Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова - Социология труда. Учебник для вузов (2012), страница 53
Описание файла
PDF-файл из архива "Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова - Социология труда. Учебник для вузов (2012)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 53 страницы из PDF
Напомним, что уже в 1920-е гг. появились первые работы, в которых предпринимались попытки осмыслить отдельные аспекты психологии труда. Постепенно стали анализироваться проблемы, связанные как с творческим отношением к труду, так с самим творчеством в процессе функционирования производства. Особенно интенсивно этими проблемами в отечественной науке в 1960-е гг. занялись социологи и психологи Г.Н. Волков (1933 — 1991), Б.Ф. Ломов (1927 — 1989), Ю.М. Забродин, В.Н. Дружинин и др. Общими проблемами творчества занимались А.В.
Брушлинский (1933 — 2002) и В.Д. Шадриков. 10.1. Творчество и его особенности в производственных организациях Прежде чем приступить к анализу этапов, типов, форм, видов и фаз творчества и этапов его использования на производстве, отметим, что это понятие (и соответственно его бытие) следует уточнить с точки зрения широко используемых раааа 1а Творческо« человек терминов «творческий потенциал», «творческий труд» и атворческое отношение к труду», «творческий потенциал», «креативность», Творчество — понятие многогранное, Его можно определить как качественную характеристику индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, отличающейся той или иной степенью новизны (новаторства) ее содержания, применяемых методов и полученных результатов. Новизна как критерий творчества дает основание рассматривать его как интеллектуальную трудовую деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творчество в самом процессе трудовой деятельности характеризует стиль работы, подход человека к решению стоящих перед ним задач, отношение труду. В принципе, человеческая деятельность есть единство двух существенных моментов — воспроизведения достигнутых результатов, с одной стороны, и изменения этих результатов на более высокой основе, с другой. Поэтому неправильно противопоставлять понятия «труд» и «творчество». Само творчество — это нелегкий труд, соединяемый в себе острое и неодолимое желание проявить собственное «Я».
Кроме того, всякое творчество содержит элементы нетворческой, «черной» работы, а всякая нетворческая работа содержит, пусть минимальный, элемент творчества. Воспроизводящие (репродуктивные) и изменяющие (созидательные, творческие) виды деятельности человека взаимосвязаны и обусловлены. Мера соотношения и различия этих двух компонентов трудовой деятельности — репродуктивного и новаторского-творческого — характеризует творческий потенциал человека и общества. При определении этой меры обычно ограничиваются отношением затрат времени на творческую и нетворческую части работы.
Между тем не менее важно учитывать сложность выполняемой работы и квалификационный уровень работника. Например, доказано, что даже в такой классической сфере творчества, как Фундаментальные научные исследования, по соотношению затрачиваемого рабочего времени лишь 5 "7» — вдохновение, остальные 95;ео — «потение».
И все же, несмотря на относительно небольшой удельный вес творческих элементов, именно они являются решающей силой и необходимым условием прогресса в любой сфере деятельности — политике, экономике, науке, производстве. Творчество по своей природе индивидуально, поскольку оно отражает возможности человека как творца и связано с 223 Раздел П~. Таараесиие и гражданские резегаи данной личностью, составляя ее незаменимый особый дар.
Это выражается в интеллектуальном раскрытии и интеграции собственного опыта, выдвижении идеи и определении условий ее реализации. Что касается коллективного творчества, то оно применимо и оправдывает себя в тех случаях, когда участники творческого процесса решения общей задачи взаимно дополняют друг друга по своим профессиональным и личностным качествам.
Это позволяет вырабатывать коллективное видение проблемы и пути ее решения, сохраняя авторство каждого участника. Кроме того, роль коллективного творчества особенно ощутима при выработке стратегии реализации полученных результатов как индивидуальной, так и совместной работы, когда оно выступает в качестве промежуточного звена между творчеством и технологическим изменением, В данном случае технология рассматривается в широком плане как знание и практические меры, необходимые для изменения материальных и социальных механизмов и процессов. Практически нет ни одной сферы деятельности человека, которая в той или иной степени не нуждалась бы в творческом подходе и не была бы объектом приложения творческих усилий.
