Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова - Социология труда. Учебник для вузов (2012), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова - Социология труда. Учебник для вузов (2012)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Так, Катон Старший (234 — 149 гг. до н.э.) в своем учении особое внимание уделял целесообразному использованию рабского труда. Сенека Луций (ок. 4 до н.э.— 65 н.э.), в отличие от Аристотеля, считал, что люди по своей природе равны, неравенство же их возникает в результате общественных отношений. Лукреций Кар (99 — 55 гг. до н.э.) в книге «О природе вещей» пытается представить развитие общества как непрерывный процесс, который обусловлен появлением творческого человеческого труда.
Средневековь»е представления о труде отражают общий застой общественной мысли в этот период. Труд становится предметом исследований религиозных учений и теорий \8 Гна во Ь Воэнинн о в ение и етановаенив води«ногин труда с их специфическим взглядом на взаимодействие человека и природы. Б сочинениях Августина (354 — 430) и Фомы Аквинского (1225 — 1274) труд рассматривается в контексте христианского учения, в котором труд считается наказанием Божьим.
Но они признавали и различия труда, определяемые разными условиями жизни. Августин в своем сочинении «О граде божием» отвергает презрительное отношение к труду, отстаивает ценность физического труда наравне с умственным. Ф.Аквинский («Сумма теологий») подчеркивает, что физическим трудом должны заниматься люди, принадлежащие к низшим общественным слоям — в этом его взгляды совпадали со взглядами мыслителей рабовладельческого общества. От христианского средневекового понимания труда отличается трактовка Ибн Хальдуна (1332-1406) в работе «альМухалдима». Труд в его понимании — источник всех богатств. Ибн Хальдун — единственный средневековый мыслитель, который подметил значение практической деятельности человека, утверждая, что труд — предпосылка человеческого существования.
Значительное внимание Ибн Хальдун посвятил разделению труда, считая, что оно проистекает из природы человеческой деятельности и необходимости сотрудничества. Он различал два типа разделения труда: особое (как предпосылка всякой человеческой активности) и общее, возникающее в процессе развития общества и его дифференциации на сельских и городских тружеников. Многие идеи и формулировки Ибн Хальдуна и сегодня сохраняют свою актуальность, в первую очередь это относится к социологическим аспектам общественного разделения труда.
С возникновением капитализма зарождается протестантское движение, происходит отделение протестантской церкви от католической со своей особой церковной организацией, В рамках протестантской этики возникает и иное понимание труда. В отличие от учения католической церкви, исключавшей всякую творческую инициативу, протестантизм требовал от всех верующих, чтобы они подтверждали свою веру делами. Тем самым протестантизм отверг обособленность мирского и монашеского образа жизни и провозгласил всеобщую необходимость труда. Труд играет важную роль для физического и умственного здоровья — такова точка зрения Мартина Лютера (1483— 1546).
Он утверждал, что каждый, кто может, должен рабо- Раздел Ь Теоретико. методологические осиооы со«и«логик труда тать, поскольку труд не только общая основа общества, но и лучший способ служения Богу. Жан Кальвин (1509 — 1564) исходил из понимания труда, данного Лютером и подчеркивал, что труд — религиозная обязанность. Хозяйственным трудом исповедуется вера. 1.2. Предтечи социологии труда Отношение к труду стало постепенно меняться только с появлением нового, буржуазного общества, когда после Английской, а потом и Французской революций наступил этап рационализации производства.
Поиск эффективной организации труда был особенно необходим, ведь речь шла о труде сотен и тысяч людей. Методы трудовой деятельности, которые использовались в мастерской, при индивидуальной или групповой работе, перестали отвечать запросам производства, организовать работу огромного количества людей как раньше, при ремесленной организации труда, в новых условиях было просто невозможно. Поэтому проблема рациональной организации труда стала чрезвычайно актуальной.
