Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 88
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 88 страницы из PDF
Блумер выделяет несколько форм спонтанного коллективного поведения.1. Толчея. Люди в толчее взаимодействуют беспорядочно, побуждая через круговую реакцию восприимчивостьи отзывчивость друг к другу. При этом, как правило, понижается значение объектов, которые обычно привлекают внимание.2. Коллективное возбуждение. Данный тип поведенияспособен втягивать в свою орбиту сторонних наблюдателей,которые вначале проявляют интерес к данной форме коллективного поведения, а затем и сами могут стать его непосредственным участником.«При коллективном возбуждении личный характер индивидов ломается с большой легкостью и, таким образом, создаются условия для реорганизации и образования новых формповедения. При коллективном возбуждении индивиды могутначать придерживаться таких линий поведения, о которыхпрежде они, вероятно, и не помышляли и, еще менее вероятно, что осмелились бы придерживаться»2.3. Социальная инфекция.
Крайняя форма — социальнаяэпидемия. Это быстрое и широкое распространение каких1 Блумер, Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 172—173.2 Там же. С. 175.399либо форм поведения, которые резко диссонируют с устоявшимися значимыми символами.«Социальная инфекция относится к сравнительнобыстрому, бессознательному и нерациональному распространению каких-либо настроений, порывов или формповедения»1.
Примерами тому могут быть разгул спекулятивных акций с денежными знаками во время плохо организованной кампании по их обмену, погромы на националистической почве, борьба с иноверцами или инакомыслящими.Формы институционального коллективного поведенияКак считает Г. Блумер, указанные формы поведения способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения. Они следующие: действующая толпа,экспрессивная толпа, масса и общественность.Действующая толпа, захваченная какой-либо общейцелью, спонтанно образованная группа, у которой однакоотсутствуют общие значения, традиции или экспектации,у неё нет установленных ролей, признанного лидерства,осознания собственной идентичности, разделения труда, нету неё и общих социокультурных ценностей.Поэтому поведение действующей толпы не сообразуетсяс институциональными нормами и ценностями.
Действующая толпа способна к насилиям и жестокости.Индивид в действующей толпе «теряет обычное критическое восприятие и самоконтроль, как только он вступаетв контакт с другими членами толпы и проникается тем коллективным возбуждением, которое господствует над ними.Он прямо и непосредственно откликается на замечанияи действия других, вместо того чтобы истолковать их, как онсделал бы в обычных условиях»2.Г. Блумер полагает, что в определенных условиях целаянация может уподобиться действующей толпе, если её представители оказываются поглощенными одним волнующимобъектом. Взаимное возбуждение, благодаря круговой реакции, достигает столь высокой степени, что все внутренниеразногласия отступают.
Возникают мощные иррациональные порывы в отношении волнующего объекта. Так, поведе1 Блумер, Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 175.2 Там же. С. 179.400ние представителей нации может стать подобным действующей толпе.Чтобы остановить действующую толпу, необходимо переключить внимание её членов на разные объекты.
Возникновение интереса к другим объектам способствует расчленению толпы как таковой, открывает возможность диалогас отдельными членами.Экспрессивная толпа в отличие от толпы действующейне имеет какую-либо общую внешнюю цель. «Экспрессивная толпа не вырабатывает образа какой-то цели… онане обладает ничем, в направлении чего она может действовать, и поэтому она попросту предается возбужденнымдвижениям»1. Её главным признаком является обращениеэмоциональных порывов на самое себя.Экспрессивная толпа обычно проявляется в коллективных танцах (карнавалы, ритуальные танцы), которые позволяют участникам через переживаемый экстаз получитьфизическую и эмоциональную разрядку от тревожащих ихзначений повседневной жизни, влияние которых на времярезко падает.
При этом резко возрастает значение собственного Я, от чего индивиды испытывают удовлетворениеи наслаждение, радость жизни.Масса, по Г. Блумеру, представляет собой совокупностьспонтанного коллективного группирования людей, которыевозбуждены значением какого-либо события зачастую национального масштаба (шумный судебный процесс, бум за илипротив передислокации войск и т.д.), проявляя в нем заинтересованность и свое участие.Члены массы анонимны, зачастую отделены друг от другав пространстве, лишены возможности обмена мнениямипо поводу значения волнующего их события, могут происходить из самых различных социокультурных слоев общества, и потому данная коллективная группа весьма слабоструктурирована.В силу указанных отличительных черт массы, её члены,как правило, действуют обособленно, как отдельные,но сознательные индивиды.«Индивиды отделены друг от друга и неизвестны другдругу.