Вместе с тем по этому признаку можно выделить три сферы творческой деятельности и занятых ими лиц. Первая сфера охватывает те виды деятельности, которые принято относить к творческим (наука, образование, искусство, культура), а субъектами творчества являются лица, которые по роду занятий принадлежат к категории творческих профессий, полностью посвятив себя избранному ими виду творчества (ученые, педагоги, писатели, композиторы, архитекторы, художники, скульпторы, журналисты, режиссеры, артисты).
Вторая сфера — виды деятельности, в которых творчество сочетается с практической работой по реализации ее результатов, а субъектами творчества выступают лица, в круг должностных обязанностей которых входят поиск и принятие решений при выполнении инновационных, информационных, организационных и социальных Функций на предприятиях — руководители, инженеры и другие специалисты. Обе названные категории охватывают в основном техническую интеллигенцию, т.е.
общественный слой людей, профессионально занимающихся творческим трудом. Третья сфера охватывает непосредственное осуществление производственных процессов, в которой занятые работники посвящают себя творческому поиску не по должностным обязанностям, а по собственной инициативе — рабочие-новаторы, представляющиеслой рационализаторов, изобретателей. Гаава 1а Творческий человек Во всех областях творчества генерирование новых идей происходит в рамках одних и тех же умственных процессов, которые могут быть объединены в две группы — рассудочного мышления и творческого мышления.
К первым относятся процессы, используемые при изучении и анализе проблемы и ее состояния. Среди них можно отметить три процесса: воспоминания — обращение к прошлому опыту, к идеям, которые выдвигались ранее; созерцание — перебор идей, находящихся в данный момент в нашем сознании; наблюдение — сравнение анализируемых проблем с проблемами, которые решались ранее. К процессам творческого мышления относятся: воображение, позволяющее в ходе обдумывания или обсуждения проблемы создавать новые комбинации идей; вдохновение, обычно возникающее под воздействием какого-то внезапного импульса — увиденный (подчас весьма отдаленный) аналог изучаемого процесса или явления, услышанная или прочитанная фраза, другие факторы окружающей среды (что обычно называют озарением), либо, напротив, в результате интенсивного продумывания или обсуждения проблемы.
У творческого человека идеи возникают везде и в разное время. Поэтому таким людям рекомендуется фиксировать идеи в письменной форме. Современный производственный процесс требует от человека более высокого, чем ранее, интеллекта, осознанного принятия решений и гибкого реагирования. Это не означает, что данные качества отсутствовали у квалифицированных рабочих при традиционных производственных процессах. Просто раньше они больше основывались на частично неосознанном опыте и интуиции, а в настоящее время — на научно-прикладном мышлении. Современный работник мысленно создает для себя модели, на которых он основывает свои действия, тогда как раньше можно было полагаться просто на опыт, приобретенный в течение трудовой деятельности.
Ныне требуется экспериментальное мышление вместо стандартных решений. Результатом творчества в любой сфере деятельности является инновация. Под инновацией понимается новое решение или оригинальное исполнение. Применительно к материальной сфере — это результаты исследований и разработок: новые технологии, новые материалы, новые изделия, новые средства и системы или изобретения; оригинальные решения, содержащиеся в принятых проектах и других разработках, а также в рационализаторских предложениях технического, организационного, экономического, социального и правового 225 Раздел ги Таараесиие и гражданские резедаи характера. Их особое значение заключается в том, что от них прямо зависят производительность и эффективность труда, освоение производства новых изделий и насыщение ими рынка товаров.
Фактически весь процесс доведения инновации до потребителя состоит из двух стадий: первая — создание концепции, опытного или лабораторного образца, изобретения; вторая — последующая организация массового выпуска продукции и ее коммерциализация. Если творчество определяет новую, неизведанную комбинацию или ассоциацию идей, имеющих полезную цель, то инновация представляет собой способность реализации творческих идей.