Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 83
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 83 страницы из PDF
На смену относительно «долгоживущих» понятий и категорий приходят понятия, имеющие «краткосрочное, диффузное содержание», которые вносят реальныетрудности понимание.Это, думается, вполне реальные проблема не только длясоциологии, но и других наук. Пока, как нам представляется,социологическое сообщество не нашло адекватных средствее решения.377В кулуарах Конгресса шли разговоры о гранд-проектепо подготовке уникального энциклопедического издания,которое нацелено на решение возникшей проблемы.
Здесьвозникает множество проблем, среди которых: многие термины обязаны своим появлением специфике социальноголокала. Однако оригинальное понятие относительно сугуболокальных реалий может дать импульс принципиальноновым направлениям исследования с созданием весьмапопулярных, значимых теорий.В-девятых, реально проявила себя формирующаяся культура многообразия мышления и социологического воображения.В сетевом научном взаимодействии просто не можетсуществовать единый, господствующий тип научного мышления.
Кто-то, например, тяготеет к строгому, законченному,концептуально оформленному аппарату, но есть и те ученые (особенно представители социологического постмодернизма — З. Бауман, Дж. Ритцер и др.), кто достаточно частоприбегает к конкретным социологическим метафорам, предлагая оригинальные подходы неодетерминистского толка.Аналогичное может быть сказано и о социологическомвоображении — востребованность новых теорий социологического воображения уже осознается мировым социологическим сообществом.На Конгрессе на эту тему было сделано 13 докладов.Отметим некоторые.Так, корейский социолог С.
— Дж. Хан выступил с докладом «Почему мы нуждаемся в новом социологическом воображении?». По его мнению, сегодня необходимо «преодолетьопасности, исходящие от авторитарных тенденций традиционного конфуцианства», во имя достижения «единстваиндивидуальности и социальности» как «двух равнозначныхсоставляющих прав человека» — «такое сбалансированноеразвитие требует нового социологического воображения»1.Немецкий социолог Г. Брозе, исходя из положения о том,«структура социального времени в современных обществахможет быть лучше всего представлена как одновременностьнеодновременного», утверждает, что «есть много настоящих1Han, Sang-Jin.
Individual Sovereignty, Confucian Challenge and Humanrights Community: Why do we Need a New Sociological Imagination // Bookof Abstracts. XVII ISA World Congress of Sociology. Gotheberg, Sweden:ProQuest, 2010. P. 191.378прошлых реалий и возможных будущих настоящих, которыемогли бы быть синхронизированы».
В контексте современных инноваций и новизны необходимо обратить вниманиена «спасение прошлого»1.Но, пожалуй, больше всего привлек доклад американского социолога Э. Тирикьяна «Цивилизация в глобальную эру: одна, много… или ни одной?». С позиций своегосоциологического воображения им были рассмотрены трисценария цивилизационного будущего человечества. «Первый — увеличивающаяся взаимозависимость мира можетпривести к утверждению единой цивилизации модерна,в основе которой будут ценности Просвещения (включаянекоторые темные стороны).
Мы могли бы обозначить егокак «либеральная» перспектива. Второй сценарий “множества цивилизаций” представляет плюралистическую перспективу, рассматривающую все ранее существовавшиецивилизации как распространяющие свое влияние на мирза пределы своей изначальной исторической среды (исходяиз таких процессов как потоки людей, капиталов, технологий). Третий сценарий представляется в виде глобальнойкатастрофы, частично имеющей природный, частично —рукотворный характер, которая могла бы до конца столетиясвести глобальную эру к существованию малоразмерныхобществ, лишенных качества цивилизации»2.Наконец, в-десятых.
В конечном счете, особенно важносетевое взаимодействие Ученого и Читателя. На Конгрессесостоялось несколько встреч авторов с критиками и читателями.Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿГавернментальность — governmentality — по М. Фуко — неологизм, состоящий из двух слов: управление и ментальность, позволяющий выразить отношения между двумя полюсами управления:формами правления, посредством которых различные властные1 Brose, H. — G. Backwards into the Future? // Book of Abstracts. XVIIISA World Congress of Sociology. Gotheberg, Sweden: ProQuest, 2010. P. 68.2 Tiryakian, E.
