Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 92
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 92 страницы из PDF
Порядок дискурса. Воля к истине. По ту сторонузнания, власти и сексуальности / М. Фуко. — М. : Магистериум,Касталь, 1996.32. Фуко, М. Рождение клиники / М. Фуко. — М. : Смысл, 1998.33. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону власти и сексуальности.Работы разных лет / М. Фуко. — М. : Магистериум, Касталь, 1996.34. Фуко, М.
Слова и вещи. Археология гуманитарных наук /М. Фуко. — М. : Прогресс, 1977.35. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. —М. : Перспектива, 2002.36. Шендрик, А. И. Социология культуры / А. И. Шендрик. — М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2005.37. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию /У. Эко.
— СПб. : 1998.38. Foucault, M. The Care of the Self: Volume 3 of The History ofSexuality / M. Foucault. — N.Y. : Pantheon Books, 1986.39. Foucault, M. The History of Sexuality, Vol. 1, An Introduction /M. Foucault. — N.Y. : Vintage, 1980.40. Foucault, M. The Order of Things: An Archaeology of the HumanSciences / M. Foucault. — N.Y.
: Vintage, 1973.41. Foucault, M. The Use of Pleasure: Volume 2 of The History ofSexuality / M. Foucault. — N.Y. : Pantheon Books, 1985.42. Peirce, Ch. S. The Essential Peirce / Ch. S. Peirce // SelectedPhilosophical Writings. — Vol. 1. — 1992.43. Ritzer, G. Postmodern Social Theory / G. Ritzer. — The McGrawHill Companies, 1997.44. Sanders, C. The Cambridge Companion to Saussure / C.
Sanders(ed). Cambridge : Cambridge University Press, 2004.Ãëàâà 15.ÇÈÃÌÓÍÄ ÁÀÓÌÀÍ: ÑÎÖÈÎËÎÃÈß«ÒÅÊÓ×ÅÃλ ÑÎÖÈÓÌÀЗигмунд Бауман считается одним из основоположников социологического постмодернизма. Он дал развернутоеопределение постмодерна, квинтэссенцию которого видитв «текучем» социуме.Социолог специально исследовал состояние постмодернистского общественного сознания, которое отличноот сознания модерна: оно не ориентировано на поиск окончательных истин, скорее, постмодернисты стремятся к утверждению нового стандарта истины, предполагающего ее относительность. По мнению ученого, реалии постмодерна,соответственно, востребовали постмодернистскую социологию. В ней научность не исчезает вообще, но акцент смещается на искусство интерпретации.Зигмунд Бауман (Bauman) — родился в 1925 г., польскобританский социолог.В начале своего творчества он выступает как исследователь модерна с позиций инструментария критическойсоциологии, примером тому являются работы: «К критической социологии» 1 , «Мыслить социологически» 2 ,«Будущее свободы» 3 , «Модерн и холокост» 4 , «Модерни амбивалентность»5.
Но уже тогда его все более интересуют проблемы соотношения модерна и постмодерна, о чем1 Bauman, Z. Towards a Critical Sociology: An Essay on Commonsense andEmancipation. L. : Routledge and Kegan Paul, 1976.2 Бауман, З. Мыслить социологически / пер. с англ. под ред.А. Ф. Филиппова. М. : Аспект-Пресс, 1996.3 Бауман, З. Будущее свободы // Индекс: Досье на цензуру. 2000. № 9.4 Bauman, Z. Modernity and the Holocaust. Ithaca : Cornell UniversityPress, 1989.5 Bauman, Z. Modernity and Ambivalence. Ithaca : Cornell UniversityPress, 1991.419рассуждает в работе «Законодатели и интерпретаторы:о модерне, постмодерне и интеллектуалах»1.Начиная с 1990-х гг.
ученый полностью переключаетсяпостмодернистскую социологию: «Признаки постмодерна»2,«Постмодернистская этика»3, «Жизнь в фрагментах: очеркио постмодернистской морали»4.Суть своей постмодернистской направленности З. Бауман выразил в социологии «текучего» социума: «Текучаясовременность»5, «Текучие времена»6, «Текучая жизнь»7, «Текучий страх»8, «Текучая любовь»9, «Культура в текучем современном мире»10, «44 письма из текучего современного мира»11.Среди последних работ социолога: «Глобализация. Последствия для человека и общества»12, «Свобода»13, «Пять прогнозов и множество оговорок»14, «Город страхов, город надежд»15,«Потребительская жизнь»16, «Искусство жизни»17, «Побочныйущерб: социальные неравенства в глобальную эпоху»18.1 Bauman, Z.
Legislators and Interpreters: On Modernity, Post-Modernityand Intellectuals. Cambridge, Polity Press, 1987.2 Bauman, Z. Intimations of Postmodernity. London : Routledge, 1992.3 Bauman, Z. Postmodern Ethics. Oxford : Basil Blackwell, 1993.4 Bauman, Z. Life in Fragments: Essays in Postmodern Morality. Oxford :Blackwell, 1995.5 Бауман, З. Текучая современность. СПб. : Питер, 2008.6 Bauman, Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. Cambridge :Polity Press, 2009.7 Bauman, Z.
