическом,онтогенетическом и функциональном аспектах их развития, а также ставится вопрос о преобразованиизакономерностей историко-эволюционного процесса в ходе истории вида.При разведении понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в контексте историко-эволюционногоподхода к изучению развития человека не происходит подмены этими понятиями терминов «биологическое» и«социальное».