Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 58
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 58 страницы из PDF
Вебер.Так, например, можно сконструировать идеально-типическую модель студента или государственного служащего.Но модель идеального типа не есть цель познания, а своеобразное методическое средство, позволяющее анализировать социальные реалии. Как же этим средством пользоваться?Понятно, что в реальной жизни, строго говоря, не можетбыть идеального студента или чиновника. Различные причины приводят к тому, что общественное явление всегдабудет иметь отклонение от идеального типа. Здесь-тои открываются возможности для сравнивания реальногосоциума с его идеальным типом.Согласно М.
Веберу, идеальный тип позволяет:— во-первых, сконструировать явление или социальноедействие, как если бы они имели место в идеальных условиях;— во-вторых, рассмотреть это явление или социальноедействие независимо от локальных условий (предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то действие будет совершаться именно таким образом);— в-третьих, есть возможность сравнить, насколько явление или действие по своим количественно-качественнымпараметрам походит на идеальный тип.По отклонению от идеального типа исследователь можетустановить характерные тенденции протекания событий.Мыслительное образование нереального, идеально-типического события позволяет понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. При этом М.
Веберобосновывает весьма оригинальный взгляд: по его мнению,1 Вебер, М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. С. 623—624.267история и социология — два направления научного интереса,а не две разные дисциплины.Так, чтобы выявить историческую причинность необходимо перво-наперво выстроить идеально-типическую конструкцию исторического события, а затем следует сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальнымразвитием. Тем самым исследователь перестает быть простымстатистом исторических фактов и обретает возможностьпонять, насколько сильным было влияние обстоятельств,какова роль воздействия случайности или конкретной личности на данный момент истории.Ненамеренные последствияСвоего рода изюминкой социологического воображенияМ. Вебера является осмысление ненамеренных последствийдействий людей.Связи между социальными действиями людей и ихрезультатами, как правило, латентны, не лежат на поверхности явлений.
От исследователя требуются усилия, он долженпроявить социологическое воображение, чтобы «заглянутьза» видимые проявления конкретных социальных действийиндивидов, к каким социальным фактам они в итоге могутпривести.Так, в работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер показывает взаимосвязь протестантскихрелигиозных ценностей и развития «духа капитализма»,утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали,быстрее и легче утверждались капиталистические отношения.Но выявление корреляции между ценностными установками и характером социальных действий — лишь одна частьисследования.
Другая часть исследования состояла в том,чтобы установить, как и почему протестантские ценности,которые сами по себе, явно не были нацелены на определенные экономические результаты, скрыто, не зависимоот намерений способствовали развитию капитализма.По мнению социолога, основной причиной подобногорода непреднамеренных, непредвиденных последствий сталоубеждение в том, что только через постоянный, аккуратныйи честный труд, неутомимую деятельность во имя приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетическийобраз жизни, можно попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое поведение,268которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического поведения.Отсюда М. Вебер делает вывод о том, что мотивированные определенными ценностями социальные действия,выражающиеся в своеобразном типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны былипривести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло выражениев конкретном облике капитализма в той или иной стране.Поэтому социологи, по мысли М.
Вебера, должны принимать во внимание многофакторное развитие: не только материальные интересы, власть, воздействие структур, но и культурные, этические идеалы1.И ещё социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к первоначально задуманным рациональным результатам. Часто рациональносоздаваемая людьми социальная реальность включает в себянепредвиденные последствия иррационального толка.Из книги: М. Вебер.
Основные социологические понятия2Понятие социологии и «смысла» социального действияСоциология (в том смысле этого весьма многозначного слова,который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие.«Действием» мы называем действие человека (независимоот того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), еслии поскольку действующий индивид или индивиды связываютс ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людейи ориентируется на него.1.
Методологические основы1. Слово «смысл» имеет здесь два значения.Он может быть: а) смыслом, действительно субъективно предполагаемым действующим лицом в данной исторической ситуации,1 Kalberg, S. Max Weber // The Blackwell Companion to Major SocialTheorists. Edited by G. Ritzer. Blackwell Publishers Ltd, 2000.2 Вебер, М. Основные социологические понятия // Вебер, М. Избранные произведения. М.