Liquid Life. Cambridge : Polity Press, 2007.8 Bauman, Z. Liquid Fear. Cambridge : Polity Press, 2006.9 Bauman, Z. Liquid Love: On the Fragility of Human Bonds. Cambridge :Polity Press, 2003.10 Bauman, Z. Culture in a Liquid Modern World. Cambridge : Polity Press,2011.11 Bauman, Z. 44 Letters from the Liquid Modern World. Cambridge : PolityPress, 2011.12 Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М. :Весь Мир, 2004.13 Бауман, З. Свобода / пер. с англ.
Г. Дашевского, предисл. Ю. Левады.М. : Новое издательство, 2006.14 Бауман, З. Пять прогнозов и множество оговорок / пер. С. Макарцева // Иностранная литература. 2006. № 8.15 Бауман, З. Город страхов, город надежд // Логос. 2008. № 316 Bauman, Z.
Consuming Life. Cambridge : Polity Press, 2008.17 Bauman, Z. The Art of Life. Cambridge : Polity Press, 2008.18 Bauman, Z. Collateral Damage. Social Inequalities in a Global Age.Cambridge : Polity Press, 2011.42015.1. Ïîñòìîäåðí: «òåêó÷åñòü» îáúåêòèâíîé, ñóáúåêòèâíîéè âèðòóàëüíîé ðåàëüíîñòåéЗ. Бауман исходит из того, что есть множество характеристик постмодерна, каждая из которых отражает те или иныестороны этой новой, становящейся реальности.Вот лишь некоторые черты постмодерна, выделенныесамим социологом в книге «Признаки постмодерна»:— плюрализм культур, который распространяется буквально на все: традиции, идеологии, формы, ценностии нормы жизни и т.д.;— постоянно происходящее изменение;— отсутствие каких-либо властных универсалий;— доминирование средств массовой информации и ихпродуктов;— отсутствие основной реальности, ибо все, в конечномсчете, представляет собой символы1.По метафорическому определению З. Баумана, такой становящийся социум может быть только «текучим».
Отсюда —«текучая современность» — жидкости не фиксируют пространство и не связывают время, они легко перемещаются;в отличие от твердых тел их не легко остановить — одни препятствия они обтекают, другие — растворяют, а через третьи — просачиваются.Таковы основания для того, чтобы считать «текучесть»подходящей метафорой для характеристики современности.Соответственно, ее конкретные сферы обладают тем же атрибутивным качеством: «текучие времена», «текучая любовь»,«текучий страх», «культура в текучем современном мире»,что нашло отражение в выше названных работах.«В настоящее время, — пишет З. Бауман в книге «Текучаясовременность», — не хватает именно таких паттернов, кодексов и правил, которым можно подчиняться, которые можновыбрать в качестве устойчивых ориентиров и которымивпоследствии можно руководствоваться… Это означает, чтотеперь мы переходим из эры заранее заданных “референтныхгрупп” в эпоху “универсального сравнения”, в которой цельусилий человека по строительству своей жизни безнадежнонеопределенна, не задана заранее и может подвергаться многочисленным и глубоким изменениям прежде, чем эти уси1Bauman Z.
Intimations of Postmodernity. London : Routledge, 1992.421лия достигнут своего подлинного завершения: то есть завершения жизни человека»1.Особенно кодексы, правила, нормы «размываются»в сфере морали, которая становится амбивалентной и крайнепротиворечивой.По З. Бауману, мораль постмодернистского обществавыглядит так:— люди перестают быть плохими или хорошими. Онипросто «морально амбивалентны»;— моральные явления не отличаются регулярностьюи устойчивостью;— моральные конфликты не могут быть разрешеныв силу отсутствия устойчивых моральных принципов;— нет такого явления как универсальная, общая для всехмораль;— соответственно, нет рационального порядка, ибо нетмеханизма морального контроля;— но мораль не исчезает вообще.
Она трансформируетсяв этическую систему, касающуюся межличностного взаимодействия. Особую значимость приобретает потребностьбыть для другого;— люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами2.Для З. Баумана квинтэссенция постмодерна — это, прежде всего, определенное состояние общественного сознания,отличное от сознания модерна.Это отличие выражается, прежде всего, в рефлексивности постмодернистов, в их критичности не только по отношению к окружающим реалиям, но и к себе, своим идеями действиям. Постмодернистская ментальность позволяетиндивидам преодолевать власть структур, характернуюдля общества модерна, которая задавала вполне определенные жизненные ориентиры.
Более того, постмодернистскоесознание дает индивидам также возможность выйти за пределы влияния социальных структур. Это позволяет им лучшереализовать свой интеллектуальный потенциал вне зависимости от социального происхождения.Общественное сознание постмодерна не ориентированона поиск окончательных истин. Скорее, постмодернисты1Бауман, З. Текучая современность. СПб.