Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 91
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 91 страницы из PDF
Все это лишь доказывает примитивность нашего общества.В конечном счёте, сегодня я хотел показать вам травму, котораяещё отягощает наши общества. То, что в наши дни хотя бы немноговынуждает пересмотреть статус безумца, так это появление психоанализа и психотропных лекарств. Но этот прорыв — лишь начало…Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿАрхеологии знания — archaeology of knowledge — по М. Фуко —теоретико-методологический подход, позволяющий воспроизводитьхарактер знания о социальных феноменах как прошлого, так и настоящего, абстрагируясь при этом от их конкретного содержательногоконтекста.Бренд — brand — популярный товарный знак, являющийся симулякром гиперреальности определенного типа.Знак — sign — материальный объект, представляющий некоеобозначающее, или референт; вместе с тем он выступает как обозначаемое, содержит смысл, который вкладывается в него при интерпретации.Знаки-индексы — signs-indexes — по Ч.
Пирсу — знаки, связанныес реальными объектами причинными связями.Знаки-копии (иконические знаки) — signs-copies — по Ч. Пирсу —знаки, обозначающие реальные объекты по принципу сходства,подобия, независимо от того, существуют ли эти объекты в действительности или нет.Знаки-символы — signs-symbols — по Ч. Пирсу — знаки, связанныес обозначаемым объектом культурным контекстом.Квантификация качества — quantification of quality — сведениекачества явления к некоторым его количественным параметрам, что,естественно, огрубляет реальность.Код — code — знаковая структура, позволяющая организоватьинформацию по определенным правилам с целью передачи.Метакод — metacode — код, основанный на отношении одногокода к другому, а не к реальности, тем самым интерпретирующийреальность в ее одностороннем, подчас, заведомо искаженном виде.Метаязык — metalanguage — семантический стержень общественного сознания.Миф — myth — по Р.
Барту — вторичная семиотическая система,построенная на знаках первичной системы (языка), превращающаязнаки первичной системе в неопределенное означающее, смутноезнание, образуемое из неопределенно-рыхлых ассоциаций.Паноптикум — panopticon — структура с автоматически функционирующей властью: наблюдаемые знают, что они подвергаются414контролю, но не знают точно время, когда должностные лица контролируют их.Постструктурализм — post-structuralism — направление, представленное социальными теоретиками и социолингвистами, которыепытались рассматривать возрастающую динамичность социальногомира, его конкретные составляющие, как определенный текст, чьяотносительная стабильность подлежит анализу.Рефлексивность — reflexivity — по Э.
Гидденсу — «наблюдаемоесвойство и характерная особенность движущегося потока социальнойжизни»; не виданная ранее реальность, способная к самотворениюи самоорганизации.Семиосфера — semiosphere — по Ю. М. Лотману — целостная система, включающей разнотипные и находящиеся на разном уровнеорганизации знаковые образования.Семиотика — semiotics / semeiotics — 1) наука о знаковых системах,о естественных и искусственных языках как знаковых системах, современная версия которой была создана Фердинандом де Соссюроми Ч. Пирсом, предложивший классификацию знаков: знаки-копии,знаки-индексы, знаки-символы; 2) по Р.
Барту — наука, ставящаясвоей целью изучение любой системы знаков, включая имиджи,музыкальные звуки, предметы и, конечно, языковые системы;3) в постструктурализме и постмодернизме — наука о тексте какинтегративном знаке.«Смерть Автора» — death of Actor — отрицание роли внешнейпричинности вообще или диктатуры какого-либо Творца, задающегожесткие параметры социальной жизни, в особенности.Социальный дискурс — social discourse — понимается как социальный диалог, осуществляемый посредством определенных знаков,который происходит между индивидами, социальными группамичерез общественные институты или между самими социальнымиинститутами.Текст — text — в постмодернистской социологии — связная последовательность знаков, обозначающих модель реальности, приэтом выражающих принципиальную открытость ее смысла, исходяиз отсутствия референтов.Эпистема — episteme — общая, характерная для конкретного исторического периода система мышления, научного теоретизирования.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1.
Чем в принципе отличаются теории постструктурализмаот классических и модернистских теорий? Как с помощью теорийпостструктурализма можно анализировать социальные тексты российского общества?2. Как вы относитесь к постулату М. Фуко о взаимосвязи дискурсаи установления различных механизмов власти? В чем по ваше мне415нию причина сравнительно быстрого установления и низверженияфашизма как определенного механизма власти?*13.
