Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 93
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 93 страницы из PDF
: Питер, 2008. С. 13.2 Bauman, Z. Postmodern Ethics. Oxford : Basil Blackwell, 1993; Bauman,Z. Life in Fragments: Essays in Postmodern Morality. Oxford : Blackwell, 1995.422стремятся к утверждению нового — «текучего» — стандартаистины и референтов, предполагающего их относительность.Так, социолог говорит о приходе нового «краткосрочного»сознания на смену «долгосрочного».З. Бауман показывает это на примере изменений в сексуальности и трудовой деятельности в эпоху постмодернити: «Браки, заключаемые “до тех пор, пока не разлучитнас смерть”, ныне стали редкостью: партнеры уже не предполагают долго составлять друг другу общество.
Согласнопоследним подсчетам, молодого американца или американкусо среднем уровнем образования в течение их трудовойжизни ожидают по меньшей мере одиннадцать перемен рабочих мест, и эти ожидания смены точек приложения своихспособностей наверняка будут нарастать, прежде чем завершится трудовая жизнь нынешнего поколения. Лозунгом днястала “гибкость”, что применительно к рынку труда означаетконец трудовой деятельности в известном и привычном длянас виде, переходе к работе по краткосрочным, сиюминутным контрактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговоренных гарантий»1.«Краткосрочное» сознание способствует развитию рефлексивности относительно своей идентичности.
Возникшаяновая проблема, «мучающая людей» в современном обществе, «состоит не столько в том, как обрести избраннуюидентичность и заставить окружающих признать её, скольков том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремясделать другой выбор, если ранее избранная идентичностьпотеряет ценность или лишиться ее соблазнительных черт»2.Этика поведения у модернистов и постмодернистов принципиально разная. Модернисты стремились понять мир,прежде всего, с помощью рационального инструментария,преследуя цель «расколдовать» его.Постмодернисты же не чураются иррациональных понятий, толерантно относятся к мистике и вообще учатся житьс явлениями, которые пока не получили объяснения и скорее относятся к человеческим эмоциям. Они не пытаютсяниспровергнуть определенные «истины», заменив их своими, новыми истинами3.1 Бауман, З.
Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2002.С. 29—30.2 Бауман, З. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2002. С. 185.3 Bauman, Z. Postmodern Ethics. Oxford : Basil Blackwell, 1993. P. 193.423Модернисты хотели контролировать мир, покорять природу. Постмодернисты не только не стремятся к этому,а, напротив, предпринимают усилия, чтобы разрушить этотконтроль, осознавая, что в новых рефлексивных объективныхи субъективных реалиях он просто не возможен.З. Бауман написал специальную работу, посвященнуюсравнительному анализу общественного сознания модернаи постмодерна, которая называется «Законодатели и интерпретаторы: о модерне, постмодерне и интеллектуалах»(1987 г.).Под «законодателями» социолог имеет в виду интеллектуалов с модернистским мышлением.
Для них характерноследующее:— авторитарные суждения, особенно в случаях, когданеобходимо сделать выбор между разными мнениями;— сами авторитарные суждения, по существу, подталкивают людей к выбору определенных мнений, обеспечиваяверу в их правильность и обязательность следования им;— авторитет лежит в основе «высшего знания»;— «законодатели»-интеллектуалы имеют больший доступк знанию в сравнении с остальными;— считается, что они владеют истиной, способны формировать моральные суждения и истинный художественныйвкус, что имеет универсальную валидность;— знания рассматриваются как фактор поддержаниясоциального порядка, причем это знание не соотноситсяс конкретным локальным социумом;— на этом основании «законодатели»-интеллектуалыимеют право узаконивать или, напротив, ниспровергатьлокальные идеи, соответственно, обладают огромной властью по формированию знания людей1.«Интерпретаторы» — это интеллектуалы с постмодернистским мышлением. Соответственно, для них характерноиное:— они делают доступными идеи одного сообщества длявосприятия другим сообществом;— они не ориентированы на выбор «лучших идей», ихцель — обеспечить коммуникацию между автономнымисообществами;1 Bauman, Z.
Legislators and Interpreters: On Modernity, Post-Modernityand Intellectuals. Cambridge : Polity Press, 1987. P. 4—5.424— интерпретаторы стремятся предотвратить искажениев процессе коммуникации;— для этого они развивают глубокое понимание тойсистемы знаний, которую необходимо адаптировать для восприятия другими, сохраняя баланс между смыслам, вкладываемым адресантом и пониманием адресата1.Постмодернистское мышление, по существу, предполагает принятие амбивалентности знания и морали как естественного положения вещей.
