Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 64
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 64 страницы из PDF
Веберу — субъективно иррациональное действие, определяющей характеристикойкоторого является эмоциональное состояние субъекта — страсть,ненависть, гнев, ужас.Бюрократическое господство — bureaucratic domination —по М. Веберу — господство, осуществляемое профессиональнымадминистративным аппаратом.Бюрократия — bureaucracy — по М. Веберу — система, при которой функционирование государства и общественных институтовобеспечивается особым слоем управленцев-профессионалов.Герменевтика — hermeneutics — 1) искусство толкования древнихтекстов и памятников; 2) метод интерпретации чужой индивидуальности, «другого», а также социокультурных реалий, широко используемый в интерпретивных парадигмах.Господство — domination / dominance — по М.
Веберу — вероятность исполнения приказов управляющих управляемыми, что позволяет осуществлять власть посредством институциональных форм.Евроцентризм — Eurocentrism — принцип позитивистского мышления и теоретизирования, рассматривающий исторический опытЕвропы, ее культуру, как «универсальные» реалии, что, соответственно, предполагало обоснование «объективно-исторических законов»,по которым должны развиваться другие народы мира.Идеальный тип — ideal type — по М.
Веберу — методологическийприем — «по своему значению — это чисто идеальное пограничноепонятие», — позволяющий анализировать реальные действия индивидов или черты реальности, сравнивая их с моделью, своего родастандартом, характерным для конкретного исторического периода,в котором доминируют определенные ценности.Иррациональная рациональность — irrational rationality —по М. Веберу — иррациональные последствия от функционированиярациональных систем, что, в частности, проявляется в умалениимагического, чувственного, тем самым социальная реальность становится менее значимой для людей.Легальное господство — legal domination — по М. Веберу — господство, основанное на формальном и рациональном праве.Легитимное господство — legitimate domination — по М. Веберу —господство, опирающееся на убеждение в законности власти.Неокантианство — Neo-Kantianism — философское течение, характерное для конца XIX — начала ХХ в., исторический причиной293возникновения которого стал растущий разрыв между философией,социальными науками и науками естественными.Понимание — нем.
Verstehen / comprehension / understandinginterpretively — проницательность, способность проникновенияв суть, смысл чего-либо; данный термин был взят на вооружениеМ. Вебером, чтобы подчеркнуть важность в поведении индивидатаких факторов как его мысли, верования, отношения.Практическая рациональность — practical rationality —по М. Веберу — рациональность, предполагающая детальный учеттрудностей социальной реальности и отношение к ним с чистопрагматический позиций преследования эгоистических интересов.Рациональность — rationality — по М. Веберу — «логическая илителеологическая последовательность какой-либо интеллектуальнотеоретической или практически-этической позиции».Субстанциональная рациональность — substantial rationality —по М. Веберу — рациональность, основанная на ценностных критериях.Традиционное действие — traditional action — по М.
Веберу — действие, протекающее по привычке, принятому образцу, формируемоена основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции.Теорема Томаса — Thomas theorem — термин введен Р. Мертономв честь американского социолога У. Томаса, обосновавшего следующий постулат: «Если люди определяют некоторые ситуации какреальные, эти ситуации реальны в своих последствиях».Теоретическая рациональность — theoretical rationality —по М.
Веберу — когнитивный процесс познания реальности, предполагающий использование методов дедукции, индукции, выявленияпричинности и т.д.Традиционное господство — traditional domination — по М. Веберу —господство, основанное на традициях, привычном убеждении в законности власти, передаваемой по наследству.Формальная рациональность — rationality, formal — по М. Веберу —рациональность как самоцель, предполагающая, что индивид,осуществляя тот или иной выбор целей и средств их достижения,руководствуется универсально применяемыми правилами, законами,что особенно проявляется в функционировании бюрократии и экономики современного капиталистического общества.Харизматическое господство — charismatic domination —по М. Веберу — господство, предполагающее подчинение авторитетухаризматического лидера.Целерациональное действие — purposeful-rational action —по М.
Веберу — действие, характеризующееся осознанием индивидомсвоей цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами,294обеспечивающими ее достижение, а также ориентацией на ожиданиеопределенной реакции со стороны других людей.Ценностно-рациональное действие — value-oriented-rationalaction — по М. Веберу — действие, основанное на вере в его самодостаточную ценность, независимо от его успеха.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. Представьте себе, что вас направили в зарубежную командировку для изучения опыта работы конкретной фирмы с целью возможного экономического сотрудничества с ней. На чтобы вы особообратили внимание, используя положения веберовской интерпретивной парадигмы?2.
