Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова - Социология труда. Учебник для вузов (2012), страница 54
Описание файла
PDF-файл из архива "Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова - Социология труда. Учебник для вузов (2012)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 54 страницы из PDF
В случае инициативной творческой разработки ее результаты реализуются с помощью инновационного процесса, осуществляемого посредством рыночных реалий при обратной связи с творческим процессом. В случае творческой разработки по заказу, исходя из рыночного спроса, условия творчества определяются инновационным процессом при обратной связи творческого процесса с рыночным. Могут быть и другие варианты, в частности, когда инновационный процесс выполняет посредническую миссию между творческим и рыночным процессами. Исходя из принятой стратегии реализации творческих идей и направлений инновационной деятельности, решаются вопросы структуры производственной организации и обеспечения благоприятного климата для осуществления нововведений, определяются конкретные действия, которые уточняются в ходе их реализации.
При этом делается выбор между эволюционным и революционным путем освоения новшеств. Следовательно, инновационный процесс учитывает и воздействует на четыре фактора — стратегию, структуру, благоприятный климат и действия, причем творческий подход в полной мере касается каждого из этих компонентов. Инновация чаще всего — это результат не индивидуальной, а совокупной деятельности по исследованию и разработке новой технологии решения производственной проблемы.
При оценке изменений под влиянием предпринятых действий необходимо учитывать как желаемый, так и побочный, отрицательный эффект. В случае, если последний преобладает, следует вернуться к определению инновационной задачи и внести в нее нужные коррективы. Особенно важно учесть, что новизна разработки должна быть лишь необходимой — не ниже, но и не выше, с тем, чтобы не допускать необоснованных затрат, делающих инновацию невыгодной для потребителя, а значит, и неприемлемой для производителя. Гудава 1а творческий человек Способность предприятия к нововведениям, его инновативность, с одной стороны, диктуется изменением рыночной ситуации, а с другой — балансом интересов между разработчиками новшеств и производственниками, т.е.
между субъектами творческого и репродуктивного труда. Исходя из этого, в инновационной деятельности можно выделить две ключевые фигуры — генератор идей, инноватор (единоличный или коллективный автор инновации) и предприниматель, оказывающий финансовую и организационную поддержку ее реализации с учетом рыночной ситуации.
Формула инновации как средства эффективного изменения практики может быть определена суммой двух равных по значению компонентов: творческая идея плюс способность к ее реализации. В той же мере как инновация неосуществима без творчества, творческий процесс нуждается в инновации, в частности, в применении моделей и игр, других современных средств технологии поиска решений. При этом применение математических методов направлено на выполнение технологических элементов работы. Среди стратегий, направленных на повышение инновативности, можно отметить технологию партисипативного управления, которая включает инновации при проектировании процесса работы на уровне рабочего места, а также в при внедрении рациональных схем движения сырья и материалов. В этих условиях создается благоприятная среда для повышения заинтересованности каждого работника в расширении круга обязанностей в проявлении инициативы в содействии реализации новшеств.
Наилучшие результаты в использовании творческого потенциала достигаются при условии тесного взаимодействия ученых, специалистов и практиков на основе соединения научного творчества с техническим, экономическим, социальным. Решение этой задачи предполагает интеграцию всех творческих сил в рамках единого инновационного процесса, ориентированного на конечные результаты. Это позволяет существенно повысить эффективность творчества, создать условия, при которых признанные полезными инновации были бы реализованы на практике. Особо следует остановиться на таком понятии, как творческий потенциал (креативность).
