Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Том 1. Классические теории через призму социологического воображения

Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 90

PDF-файл Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 90, который располагается в категории "книги и методические указания" в предмете "социология" изседьмого семестра. Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 90 - СтудИзба 2019-09-18 СтудИзба

Описание файла

Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "книги и методические указания". Всё это находится в предмете "социология" из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 90 страницы из PDF

Мида — учет взаимодействия актора и мира, которые представляют собой динамичные процессы, а также способности актораинтерпретировать мир.Принятие роли — role taking — процесс социального взаимодействия, предполагающий умственное допущение себя на месте другого,возможностей его действий с учетом социальной роли и мотивации,что позволяет индивиду осуществлять коммуникацию и адекватнореагировать на окружающую социальную реальность.Самоидентификация — self-identification — отождествление индивидом себя с другим человеком или объектом.Самосознание — self-consciousness — 1) осознание индивидомсебя как автономной сущности, что включает самопознание, само408идентификацию, самоопределение; 2) осознание индивидом оценок,взглядов на него окружающих людей; признание, что Я полагаетналичие не-Я, влияющего на поведение индивида.Самость — self — по Дж.

Миду — осведомленность индивидао сложных отношениях с другими людьми и вещами, его способностьпредставлять себя в качестве объекта своей собственной мысли, бытьодновременно субъектом и объектом.Символ — symbol — по Дж. Миду — знак, вызывающий однотипную социальную реакцию, что является основой социальноговзаимодействия людей.Символический интеракционизм — interactionism symbolic — однаиз социологических парадигм, имеющая ряд вариантов (Дж. Мид,Ч. Кули, Г. Блумер, Э.

Гоффман и др.), основывающаяся на том, чтовсе формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах (язык,жесты, культурные символы и т.д.).Симпатическое самонаблюдение — sympathetic introspection —по Ч. Кули, метод исследования сознания индивидов, суть которогосостоит в том, что социолог представляет себя в виде социальногосубъекта в различных ситуациях, предполагая соответствующее имсвоё поведение.

Социолог полагал, что тем самым можно понятьзначения и мотивы социального поведения вообще.Социальная инфекция — social infection — по Г. Блумеру — быстроеи широкое распространение каких-либо форм поведения, резко диссонирующих с устоявшимися нормами.Социальное движение — social movement — по Г. Блумеру — движение, возникшее под воздействием нового набора значимых ценностей,влияющих на судьбы людей, которые не удовлетворены их реальнымположением в жизни.Теория «зеркального Я» — theory of looking-glass self — теория,созданная американским социологом Чарльзом Кули, суть её заключается в том, что самосознание и ценностные ориентации индивидакак бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей,главным образом из той же социальной группы.Толчея — crowding — по Г.

Блумеру — форма примитивного коллективного поведения, представляющая собой реакцию на малозначимый символ.Экспрессивная толпа — expressive crowd — по Г. Блумеру — толпа, обращающая эмоциональный порыв на самое себя (карнавалы,ритуальные танцы).Экспрессивное движение — expressive movement — по Г. Блумеру —движение религиозное или мода. Их отличительная черта данныхдвижений состоит в том, что они не нацелены на изменение социального строя.409Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. Как вам стало известно, значимые символы содержатся, преждевсего, в языке. Но язык не просто описывает реалии окружающегомира, а придает им определенное восприятие, что детерминированоконкретной культурой: чем более значимо явление в конкретнойкультуре, тем больше оно имеет оттенков выражения в соответствующем языке.

Так, например, у эскимосов существует огромноемножество вербальных значений снега и льда. Используя гипотезуСепира-Уорфа, социологи, в частности, отмечают в современноманглийском языке корреляцию между множеством агрессивныхвербальных значений, равно как и мужских терминов, обозначающихсоциально престижные профессии (хотя ныне многие женщины овладели ими), и его сексистским характером.