Но применяемые методы были исторически и в научном плане ограничены, ибо поиск резервов шел вне труда, который выполняется человеком. Вплоть до Х1Х в. резервы изыскивались за счет экстенсивных факторов. В этот период роль труда осмыслялась в рамках трех основных направлений — в политэкономического, философского и социального. Что касается политэкономической трактовки сущности труда, научного анализа роли человека на производстве, то первое аргументированное определение места работника в экономической жизни общества осуществил А. Смит (1723 — 1790), который сформулировал одно из важнейших требований к организации труда — «не мешать» выполнять трудовые обязанности. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он пишет о свойствах человека, налагающих отпечаток на все виды его хозяйственной деятельности.
Во-первых, это «склонность к обмену одного предмета на другой», во-вторых — собственный интерес, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение». Эти свойства человеческой природы, утверждает Смит, имеют важные экономические последствия. Они ведут к раз- 2о Глава!. Вогиинновение и етаиовление еоииологии труда делению труда, когда индивид выбирает такое занятие, при котором его продукт будет иметь ббльшую стоимость, чем в других отраслях, «Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться.
Он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества». Однако Смит, в отличие от Гоббса и меркантилистов, не противопоставляет частный интерес общему благу («богатству народов»). Оно равно, по Смиту, сумме стоимостей, созданных во всех отраслях хозяйства. Таким образом, выбирая отрасль, где его «продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях», человек, ведомый эгоистическим интересом, непосредственно «помогает обществу».
Эти идеи развивает Д. Рикардо. Бго «Начала политической экономии и налогового обложения» представляют собой новый тип исследования по сравнению со Смитом. Методом мысленного эксперимента Рикардо стремился открыть объективные «экономические законы» (именно он впервые употребил это выражение), по которым происходит распределение благ в обществе.
Стремление к собственному интересу, полагает Рикардо, самоочевидно и не нуждается не только в доказательстве, но и в простом упоминании. Более того, стремясь к идеалу научности, Рикардо считал предметом научного экономического анализа лишь такое поведение людей, которое продиктовано их личными интересами, и полагал, что построенная таким образом теория не может быть опровергнута фактами. Как и Смит, Рикардо не сводит собственный интерес к чисто денежному: капиталист «может поступиться частью своей денежной прибыли ради верности помещения, опрятности, легкости или какой-либо другой действительной или воображаемой выгоды, которыми одно занятие отличается от другого».
На грани ХУП1 — Х1Х в. основоположник в моральной арифметики» Дж. Бентам (1748 — 1832) сформулировал принцип пользы, означающий для работника достижение наибольшего удовольствия и стремление всячески избегать страдания. Амбиции Бентама в области общественных наук были чрезвычайно высоки: он хотел, подобно Ньютону в физике, открыть универсальные силы, управляющие человеческим поведением, дать способы их измерения и в конечном счете осуществить программу реформ, которые бы сделали человека лучше. Целью всякого человеческого действия и «предметом каждой мысли любого чувствующего и мыслящего существа» 21 Рагдеа Ь Теореогиио.меыодоаогичесиие осиооы со«и»и»сии ыруда Бентам провозгласил «благосостояние в той или иной форме».
Бдинственной универсальной общественной наукой, по его мысли, должна стать «эвдемоник໠— наука или искусство достижения благосостояния, Благосостояние же трактовалось им в подобном духе: «Природа отдала человечество во власть двум повелителям: страданию и наслаждению.
Они одни указывают нам, что мы должны делать, и определяют, как мы поступим». Страдания и наслаждения, естественно, не ограничиваются сферой чисто экономических интересов: так, любовь (силу которой Бентам сопоставлял с силой пара в физике) вполне способна превзойти денежный интерес. Бентам признавал и альтруистические мотивы, но не верил в их искренность и предполагал, что за ними кроются те же личные удовольствия от хорошей репутации. Безусловная оригинальность Бентама проявилась не в области мотивации, а в степени рациональности, которую он приписывал каждому человеку, Бентам исходил из того, что наслаждения и страдания поддаются количественному измерению и сравнению.
Благосостояние может измеряться следующим образом: берется сумма интенсивностей всех удовольствий за данный отрезок времени, умноженных на их продолжительность, и из нее вычитается общее количество страданий (рассчитанное по аналогичной Формуле), испытанных за тот же период.