Творческие возможности человека (это понятие в научной литературе именуется креативностью) включают такие качества, благодаря которым человек создает что-либо, не существовавшее прежде. 227 Раздел ги Твврчевиив и гразидаиеаие резервы Креативность складывается из совокупности пяти видов способностей, характеризующих творческий потенциал субъекта: ° познавательный потенциал — интеллектуальные способности, позволяющие человеку от познания технологических явлений переходить к познанию их сущности, скрытой закономерности, самостоятельно осваивать технические новшества, критически осмысливать производственные ситуации, выявлять проблемы и пути их решения; ° преобразовательно-предметный потенциал — навыки, умения, способности творчески решать задачи, ставить новые; ° аксиологический потенциал — ценностные ориентации, позволяющие переходить от локальных и эмпирических оценок к всесторонней системной оценке внешних и внутренних факторов; ° коммуникативный потенциал — нравственно-психологические качества, характеризующие способность к творческому общению с людьми своей профессии и смежных сфер деятельности; ° художественный потенциал — эстетические способности, позволяющие органически соединять художественные начала и труд.
Творчеству противопоказаны проявления трех негативных моментов личностного характера. Приверженность конформизму (известно выражение: «ч1еловек, идущий за толпой, обычно не уйдет дальше толпы. человек, идущий отдельно, скорее достигнет места, где еще никто не бывал»), апатичность и нежелание обременять себя новыми проблемами; инерция мышления, при которой ранее сформированные представления мешают взглянуть на предмет с необычной точки зрения, в непривычном аспекте; недооценка творческого общения и невосприимчивость к критике — предубежденность и нежелание прислушиваться к чужому мнению и изменить свою точку зрения, даже если она недостаточно разумна; боязнь неудачи, зависть к более удачливым коллегам, огульное немотивированное отрицание любых точек зрения, предложений или концепций, несовпэдающих с собственными. Все эти негативные моменты могут быть в значительной мере преодолены или ослаблены на основе организации специальных занятий по обучению творчеству, имея в виду его организационные, технологические и психологические аспекты во взаимосвязи.
Вообще же обучение творчеству неот- 228 реева еа Творческий чевовек делимо от формирования общей культуры человека в процессе воспитания, начиная со школы, Стоит остановиться и на различии понятий творческий труд и творческое отношение к труду, Это различие, во-первых, проявляется в том, что нередко смешивается творческая работа и творчество в труде. Такое смешение ведет к серьезным издержкам в формировании добросовестного отношения к труду. Во-вторых, творческое отношение к труду всегда связано с удовлетворенностью трудом.
Когда человек доволен своей работой, он лучше и производительнее трудится. Однако иногда удовлетворенность трудом базируется на ничегонеделании, на своекорыстных интересах. Поэтому в решении социальных проблем коллектива важно не преувеличивать значение удовлетворенности трудом. В-третьих, творческое отношение к труду имеет один из постоянных и вполне обоснованных показателей — участие в рационализации и изобретательстве. Однако действующий механизм на производстве сориентирован так, что предприятия в большинстве случаев не заинтересованы в реальном воплощении творческих инициатив своих членов.
В настоящее время с установлением рыночных отношений конкуренция и законы рынка сами регулируют освоение новых технологий и способов производства, но творческий подход остается по-прежнему важным. Вместе с тем существует ряд факторов, ограничивающих творческие способности, иначе говоря, своеобразные барьеры для творческого подхода к работе. Говоря о методах организации творчества, нужно сказать о творческом мьппленни, которое в социальном смысле отражает одну из граней свободы личности. Для этого нужно видеть пути развития творческого мышления, При этом могут быть использованы различные рекомендации по усилению тех или иных граней творческого мышления, а именно: 1) Способность к свертыванию. Это умение вложить больше смысла в меньшее число слов, задать несколько функций каждому элементу рассматриваемого объекта (изделия, системы), упростить его структуру исходя из принципа минимизации структурных звеньев. 2) Способность к умению применить опыт, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, т.е.
умение отделить специфическую часть проблемы от неспецифической. 3) Способность к «сцеплению», т.е. к соединению новых сведений с прежним багажом знаний. 229 Раздел ГК Тввриееиие и ггазида ление резервы 4) Боковое мышление, т.е, способность рассматривать проблему под другим углом зрения. 5) Способность к ассоциированию понятий и проблем с учетом степени отдаленности и смысловой корректности. 6) Гибкость мышления — способность быстро отказаться от скомпрометированной гипотезы.