Это, по мнению некоторыхисследователей, сказывается на характере ментальности говорящихи, соответственно, на отношениях между мужчинами и женщинамивообще. Чтобы вы могли сказать о характере вербальных значенийсовременного русского языка? Как они влияют на ментальностьроссиян? Насколько значим, по вашему мнению, вербальный факторв нашем тоталитарном прошлом?2. Что вы думаете о символах насилия и ужасов, столь распространяющихся на наших телеэкранах? Может ли в этих условияхсформироваться толерантное общественное сознание, предполагающее ровные, доброжелательные отношения к представителяминой культуры?3.

За последние годы реформ в нашу страну буквально нахлынулиновые культурные символы. Для многих россиян они стали значимыми. Как этот процесс сказывается на их самоидентификациях?Покажите на конкретных примерах характерные новации в поведении студентов под влиянием новых символов.4. Проанализируйте любое общественное или политическое движение России с позиций символического интеракционизма. Сделайтетоже через призму теоретико-методологического инструментарияструктурного функционализма и конфликтных парадигм.

Каковысильные и слабые стороны в каждом теоретико-методологическомподходе?5. Какие рекомендации вы дали бы вашему коллеге, оказавшемусяв «кривом» зеркале?6. Критически проанализируйте подходы к массе представителеймарксизма, символического интеракционизма, З. Фрейда.Ñåìèíàð «Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèé èíñòðóìåíòàðèéñèìâîëè÷åñêîãî èíòåðàêöèîíèçìà»1. Теория самости Дж. Мида.2. Ч. Кули: смыслы «зеркального» Я.4103. Г.

Блумер: спонтанные и организованные формы социальногоповедения.4. Гипотеза Сепира-Уорфа.Ëèòåðàòóðà1. Американская социологическая мысль : тексты. — М. : МГУ,1994.2. Батыгин, Г. С. История социологии : учебник / Г. С. Батыгин,Д. Г. Подвойский. — М. : Высшее образование и наука, 2007.3.

Бауман, З. Мыслить социологически / З. Бауман. — М. : АспектПресс, 1996.4. Бергер, П. Приглашение в социологию / П. Бергер. — М. : АспектПресс, 1996.5. Брутян, Г. А. Гипотеза Сепира — Уорфа / Г. А. Брутян. —Ереван, 1968.6. Воронцов, А. В. История социологии : учебник для бакалавров /А. В. Воронцов, И. А. Громов, М. Б. Глотов. — М. : Юрайт, 2013.7. История социологии в Западной Европе и США // отв.

ред.академик РАН Г. В. Осипов. — М. : Издательская группа НОРМА–ИНФРА · М, 1999.8. Кравченко, С. А. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А. Кравченко. —М. : Анкил, 2010.9. Кукушкина, Е. И. История социологии : учебник для вузов /Е. И. Кукушкина. — М. : ИНФРА-М, 2013.10. Кули, Ч. Социальная самость / Ч. Кули // Американская социологическая мысль : тексты. — М. : МГУ, 1994.11.

Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. —М. : Наука, 2000.12. Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории /Н. Луман. — СПб. : Наука, 2007.13. Матвеева, С. Я. Страхи в России в прошлом и настоящем /С. Я. Матвеева, В. Э. Шляпентох. — Новосибирск : Сибирский хронограф, 2000.14. Мид, Дж. От жеста к символу / Дж. Мид // Американскаясоциологическая мысль : тексты.

— М. : МГУ, 1994.15. Россия на новом переломе: страхи и тревоги. — М. : Альфа-М,2009.16. Уорф, Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку /Б. Л. Уорф // Новое в лингвистике. Вып. 1. — М., 1960.17. Фотев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм /Г. Фотев // Современная американская социология. — М. : Изд-воМГУ, 1994.41118. Blumer, H. Psychological Import of the Human Group /H. Blumer // Group Relations at the Crossroads / ed.

