Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 78
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 78 страницы из PDF
Íåëèíåéíàÿ ìåòàïàðàäèãìà ïîñòìîäåðíàВременной переход от четвертого к пятому поколениюсоциологической теории весьма небольшой. Неудивительно,как будет показано ниже, творчество ряда социологов имеетотношение и к радикальному (рефлексивному) модернуи постмодерну. Пятое поколение социологических теорий,по нашей классификации, представлено нелинейной метапарадигмой постмодерна и, соответственно, постмодернистским типом социологического мышления.Постмодернисткое социологическое мышлениеДля данного типа научного мышления характерно следующее.1.
Отсутствует единый, господствующий тип культурымышления, из чего следует, что сосуществуют разные типымышления, ибо в одном социологическом поле находятсяакторы, имеющие приверженности к разным поколениямсоциологической теории, разным метапарадигмам, интерпре1 Князева, Е.
Н., Курдюмов, С. П. Синергетика: Нелинейность времении ландшафты коэволюции. М. : КомКнига, 2007.355тирующим социум разной динамической сложности, который относятся к различным пространственно-временныммирам.Так, французский теоретик М. Фуко ратует за гавернментальное мышление.Гавернментальность — неологизм, состоящий из двухслов: управление и ментальность, позволяющий выразитьотношения между двумя полюсами управления: формамиправления, посредством которых различные властные структуры управляют людьми, и саморефлексией, саморационализацией, дающими индивидам возможность проявить своюсубъективность, т.е. осуществлять «управление индивидамипосредством их собственной истины»1.Гавернментальное мышление, по замыслу Фуко, позволиттворческому индивиду на основе нахождения оптимальногосоотношения между управленческими структурами и автономной рациональностью, а также развития рефлексивностичто стать действующим Человеком прежде всего по отношению к быстро меняющейся реальности.Его ученик, Жак Деррида также обосновывается новаторский тип мышления в виде сложной рефлексии, предполагающей, с одной стороны, рефлексию реального,противоречивого, динамично развивающегося социума,а с другой — рефлексию рефлексии индивидов, прежде всего,относительно плюрализма производимых и потребляемыхсмыслов.Квинтэссенция теоретического мышления современногобританского социолога З.
Баумана — новая, специфическаятолерантность в отношении полипарадигмальной сущностисоциологии. Пока в современной социологии представителикаждой парадигмы подчеркивают свою особую значимость,некоторые из них не оставляют попыток добиться того,чтобы их теория была бы своего рода гегемоном в социологии.По мнению З. Баумана, полипарадигмальная сущностьсоциологии должна сохраниться, но преобразоваться в толерантное сосуществование теорий, так, чтобы каждая из них,по существу, могла дополнять полученные результатывсех других теорий.
Такой подход предполагает определенную преемственность с социологией классической, а также1 Foucault, M. Governmentality // The Foucault Effect: Studies inGovernmentality. Chicago : University of Chicago Press, 1991.356социологией модерна и радикального модерна. При этому социологии постмодерна должен быть и свой новый предмет исследования, и новый тип мышления, предполагающийтолерантность к теоретическому разнообразию.Но сути об этом же типе мышления ведет речь немецкийсоциолог У.
Бек, выразившие его в форме метафоры — постмодернистский империализм. Предполагается распространение парадигмы мышления, не допускающей в принципеэкспансию какой-либо культурной, теоретической или методологической традиции1.В этом контексте представляется плодотворной концепция синергетического мышления, которую разрабатывает российский социолог В. Л. Романов. На наш взгляд, еедостоинство в том, что она стремится дать инструментарийинтерпретации именно многогранности процесса усложняющейся динамики социума. Залог тому — синергетическоемышление основывается на интеграция социологии с естественными и гуманитарными науками, в частности, с социосинергетикой2.«Особенностью этого типа мышления, — отмечаетВ. Л.
Романов, — является его синергийная и сингрессивнаяобразность, когда формирующийся в сознании деятеля образнаиболее полно несет в себе все многообразие различныхреальных и виртуальных характеристик ситуации в их нелинейно движущемся взаимоперемешивании и перемежении»3.2. В целом возрастает значимость неодетерминистскогомышления — мышления в терминах нелинейности, что предполагает гораздо более сложное толкование причинности,времени, пространства.Данный тип мышления также предполагает отказот линейности эволюционного развития, принудительнойкаузальности, направляющего начала, иерархической струк1Beck, U. Cosmopolitan Version. Cambridge : Polity Press, 2007.Синергетика: Будущее мира и России / под ред.