: Прогресс. 1990.269или приближенным, средним смыслом, субъективно предполагаемым действующими лицами в определенном числе ситуаций; б)теоретически конструированным чистым типом смысла, субъективно предполагаемым гипотетическим действующим лицом илидействующими лицами в данной ситуации. Здесь вообще не идетречь о каком-либо объективно «правильном» или метафизическипостигнутом «истинном» смысле.
Этим эмпирические науки о действии — социология и история — отличаются от всех догматических наук — юриспруденции, логики, этики, — которые стремятсяобнаружить в своих объектах «правильный», «значимый» смысл.2. Граница между осмысленным действием и поведением чистореактивным (назовем его так), не связанным с субъективно предполагаемым смыслом, не может быть точно проведена. Значительная часть социологически релевантного действия, особенно чистотрадиционного по своему характеру (см. ниже), находится на границе того и другого. Осмысленное, то есть доступное пониманию,действие в ряде психофизических случаев вообще отсутствует,в других — может быть обнаружено только специалистами.
Мистические, то есть адекватно не предаваемые словами, переживанияне могут быть полностью поняты теми, кому они недоступны.Однако способность воспроизвести действие не есть обязательная предпосылка его понимания: «Чтобы понять Цезаря, не надобыть Цезарем». Полное сопереживание — важное, но не абсолютнонепреложное условие понимания смысла.
Доступные и недоступные пониманию компоненты какого-либо процесса часто переплетаются и связываются.3. Всякая интерпретация, как и наука вообще, стремится к «очевидности». Очевидность понимания может быть по своему характеру либо рациональной (то есть логической или математической),либо — в качестве результата сопереживания и вчувствования —эмоционально и художественно рецептивной.
Рациональная очевидность присуща тому действию, которое может быть полностьюдоступно интеллектуальному пониманию в своих преднамеренных смысловых связях. Посредством вчувствования очевидностьпостижения действия достигается в результате полного сопереживания того, что пережито субъектом в определенных эмоциональных связях. Наиболее рационально понятны, то есть здесь непосредственно и однозначно интеллектуально постигаемы, преждевсего смысловые связи, которые выражены в математических илилогических положениях…Любое истолкование подобного рационально ориентированногоцеленаправленного действия обладает — с точки зрения пониманияиспользованных средств — высшей степенью очевидности.
Еслине с такой же полнотой, то все-таки с достаточной ясностью, соответствующей присущей нам потребности в объяснении, мы понимаем такие «заблуждения» (в том числе смешение проблем), кото270рые не чужды нам самим или возникновение которых мы способныпосредством вчувствывания сопереживать. Напротив, высочайшие«цели» и «ценности», на которые, как показывает опыт может бытьориентировано поведение человека, мы часто полностью понятьне можем, хотя в ряде случаев способны постигнуть его интеллектуально; чем больше эти ценности отличаются от наших собственных, важнейших для нас ценностей, тем труднее нам понять ихв сопереживании посредством вчувствования, силою воображения.В зависимости от обстоятельств нам в ряде случаев приходитсялибо удостоверяться чисто интеллектуальным истолкованиемназванных ценностей, либо, если и это оказывается невозможным, просто принять их как данность и попытаться по возможности понять мотивированное ими поведение посредством интеллектуальной интерпретации или приближенного сопереживания(с помощью вчувствования) его общей направленности…Для типологического научного исследования все иррациональные, эмоционально обусловленные смысловые связи, определяющие отношение индивида к окружающему и влияющие на его поведение, наиболее обозримы, если изучать и изображать их в качестве«отклонений» от чисто целерационально сконструированного действия.
Так, например, для объяснения «биржевой паники» целесообразно сначала установить, каким было бы рассматриваемое поведение без влияния иррациональных аффектов, а затем ввести этииррациональные компоненты в качестве «помех»…4. Во всех науках о поведении должны быть приняты во внимание такие чуждые смыслу явления, как повод к определенным действиям, результат каких-либо событий, стимулирование решенийили препятствие их принятию. Поведение, чуждое осмыслению,не следует идентифицировать с «неодушевленным» или «нечеловеческим» поведением. Каждый артефакт, например «машина»,может быть истолкован и понят только исходя из того смысла,который действующий человек (ориентированный на самые различные цели) связывает с его изготовлением и применением; безэтого соотнесения назначение такого артефакта остается совершенно непонятным.