Что стоит за постулатом Ж. Дерриды о «смерти Автора»? Какиеаргументы приводит ученый для его обоснования?4. В чем основной смысл семиотической концепции массовойкоммуникации У. Эко? Как ученый развивает постулат Ж. Дерридыо «смерти Автора»?5. Почему Р. Барт считал, что реклама является формой современного мифа, какова ее семиотическая структура? В чем преимуществорекламы-мифа перед простой передачей коммерческой информации?Есть ли позитивный социокультурный смысл у рекламного мифа?Ñåìèíàð «Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâàíèÿïîñòñòðóêòóðàëèçìà»1.
М. Фуко: археология знания2. Грамматология Ж. Дерриды3. У. Эко: семиотическая концепция массовой коммуникации4. Р. Барт: социосемиотический анализ мифовËèòåðàòóðà1. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика / Р. Барт. —М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.2. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. — М. : Изд-во имениСабашниковых, 2000.3. Барт, Р. Общество, воображение, реклама // Барт, Р. Системамоды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. — М. : Изд-воим. Сабашниковых.
2004.4. Барт, Р. Рекламное сообщение // Барт, Р. Система моды. Статьипо семиотике культуры / Р. Барт. — М. : Изд-во им. Сабашниковых.2004.5. Барт, Р. Структура «происшествия» // Барт, Р. Системамоды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. — М. : Изд-воим. Сабашниковых.
2004.6. Давыдов, Ю. Н. Ж. Деррида и маркиз де Сад / Ю. Н. Давыдов //История теоретической социологии. Т. 4. — СПб., 2000.7. Давыдов, Ю. Н. У истоков социологического постмодернизма:от распредмечивания социальной науки к плюралистическому раз-*1Вопросы повышенной сложности. Для ответа на них полностьюпроработайте рекомендуемую книгу: Фуко М. Интеллектуалы и власть:избранные политические статьи, выступления и интервью. М. : Праксис,2002.416ложению разумности / Ю. Н.
Давыдов // История теоретическойсоциологии. Т. 4. — СПб., 2000.8. Деррида, Ж. Голос и феномен / Ж. Деррида. — СПб. : Алетейя,1999.9. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. — М. :Академический Проект, 2000.10. Деррида, Ж. Позиции / Ж. Деррида. — Киев : ДЛ, 1996.11. Деррида, Ж. Страсти / Ж. Деррида // Socio-Logos’96. АльманахРоссийско-французского центра социологических исследованийРАН. — М.
: Socio-Logos’96, 1996.12. Деррида, Ж. Эссе об имени / Ж. Деррида. — СПб. : Алетейя,1998.13. Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И. П. Ильин. —М. : INTRADA, 2001.14. Кравченко, С. А. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А. Кравченко. —М. : Анкил, 2010.15. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф.
Лиотар. —СПб. : Алетейя, 1998.16. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традициирусского дворянства (XVIII — начало XIX века) / Ю. М. Лотман. —СПб., 1994.17. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. — М., 1992.18. Лотман, Ю. М. Бытовое поведение и типология культурыв России XVIII в. / Ю. М. Лотман // Культурное наследие ДревнейРуси.
— М., 1976.19. Лотман, Ю. М. О семиосфере // Лотман Ю. М. Избранныестатьи : в 3-х т. Т. I. — Таллинн : Александра, 1992.20. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / /Ю. М. Лотман. — М., 1970.21. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введениев теорию исследования / М. М. Назаров. — М. : Аванти плюс, 2004.22. Пирс, Ч. С. Рассуждение и логика вещей: лекции дляКембриджских конференций 1898 года / Ч.
С. Пирс. — М. : РГГУ,2005.23. Постмодернизм. Энциклопедия. — Мн. : Интерпрессервис;Книжный Дом, 2001.24. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества /Ф. Уэбстер. — М. : Аспект-пресс, 2004.25. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. — Киев : Ника-центр,1996.26. Фуко, М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж деФранс. Выдержки / М. Фуко; пер. И. И. Звонаревой // Социо-логос.Социология. Антропология. Метафизика. — М. : Прогресс, 1991.27. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: избранные политическиестатьи, выступления и интервью / М. Фуко. — М.
: Праксис, 2002.41728. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. —СПб., 1998.29. Фуко, М. История сексуальности-III: Забота о себе / М. Фуко;пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы. — М. : Рефл-бук, 1998.30. Фуко, М. Надзирать и наказывать / М. Фуко. — М. : AdMarginem, 1999.31. Фуко, М.