A. Civilization in the Global Era: One, Many… or None? //Book of Abstracts. XVII ISA World Congress of Sociology. Gotheberg, Sweden:ProQuest, 2010. P. 485—486.379структуры управляют населением, и технологиями самодисциплины,саморефлексии, саморационализации, дающие индивидам возможность проявить свою субъективность.Игры истины — plays of the truth — по М. Фуко — в постмодернистском обществе процесс познания, осуществляемый в контекстеигр истинного и ложного, «производит истину через игру первоначальной — и постоянно возобновляемой — фальсификации, котораяустанавливает различие истинного и ложного»1; самодостаточноедвижение истины как незаконченный процесс в контексте отказаот логоцентризма.Логоцентризм — logocentrism — сущностная характеристикаклассической европейской культуры, ориентированной на мужскуюрациональность, линейный детерминизм, инструментальный взглядна природу, обоснование универсальных закономерностей развитиямироздания.Нарциссизм — narcissism / narcism — 1) любая форма самовлюбленности; 2) по З.
Фрейду — любование представителей каждойкультуры своей культурой, чувство превосходства по отношениюк другим культурам.Нелинейная метапарадигма постмодерна — unleaner metaparadigmof postmodern — социологические и социальные теории, изучающиенелинейную социокультурную динамику, процессы самоорганизациисоциума, обеспечивающие возникновение порядка из хаоса, интерпретирующие природу новых неопределенностей и рисков, ризомныепроцессы, разрывы и синтезы, парадоксы глоболокального социума,возможности превращения стихийного развития в направляемое.Неодетерминизм — neodeterminism — постмодернистский методологический подход, характерный для творчества Ж. Дерриды,М. Фуко, Ж.
Делеза, Ф. Гватари и др., предполагающий отказ от линейности эволюционного развития, принудительной каузальности,направляющего начала, иерархической структурности, взамен чегопредлагается методология, основанная на случайности и необратимости.Пастиш — pastiche — 1) по Ф. Джеймисону — ключевой компонентпостмодернистского мышления, суть которого в утрате темпоральности, отрицании историчности: невозможно легитимизироватьпрошлое, найти правду о нем; прошлое и настоящее переплетаются;ввиду отсутствия референтов, люди могут только выражать своиидеи или стереотипы о прошлом; 2) по Ж. Бодрийяру — «огромнаякомбинаторика свободы», возникающая под влиянием моды, из годав год соединяющая различные фрагменты.Постмодерн — постмодерн — третья стадия в развитии капитализма (после индустриального модерна и модерна радикального /рефлексивного / текучего), представляющая собой новую эпоху1 Игры истины // Постмодернизм.
Энциклопедия. Минск, 2001.С. 295—296.380в развитии человечества, для которой характерно качественное увеличение рукотворных неопределенностей.Постмодернизм — postmodernism — 1) культурные продукты(в сферах искусства, кино, архитектуры, философии, социальныхнаук, включая социологию), которые в принципе отличаются от образцов культуры индустриального модерна своим «стилистическимпромискуитетом»; 2) совокупность способов осмысления постмодерна, которые находят выражение в концепциях, парадигмах, основанных на неодетерминизме, отказе от внешней принудительнойкаузальности, презумпции обратимости времени и потому существенно отличающихся от классических и неклассических теоретическихлинейных традиций.Постмодернистский империализм — postmodern imperialism — методологический подход (У. Бек), согласно которому предполагаетсяраспространение парадигмы мышления, не допускающей в принципеэкспансию какой-либо культурной, теоретической или методологической традиции.Постмодернистский феминизм — postmodern feminism — егопредставители ставят под вопрос общее определение «женщины»и «мужчины», а гендер трактуется как «текучий», имеющий историко-временные параметры.Разрыв — gap — 1) радикальный отказ от линейности развития,от артикуляции границ между внутреннем и внешнем; 2) расхождение между современным западным типом познания и типами познания, которые свойственны другим народам мира; 3) по Т.