Никто из интерпретаторовне обладает более превосходной позицией по отношениюк кому либо другому в праве на истину. Поэтому постмодернистское мышление интерпретаторов по своей природетолерантно, ибо оно принимает существование различийкак естественную данность. Утверждение толерантногомышления тем более необходимо в виду появления и сосуществования многочисленных сообществ, которые функционируют относительно самостоятельно и отнюдь не проявляют тенденции к солидарности.По З.
Бауману, в условиях «текучего» модерна формируется «культурный элитизм» — чувство дома в любойкультурной среде, не рассматривая ни одну из сред как дом,кроме той, в которой находится собственно дом2.Все б льшую значимость в условиях текучей современности обретает виртуальная реальность, представленная в видесимулякров.
Они способствуют порождению принципиально новой потребности — желания желания; люди же приэтом все более становятся «коллекционерами ощущений»3.Отныне не «законодатели»-интеллектуалы и не какие-либоавторитарные суждения определяют, что есть желаемая«истина», чего, собственно, хотеть, а все более коды сигнификации опредяляют и характер сознания людей и их рефлексивность относительно практически всего их окружающего.Текучая современность обладает качествами сложного социума.
Для него, в частности, характерен «эффектбабочки» — по З. Бауману — поведение сложных системс многочисленным числом независимых переменных явля1 Bauman, Z. Legislators and Interpreters: On Modernity, Post-Modernityand Intellectuals. Cambridge : Polity Press, 1987. P. 5.2 Bauman, Z. Culture in a Liquid Modern World. Cambridge : Polity Press,2011.3 Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.
:Весь Мир, 2004. С. 120.425ется непредсказуемым. Эта непредсказуемость зависитне от нас — нашей некомпетентности, недобросовестностии т.д., а обусловлена самой природой сложных систем. «Таккак обитаемый нами мир является сложной системой, которую можно представить, его будущее является великим неизвестным; оно непременно останется неизвестным, чтобы мыне делали»1.В условиях текучей современности новое содержаниеобретает «эффект безразличия» — по З. Бауману — уловка,используемая бюрократией, в условиях индустриальногомодерна, состоящая в подмене ответственности по отношению к индивиду ответственностью во имя автономии, чтопредполагает осуществление этически нейтральных действий.
В условиях постмодерна «эффект безразличия» предполагает замену ответственности по отношению к другимна ответственность за себя2.Все большее распространение получает виртуальный секс — по З. Бауману — «интернет-посреднический»секс, для которого, с одной стороны, характерно: удобство,выражающееся в сведении усилий до минимума; скоростьсокращения дистанции между желанием и его удовлетворением; предрасположенность к страхованию от последствий;а с другой — утрата качества собственно человеческого взаимодействия, что ведет к росту одиночества и распространению социально болезненных чувств покинутости3.Возникает «потребительский синдром» — по З.
Бауману — в условиях текучего модерна ценность новизны ставится превыше всего, что и порождает неудовлетворенныежелания бесконечного потребления без достижения определенного уровня или конечной точки, что формирует новыйсоциальный тип человека выбирающего. Квинтэссенцияпотребительского синдрома — скорость, доступ, трата4.Срциолог особо подчеркивает, что потребительствопринципиально отлично от потребления, будучи типом социальной организации, основанный на силе, координирующей1 Bauman, Z. 44 Letters from the Liquid Modern World. Cambridge : PolityPress, 2011. Р.
107.2 Bauman, Z. The Art of Life. Cambridge : Polity Press, 2008.3 Bauman, Z. 44 Letters from the Liquid Modern World. Cambridge : PolityPress, 2011. Р. 22—24.4 Bauman, Z. Liquid Life. Cambridge : Polity Press, 2007; Bauman,Z. Consumering Life. Cambridge : Polity Press, 2007.426систематическое воспроизводство, социальную интеграцию,социальную стратификацию индивидов в контексте факторановизны как высшей ценности, что характерно для текучейжизни в условиях текучей современности.«”Потребительство” возникает, когда потребление занимает решающую роль, которую ранее играла работа в обществе производителей… В отличие от потребления, являющегося главным образом характерной чертой и занятиеминдивидов, потребительство есть атрибут общества». Онопредлагает огромное количество «новых начал», включаяшансы быть «рожденным заново» через переделку своейидентификации1.Вместе с тем, З.
Бауман считает необходимым подчеркнуть то, что нет рельефной границы между постмодерноми радикальным модерном: «постмодерн не обязательно означает конец, дискредитацию или отрицание модерна… Постмодерн — это саморефлексивный модерн»2.15.2. Ïðåäìåò ñîöèîëîãè÷åñêîé ïîñòìîäåðíèñòñêîé òåîðèèПостмодернистская социология, по мнению З. Баумана,должна быть в принципе отлична от современной социологии, ибо имеет дело с весьма динамичной культурой постмодерна и «текучим» социумом.