Г. Г. Малинецкого.М. : Издательство ЛКИ, 2008; Будущее России в зеркале синергетики. М. :КомКнига/URSS, 2006; Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. Основания синергетики. М. : КомКнига/URSS, 2005; История и синергетика: методологияисследования / ред. С. Ю. Малков и А. В. Коротаев. М. : КомКнига/URSS,2005; Капица, С. П., Курдюмов, С. П., Малинецкий, Г.
Г. Синергетика и прогнозы будущего. М. : УРСС, 2003 и др.3 Романов, В. Л. Проблемы административного реформирования (социосинергетический поиск). М. : РАГС, 2004. С. 60.2357турности, взамен чего предлагается акцентирование случайности, необратимости, уникальности.3. Получают все большее распространение социологические понятия в виде метафор, обозначающих перенесениесвойств одного предмета на другой по принципу сходстваили контраста. Социологи используют ее как инструментв процессе раскрытия латентности объектов и явлений: приинтерпретации одного предмета через другой осуществляется акцентирование тех аспектов, которые могут остатьсянезамеченными и невидимыми в иных условиях.Метафора, в принципе признающая возможность разныхсмыслов, также позволяет показать релятивность интерпретируемых реалий.Пример тому — метафора игр истины, предложеннаяфранцузским теоретиком М.
Фуко, обозначающая, чтов постмодернистском обществе процесс познания осуществляется в контексте игр истинного и ложного, «производитистину через игру первоначальной — и постоянно возобновляемой — фальсификации, которая устанавливает различиеистинного и ложного». Иными словами, речь идет о движении истины, представляющей незаконченный процесс в контексте отказа от логоцентризма и разного рода детерминизмов из классической социологии.4.
На смену относительно «долгоживущих» понятийи категорий приходят понятия, имеющие «краткосрочное, диффузное содержание». В силу этого границы теоретико-методологического инструментария становятся всеболее дисперсионными, «текучими» и даже «ризомными».Ризома — «скрытый стебель», обладающий способностьюразвиваться в любом направлении и принимать произвольную, «некорневую» конфигурацию, — метафорическое обозначение, предложенное Ж. Делезом и Ф Гваттари, внеструктурного и нелинейного способа организации целостности1.Соответственно, эра всеобъемлющих социальных теорий,которые могли бы дать рациональные ответы на многочисленные иррациональные вызовы, в частности, на появляющиеся размытые, диффузные социальные реалии, смешанныестили жизни и т.д., закончилась.
Ожидать разработку тео1 Ризома // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис;Книжный Дом, 2001. С. 656—660.358рий в духе К. Маркса, Э. Дюркгейма или Т. Парсонса нынене приходится.5. Нормой становятся разрывы в культуре мышления.В частности, происходит размывание феномена исторической преемственности. Молодому поколению социологовв отличие от старшего поколения обществоведов, приходитсяучиться мыслить без устойчивых теоретических ориентиров,без долгоживущего теоретико-методологического инструментария.
При этом для повышения своей конкурентоспособности ученые-социологи поставлены в условия жизнедеятельности, когда постоянно необходимо выбирать новый,более валидный инструментарий, просто нельзя не выбиратьс учетом плюрализации реальных и виртуальных характеристик усложняющегося социума.Особенности постмодернистского теоретизированияСовременные обществоведы интерпретируют общество постмодерна, являющееся третьей стадией в развитии капитализма (после модерна и радикального модерна).По существу, постмодерн представляет собой эпоху в развитии человечества, для которой характерно качественноеувеличение неопределенности многих социальных реалий,что связано со случайностью, многовариантностью и альтернативностью развития, а также с возникновением виртуальных реальностей, в которых господствуют симулякрыи симуляции.Ученым приходится рефлексировать в отношении новыхсоциальных реалий, их усложняющейся динамики.
Как правило, следуя принципу свободы от оценочных суждений, онивносят существенные коррективы в свой теоретико-методологический инструментарий, предлагают действительноинновационные подходы к анализу постмодернистскогосоциума. В итоге формируется социологический постмодернизм как совокупность новых способов осмысления постмодерна, которые находят выражение в социальных концепциях, основанных на неодетерминизме, отказе от жесткогорационализма, внешней принудительной каузальности,и потому существенно отличающихся от классическихи неклассических теоретических традиций.По мнению известного британского социолога З.