Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 12
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Ученик А. Шютца. Служил в американскойармии (1954—1955 гг.), параллельно читал лекции в университетах.Известность П. Бергеру принесла книга «Приглашениев социологию» (1963 г.), в которой показана взаимосвязьмежду тем, как общество формирует человека и как человекконструирует социальную реальностью. В дальнейшем социолог написал десятки книг (многие в соавторстве с Т. Лукманом), в которых с позиций феноменологической парадигмыисследуются проблемы религии, модернизации и другие.Ныне П. Бергер является директором Института изученияэкономической культуры Бостонского университета.Другие работы П. Бергера: «Двусмысленное видение» (диссертация), «Шум торжественных ансамблей», «Священнаязавеса», «Слухи об ангелах», «Социальное конструированиереальности» (в соавторстве с Т.
Лукманом).Томас Лукман (Luckmann) родился 14 октября 1927 г.в Югославии. Образование получал в учебных заведенияхЕвропы и Америки. Преподавал в Новой школе социальныхисследований в Манхеттене, в университетах Нью-Йорка,был приглашенным профессором в ведущих университетахмира.
Будучи гражданином США, постоянно проживаетв Швейцарии, а работает последние тридцать лет профессором социологии в Констанце (Германия).Всемирную известность ученому принесли работы, написанные в середине 1960-х — начале 1970-х годов. Это «Проблема религии в современном обществе» (1963 г.), «Структуры жизненного мира» (1973 г., в соавторстве с А. Шютцем),«Философия, социальные науки и повседневность» (1973 г.)и др.В более поздних работах «Модернити, плюрализм и кризиссмысла. — Какие базовые человеческие потребности по ориентации в окружающем мире должны быть удовлетворены?»(в соавторстве с П. Бергером), «Герменевтика как социологическая парадигма?», «Планирование общения и интерсубъективное приспособление перспектив коммуникативных49жанров», написанных в конце прошлого века, Т.
Лукмансовершает экскурсы в область феноменологической философии, рассматривающей социальный мир в соотнесениис представлениями индивидов, характером их коммуникаций, мотивами и особенно — их знаниями повседневности,которым отводится главная роль в интерпретации, конструировании и трансформации социальной реальности. Характертакого знания и — самое важное — осознание действующимсоциальным субъектом этого конструирования, «творения»реальности, значимости своих действий позволяет гуманизировать самого индивида, его отношения с другими людьмии, в конечном счете — сделать современный мир более гуманным.В 1999 г.
Т. Лукман посетил Россию, был гостем МГИМО,в котором выступил с рядом лекций для преподавателейи студентов.реальность конструируется конкретными субъективнымизначениями людей в процессе их деятельности.Таким образом, двойственный характер общества обусловлен объективной фактичностью и конструирующейдеятельностью человеческого сознания, производствомопределенного знания. Тогда главным для феноменологической социологии является следующий вопрос: «какимобразом субъективные значения становятся объективнойфактичностью?»1.Двойственная фактичность обществаП. Бергер и Т.
Лукман исходят из того, что обществообладает объективной фактичностью: «Общество — человеческий продукт. Общество — объективная реальность. Человек — социальный продукт»1.Вместе с тем, общество создается благодаря деятельностииндивидов, которые обладают знанием в виде субъективныхзначений или коллективных представлений. Члены обществасчитают их реальными. «Рядовой человек, — пишут социологи, — обычно не затрудняет себя вопросами, что для него“реально” и что он “знает”, до тех пор, пока не сталкиваетсяс проблемой того или иного рода. Он считает свою “реальность” и свое “знание” само собой разумеющимися.
Социолог не может сделать этого хотя бы только вследствие понимания того факта, что рядовые люди в разных обществахсчитают само собой разумеющимися совершенно различные“реальности”»2.Отсюда следует, что каково будет общество и его институты, зависит, в конечном счете, от знания людей: социальнаяАгенты производства и поддержания субъективнойреальностиПо мнению социологов, повседневная жизнь людей представляет собой реальность, которая интерпретируется имии имеет для них значимость в качестве цельного мира. Этомир, который создается в их мыслях и действиях и переживается ими в качестве реального.