M. Sherif,M. O. Wilson. — N.Y., 1953.19. Blumer, H. Selected Works of Herbert Blumer: A PublicPhilosophy for Mass Society / H. Blumer. — Urbana, IL. : University ofIllinois Press, 2000.20. Blumer, H. Symbolic Interactionism — Perspective or Method /H. Blumer. — N.Y., 1969.21. Cooley, Ch. H. Human Nature and Social Order / Ch. H. Cooley. —N.Y.

: Scribner’s, 1964.22. Joas, H. G. H. Mead: A Contemporary Re-examination of HisThought / H. Joas. — Cambridge, MA: MIT Press, 1997.23. Morrione, T. J. Blumer, Herbert George / T. J. Morrione // Ritzer,G., Ryan, J. M. (eds). The Concise Encyclopedia of Sociology. — BlackwellPublishing, 2011.24. Ritzer, G. Classical Sociological Theory / G. Ritzer. — McGrawHigher Education. 2000.25. Ritzer, G. Modern Sociological Theory / G. Ritzer. — McGrawHigher Education. 2000.26. Shalin, D.

N. George Herbert Mead / D. N. Shalin // The BlackwellCompanion to Major Social Theorists. Edited by G. Ritzer. — BlackwellPublishers Ltd, 2000.27. Whorf, B. L. Language, Thought and Reality: Selected Writingsof Benjamin Lee Whorf / ed. John B. Carroll ; B. L. Whorf.

— N.Y. :Wiley, 1956.Ãëàâà 12.À. ØÞÒÖ — ÎÑÍÎÂÎÏÎËÎÆÍÈÊÔÅÍÎÌÅÍÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÉ ÑÎÖÈÎËÎÃÈÈФеноменологическая парадигма направлена, прежде всего,на изучение социальных феноменов повседневного «жизненного мира» как объектов осознания людьми, которые конструируются в процессе их непрерывной жизнедеятельности.Несомненно, мир объективен, но он начинает иметь значение для людей только в процессе его осознания, толькотогда, когда он становится внутренним субъективным миром.Согласно феноменологам, социальные феномены по своейсути отнюдь не таковы, какими они кажутся с первогоповерхностного взгляда.Поэтому, чтобы преодолеть разного рода иллюзии или«ложное сознание», необходимо вскрывать латентные функции феноменов человеческой реальности.Феноменологи исходят из того, что досовременные общества обладали весьма значительной степенью интеграции.В результате чего человек всегда жил как бы в одном мире:социальные феномены, одновременно освоенные и созданные в процессе общения людей, были всеми разделяемыми,ибо они представляли собой своего рода их «домашний мир».Он был, по сути, един и на работе и в семье.

Каждый воспринимал этот мир как самоочевидный, в котором его местои роли были четко определены.В современном же обществе люди сталкиваются с плюрализацией жизненных миров прежде всего в силу скачкав сфере разделения труда. Поэтому сконструированныелюдьми социальные феномены приобретают многозначность.В этой связи свою задачу феноменологи видят в том,чтобы дать более полное представление о мире через понимание других точек зрения на социальные феномены. При этом413феноменологов интересуют не столько объективные различия социальных феноменов, сколько то, как они субъективновоспринимаются на уровне обыденного сознания самых обычных людей в процессе их жизнедеятельности.Альфред Шютц (Schütz) (в русском переводе встречаются также написания Шуц, Шюц; в учебнике при ссылкена работы социолога сохранено то написание фамилии, которое дано в конкретных переводах) родился в Вене, Австрия,в 1899 году.

Там же получил образование.По окончании Венского университета, в котором специализировался в области экономики, выбрал карьеру банкира.Однако параллельно серьезно увлекся социологией, полагая,что эта наука поможет ему лучше понять жизнь, а также преуспеть в профессии.Это ему удалось в полной мере. В 1932 г.

Свежие статьи
Популярно сейчас