Каковы латентные последствия утверждения формальнойбюрократии? Не сталкиваемся ли мы с невиданной ранее тенденцией, когда люди начинают предпочитать зарационализированностьчеловеческих отношений с высокой социальной защищенностью,но с подавлением индивидуальности, с добровольным отказомот своих прав и свобод?3.
Как влияет Интернет на социокультурные реалии российскогообщества? Проанализируйте ситуацию через призму теоретико-методологического инструментария структурного функционализма,диалектико-материалистической и «понимающей» социологии.4. Напомним, осмысливая суть амбивалентности «загадочнойрусской души», Н. А. Бердяев отмечает, что русский характер отличается антиномичностью при слабости «срединных» начал: «тезисоборачивается антитезисом, бюрократическая государственностьрождается из анархизма, рабство рождается из свободы». Насколькоадекватны принципы формальной рациональности нашему национальному характеру? Почему тесты так хорошо «прижились»на Западе, а в России ЕГЭ вызывает широкое возмущение?Ñåìèíàð «Ì.
Âåáåð — îñíîâîïîëîæíèê “ïîíèìàþùåé”ñîöèîëîãèè»1. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук.2. Классификация социальных действий. Преднамеренные и ненамеренные последствия социальных действий.3. Категория «идеального типа», её применение в интерпретациисоциально-исторических событий.4.
Типы рациональностей и их измерение.5. Исследование хозяйственной и социальной роли мировыхрелигий.295Ëèòåðàòóðà1. Алексеева, Т. А. Современные политические теории /Т. А. Алексеева. — М. : РОССПЭН, 2000.2. Ашин, Г. К. Социология политики. Сравнительный анализроссийских и американских политических реалий / Г. К. Ашин,С. А. Кравченко, Э. Д. Лозанский. — М.
: Экзамен, 2001.3. Батыгин, Г. С. История социологии : учебник / Г. С. Батыгин,Д. Г. Подвойский. — М. : Высшее образование и наука, 2007.4. Вебер, М. Аграрная история Древнего мира / М. Вебер. — М. :КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.5. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. — М. : Юрист,1994.6. Вебер, М.
Класс, сословие, партии (фрагменты) / М. Вебер //Личность. Культура. Общество. 2003. Вып.1—2 (15—16). — М., 2003.7. Вебер, М. О буржуазной демократии в России / М. Вебер //Социс. — 1992. — № 3.8. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии //Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. — М. : «Прогресс»,1990.9. Вебер, М. Основные социологические понятия // Вебер,М. Избранные произведения / М. Вебер. — М.
: «Прогресс», 1990.10. Вебер, М. Политика как призвание и профессия // Вебер,М. Избранные произведения / М. Вебер. — М. : «Прогресс», 1990.11. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер,М. Избранные произведения / М. Вебер. — М. : «Прогресс», 1990.12. Воронцов, А. В. История социологии : учебник для бакалавров /А. В. Воронцов, И. А. Громов, М.
Б. Глотов. — М. : Юрайт, 2013.13. Гайденко, П. П. История и рациональность: социология МаксаВебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. —М., 1991.14. Давыдов, Ю. Н. «Веберовский ренессанс» и обновленныйинтерес к классике / Ю. Н. Давыдов // История теоретической социологии. Т. 4. — СПб., 2000.15. Давыдов, Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальный проблемы веберовского социологическогоучения / Ю. Н. Давыдов.
— М. : МФТИС, 1998.16. Зарубина, Н. Н. Социально-культурные основы хозяйстваи предпринимательства / Н. Н. Зарубина. — М. : ИЧП «ИздательствоМагистр», 1998.17. Зарубина, Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации /Н. Н. Зарубина. — СПб. : РХГИ, 1998.18. История социологии в Западной Европе и США // отв. ред.академик РАН Г. В. Осипов. — М. : Издательская группа: НОРМА–ИНФРА · М, 1999.29619. Итвел, Р.
Возрождение харизмы? Теория и проблемы операционализации понятий / Р. Итвел // Социс. — 2003. — № 3.20. Кравченко, Е. И. Макс Вебер / Е. И. Кравченко. — М. : Весьмир, 2002.21. Кравченко, С. А. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А. Кравченко. —М. : Анкил, 2010.22. Кукушкина, Е. И. История социологии : учебник для вузов /Е. И. Кукушкина.