У каждого индивида могутбыть свои знания о реальности.Но в то же время он осознает, что мир повседневной жизнистоль же реален для него, как и для других. Когда индивидначинает жить в одном и том же мире с другими людьми,он становится социализированным, что позволяет войти емув объективный мир общества. «Первичная социализацияесть та первая социализации, которой индивид подвергаетсяв детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация — это каждый последующийпроцесс, позволяющий уже социализированному индивидувходить в новые сектора объективного мира его общества»2.Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир имеет тенденцию продолжать свое существование.Но его необходимо поддерживать.
Эту функцию выполняетлегитимация, которая по сути представляет собой способыобъяснения и оправдания социальной реальности. Главнымиагентами поддержания субъективной реальности в индивидуальной жизни являются значимые другие. Менее значимыедругие функционируют как своего рода «хор».П. Бергер и Т. Лукман отмечают, что в поддержании реальности отношения между значимыми другимии «хором» являются подвижными: они взаимодействуют как1 Бергер, П., Лукман, Т.
Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Издательство «Медум», 1995. С. 102.2 Там же. С. 11.1 Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Издательство «Медум», 1995. С. 36.2 Там же. С. 212—213.2.1. Êîíñòðóèðîâàíèå ñîöèàëüíîé ðåàëüíîñòè5051друг с другом, так и с той же субъективной реальностью, поддержанию которой они служат. Чтобы пояснить это, социологи приводят следующий пример: для верующего католикареальности его веры совсем не обязательно будут угрожатьего неверующие сослуживцы, зато неверующая жена, скорее всего, будет представлять такую угрозу.
Поэтому длякатолической церкви вполне логична широкая терпимостьк межконфессиональным ассоциациям, но столь же логичнои её неодобрение межконфессиональных браков.Религия, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, весьмаэффективно поддерживает реальность социально сконструированного мира. Если возникает конкуренция между различными реальностями, то терпимость сохраняется лишь до техпор, пока одна реальность постоянно утверждается вопрекиконкурентам.Субъективная реальность, по мнению П.
Бергера и Т. Лукмана, всегда зависит от вероятностных структур, от специфического социального базиса и требуемых для его поддержания социальных процессов. Важнейшими средствамиподдержания социальной реальности являются общениеи употребление одного языка. Благодаря этим факторамреальность и воспроизводится и удерживается в сознаниилюдей. Через общение и речь индивиды сохраняют в памятиреальности. При прекращении контактов с теми, кто разделяет соответствующую реальность, возникает риск крушения субъективной реальности.
Контакты с альтернативнойреальностью также могут подрывать первоначальную субъективную реальность. По этим и другим причинам субъективная реальность может трансформироваться.Изменению субъективной реальности предшествует появление эффективной вероятностной социальной структуры,в которой присутствуют значимые другие.
Эта вероятностнаяструктура должна стать новым миром индивида. При этом,как правило, индивид утрачивает контакты с прежним окружением и вступает в общение с новыми значимыми партнерами.Новая субъективная реальность должна легитимироваться, что связано с реинтерпретацией индивидуальнойбиографии. В повседневной жизни мы неоднократно сталкиваемся с тем, что человек говорит: «Тогда я жил в миреиллюзий (сталинизма, религиозной веры и т.д.), но нынея воистину знаю, что…». Субъективно человек может бытьсовершенно искренним, осуществляя переосмысление своейбиографии, приспосабливая её к новому жизненному миру.52Этот процесс называется ресоциализацией — прошлоеперетолковывается для того, чтобы оно стало соответствовать новым реалиям. Через интерпретацию его механизмафеноменологи объясняют мотивы поведения людей, которыезачастую неосознанно становятся актерами в драме, неоднократно переписывая исторические события или подделываярелигиозные документы.Иное дело вторичная социализация, которая предполагает, что индивид входит в новые сектора объективного мираего общества и интерпретирует настоящее таким образом,чтобы оно находилось в последовательном взаимоотношении с прошлым.