Этот факт означает, что индивид в массе, вместо тогочтобы лишаться своего самосознания, наоборот, способен1 Блумер, Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 181.401довольно сильно обострить его. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушения и взволнованное возбуждениесо стороны тех, с кем он состоит в контакте, он действует,откликаясь на тот объект, который привлек его внимание»1.Хотя деятельность массы, по существу, проявляетсяв индивидуальных действиях, тем не менее, эта деятельностьможет оказывать весьма значимое влияние на общество, приводя к краху одни политические партии и вознося другие,трансформируя старые государственные и общественныеструктуры и создавая новые.Особую роль при рассмотрении поведения масс Г. Блумер отводит массовой рекламе.В рекламе обращение делается к анонимному индивиду,возбуждая его и концентрируя внимание на новые значимые символы.
И хотя индивиды совершают самостоятельный выбор без конкретного участия какой-либо структуры,совпадение их выборов вокруг значимых объектов составляет основу формирования массы.«Покупатели представляют собой некую разнороднуюгруппу, происходящую из многих общин и слоев общества;в качестве членов массы, однако, по причине своей анонимности они являются однородными или, по существу,одинаковыми»2.Общественность рассматривается Г. Блумером как спонтанная коллективная группа потому, что она возникает какотклик на определенно значимый объект или ситуациюи, как правило, не образуется по заранее разработанномуплану.
Однако в отличие от толпы в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, вступают в спорыи конфликты и тем самым демонстрируют рациональные,критические действия.«Общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать, благодаря достижениюкакого-то коллективного решения или выработке какого-токоллективного мнения»3.Наряду со спонтанными коллективными группами Г. Блумером были исследованы и фиксированные формы социального поведения, которые детерминированы совокупностью1 Блумер, Г.
Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 185.2 Там же. С. 187.3 Там же. С. 189.402значимых символов. К ним относятся общие и специфическиесоциальные движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения.В развитом виде социальные движения имеют структурную организацию, разделение на управляющих и управляемых, свои традиции, нормы и ценности, т.е. это рельефновыраженная социокультурная группа.К общим социальным движениям Г.
Блумер относит такиедвижения как демократическое, молодежное, женское, движение за мир. Они возникли под воздействием нового наборазначимых ценностей, влияющих на судьбы людей, которыене удовлетворены их реальным положением в жизни. Общиесоциальные движения, как правило, слабо организованы,не имеют постоянного членства, их конкретные откликина значимые ценности не выливаются в ясные цели.«Лидеры общего социального движения играют важнуюроль не в смысле осуществления руководящего контроля наддвижением, а в смысле задающих темп.
Эти лидеры являются «вопиющими в пустыне», пионерами без какой-либопрочной группы последователей, часто не очень часто отдающими себе отчет в собственных целях»1.По Г. Блумеру, специфическими социальными движениямиявляются реформистские и революционные движения. Онихорошо структурированы, имеют некий набор значимыхсимволов и ценностных ориентаций.
Члены этих движенийзанимают определенные статусные позиции и стремятсяк четким целям по внесению изменений в социальный стройи существующие институты.В специфических социальных движениях особая рольотводится агитации, которая, создавая круговую реакциювозбуждения, направлена на изменение представленийлюдей о самих себе, о своей роли и месте в обществе и особенно в движении — культивируются настроения сопричастности и солидарности, благоговения перед «вождями народов» и «отцами наций», для чего опять-таки используютсязначимые символы — ритуальная атрибутика и церемониальное поведение.Для этих движений характерным является возникновение самого разного рода мифов как откликов на желаниялюдей, которые зачастую приобретают форму эмоциональ1 Блумер, Г.
Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. М. : МГУ, 1994. С. 197.403ных символов: «политика — дело каждого», «материальныеи духовные блага польются полным потоком», «каждойсемье — отдельную квартиру».Для этих движений характерно возникновение какоголибо культа. «Обычно имеется некий главный святой и рядменее важных святых, выбранных среди народных вожаковдвижения. А. Гитлер, В. И. Ленин, К.