Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 4
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Р. Мертон избирался президентом Американской социологической ассоциации. Среди известных работученого: «О теоретической социологии», «Социологическаяамбивалентность и другие очерки», «Качественные и количественные социальные исследования» (Р. Мертон являлсяглавным редактором этой книги, посвященной творчествуП. Ф. Лазарсфельда), «Социологические традиции от поколения к поколению».
Он автор более 10 книг. Еще столько жевышли под его редакцией.Р. Мертон умер в 2003 г.1.1. Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâû ìåðòîíîâñêîéïàðàäèãìû ñòðóêòóðíîãî ôóíêöèîíàëèçìàКритика классического структурного функционализмаСоциологическое воображение ученого дало ему возможность иначе взглянуть и на новации социума, и на существовавший инструментарий его интерпретации. В связи с этимР. Мертон, приняв во внимание ускоряющуюся социокультурую динамику, поставил под вопрос правомерность трехпостулатов, широко используемых социологами, работающими в рамках классического структурного функционализма (Б.
К. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун).1. «Постулат функционального единства общества».Из него следует, что любая часть социальной системы функциональна для всей системы, благодаря чему обеспечиваетсявысокая степень интеграции всего общества.По оценке Р. Мертона, данный постулат может в основном быть справедливым в отношении традиционных соци13альных систем, особенно ранних, дописьменных обществ.Однако социолог высказал сомнение в правомерности егораспространения на сложные, сильно дифференцированныесовременные общества. В качестве аргумента он приводитпример религиозного плюрализма.
В обществе, в которомсуществуют разнообразные верования, религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять. Поэтому социолог считает, что ныне нужно вести речь о степени функционального единства, а какова она — определяется конкретнымсоциологическим исследованием.«Степень интеграции является эмпирической переменной, изменяющейся во времени в одном и том же обществеи являющейся различной в разных обществах, — пишетон. — То, что все человеческие общества должны иметь некоторую степень интеграции, есть вопрос определения и постулируется нами в качестве истинного положения.
Но не всеони имеют ту высокую степень интеграции, при которойкаждая культурно-стандартизированная деятельность илиубеждение являются функциональными для людей, живущих в нем»1.2. Согласно «постулату универсальности функционализма», все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные функции. Этот постулатпредполагает, по существу, «полезность» любой социальнойпрактики.По мнению Р.
Мертона, данное утверждение являетсяне только упрощенным, но может быть и неправильным.При функциональном анализе, считает он, следует исходитьиз посылки, что часть общества может быть функциональна,дисфункциональна или нефункциональна. Отдельная структура (игорный бизнес) может выполнять функции, но она жеможет вызвать дисфункции отдельных частей, либо всейсистемы (рекреационной, культурно-развлекальной).Более того, социолог ратует за четкую регистрацию техсоциальных единств (индивидов или социальных групп),для которых конкретная социальная структура являетсяфункциональной, дисфункциональной или нефункциональной.Поэтому Р. Мертон предлагает заменить постулат универсальности функционализма на критерий, согласно кото1 Мертон, Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль.
Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 388.14рому существующие культурные формы обладают сетевымбалансом функциональных последствий.«Вопрос о том, являются ли последствия того или иногокультурного явления функциональными, решается не априорно, а в процессе исследования»1, — заключает он. Так,бюрократия по Р. Мертону — система управления, суть которой определяется функциональным контекстом: существуетфункциональная, нефункциональная или дисфункциональная бюрократия.3. «Постулат необходимости». Его суть заключаетсяв том, что в обществе есть «универсалии» — социальныеили культурные явления, которые являются атрибутами,незаменимыми компонентами для существования обществав целом.Как правило, выделяются три группы «социальных универсалий»:— объективного ряда: мир, изменение, причина, целое,время и т.д.;— субъективного ряда: человек, счастье, справедливостьи т.д.;— субъект-объектного ряда: деятельность, познание,истина и т.д.По Т.
Парсонсу, существуют десять «культурных универсалий» — общих факторов социокультурного развитияи усложнения социальной организации, которые увеличивают адаптивную способность человеческих сообществ:система коммуникации; система родства; религия; тип преобладающих технологий; социальная стратификация; самоидентификация социума; формирование слоя управляющих;возникновение денег и рынка; обобщенные нормы; демократические структуры.Им были также выделены «эволюционные универсалии» — последовательно возникающие свойства в ходе эволюции любых социальных систем, которые увеличиваютадаптивную способность человеческих обществ2.Р.
Мертон подверг критике положение о существованиинеобходимых «универсалий», не без оснований указав на то,о чем собственно идет речь: о существовании функциональ1 Мертон, Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 394.2 Parsons, T. Evolutionary Universals in Society // American SociologicalReview. 1964. V.
29. № 37.15ных универсалий (условий выживания, сохранения социального порядка) или же о незаменимости отдельных структуробщества.С первым положением Р. Мертон соглашается, каки Т. Парсонс: он считает, что любая система чтобы существовать должна удовлетворять необходимые (обязательные)функции. Однако категорически отрицает второе. По егомнению, нет убедительных доказательств, какие из структурявляются атрибутами всех человеческих обществ.Для замены постулата необходимости социолог предлагает концепцию «функциональных эквивалентов» или «функциональных альтернатив». Функциональной альтернативойрелигии, считает он, может быть идеология, отмечая, в частности, что с этой точки зрения политическая идеология,такая, как, например, коммунизм, может обеспечить функциональную альтернативу религии, ибо она может отвечатьтем же функциональным требованиям, что и религия.Вместе с классическим функционализмом Р.
Мертонне принял и структурно-функционалистскую парадигмуТ. Парсонса. Не ввиду её принципиальной ошибочности,а, главным образом, из-за несогласия с предложенной стратегией изучения общества. Парсоновская теория, по существу, представляла собой философскую систему, которуюпрактически невозможно было соединить с эмпирическиманализом.Какой же теоретико-методологический инструментарийпредложил Р. Мертон взамен? Прежде всего, теорию среднего уровня и свою собственную стратегию функциональногоанализа.Теория среднего уровняР. Мертону принадлежит заслуга разработки инновационного методологического инструментария (главный компонент социологического воображения) для теории среднегоуровня.
Его суть состоит в том, чтобы обеспечить гибкуюсвязь между эмпирическим и теоретическим уровнямиисследования. В отличие от парсоновской всеобъемлющейтеоретической системы, его теория пригодна для анализаопределенной, конкретной группы фактов, характерных дляотдельных сфер общественной жизни. Её несомненнымдостоинством являлась легкость проверок гипотез с помощью эмпирических исследований.К числу теорий среднего уровня социолог относил,например, теории социальной структуры, аномии, бюрокра16тии, науки и др. В принципе Р. Мертон не исключал, чтов перспективе на базе теорий среднего уровня можно создатьи всеобъемлющую теорию. Но для этого необходима «консолидация специальных» теорий на основе выработки взаимно согласованных понятий, а самое главное — использования общих подходов исследования. Такие подходы он такжепредложил в своей стратегии функционального анализа.Мертоновские неологизмыР. Мертон ввел в научный оборот огромное число неологизмов, свидетельствующие о его уникальном социологическом воображении.
Отметим лишь некоторые из них.Уничтожение через поглощение — процесс, в ходе которого идеи, прежде всего научные концепции, будучи включенными в сферу общего знания и в силу долгого и широкообращения, утрачивают корни авторства, о чем знают лишьнемногие представители данной области знания.Референтная группа — типичная для определенной социокультурной системы социальная группа, выступающая своеобразным эталоном для ряда индивидов.