Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 57
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 57 страницы из PDF
В нем оба вышеназванныхмомента совпадают: понять смысл действия — значит понятьдействующего, и наоборот.Примером целерациональных действий может быть поведение людей, сознательно делающих политическую карьеру,1 Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер, М. Избранные произведения.
М. : Прогресс, 1990. С. 628.262принимающих собственные решения. В таком поведенииесть смысл действий, который понятен для окружающих,побуждая последних к принятию адекватных самостоятельных актов, также имеющих смысл и цель.К целерациональным действиям может быть отнесеноповедение студента, желающего получить образование, соответственно направленное на успешное усвоение изучаемыхпредметов.Если же, например, сильный и мужественный человекпосле того, как его ударили по одной щеке, подставил другую, то здесь речь идет о ценностно-рациональном действии,которое может быть понято лишь с учетом представленийэтого человека о ценностях определенных религиозных догм.Ценностно-рациональное действие основано на верев определенные безусловные ценности, заповеди, представления о добре и долге.
Их абсолютизация приводит к тому, чтов подобных действиях неизбежно появляется определенныйкомпонент иррациональности.Так, если для людей ценность собственной жизни ничтов сравнении с верой в безусловную правоту вождя, курсапартии, ради выполнения «безошибочных предначертаний»которых они готовы к лишениям и даже самопожертвованиям, то они как раз совершают ценностно-рациональныедействия.Аффективные действия можно довольно часто наблюдать в игровых видах спорта — те или иные непроизвольные,эмоциональные реакции игроков.
Они, как правило, определены эмоциональным состоянием действующего — страстью,любовью, ненавистью и т.д. Естественно, что они выходятза пределы сознательной, осмысленной деятельности индивида.К традиционным действиям относятся повседневныеповеденческие акты, совершаемые просто по привычке.Люди ведут себя почти автоматически, потому что они таквсегда это делали. Как правило, они не осознают, почемутак поступают, ибо просто привержены привычным нравами обычаям. В таких действиях почти нет целеполагания, нети размышлений о выборе средств их осуществления.В российской истории люди практически не задумывались, почему необходимо служить «царю-батюшке»,по какому такому праву осуществляется передача государственной власти по наследству, почему у них нет личных прав и свобод.
Они поступали традиционным образом,263потому что их предки всегда так это делали, будучи приверженными определенным нравам и обычаям.В обновленном виде традиционные действия были сохранены в советских жизненных укладах, таких как коммуныи «социалистические коллективы». Все эти типы социумаутверждали стадно-традиционное подражательство и подавляли индивидуальность. Главная латентная, неосознаваемая функция традиционных действий состояла в том, чтобыкаждый человек уничтожил свое индивидуальное мышлениеи, соответственно, принял бездумные алгоритмы жизни.Распад советского строя заставил людей отказыватьсяот неосмыленно-подражательного поведения, от жизнипо принципам «как все», «не хуже, чем другие».Строго говоря, лишь целерациональные и ценностнорациональные действия относятся к социальным действиям,ибо имеют дело с субъективно подразумеваемым смыслом.Подчеркнем, социология, по М.
Веберу, является «понимающей», поскольку имеет дело с осмысленными действиямилюдей. «Специфически важным для понимающей социологии, — писал он, — является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей,во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено»1.По мнению социолога, эмпирически сравнивая количество действий с разным компонентом смысла, а также выявляя, какой тип действия является доминирующим, можносудить об обществе вообще. Социолог исходит из того, чтохарактер общества, демократичность или авторитарность егоинститутов, их функциональность есть производное от особенностей социальных действий индивидов, их смысловойрациональности.Именно такой теоретико-методологический подходиспользует М.
Вебер для сравнительного анализа культурДревнего мира и современных западноевропейских обществ.Основные методы понимания социальных действийА как же исследовать собственно рациональность смыслав действиях людей?1 Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии //Вебер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. С.
497.264Социологическое воображение М. Вебера и здесь емуявляется большим подспорьем: он выделяет несколько, собственно социологических методов.К первому он относит понимание через прямое наблюдение.Примером тому может служить наблюдение на телеэкране безмерной радости, благополучия того или иногосовременного российского политика, его соответствующиежесты, что резко контрастирует с имиджем советского политика — всегда серьезного, озабоченного, сумрачного. Зритель может понять, скорее, прочувствовать положительноеэмоциональное состояние практически любого человекаот политики. Сам образ олицетворяет собой оптимизм, правоту, бескорыстность, рационализм и прагматизм.Но так ли это на самом деле?По М.
Веберу, прямое наблюдение ещё недостаточно,чтобы понять суть социального действия.Второй метод интерпретации социального действия —объяснительное понимание. Оно предполагает выяснениемотивов конкретного социального действия.В нашем примере требуется понять, что побудило счастливого, жизнеутверждающего политического деятеля оказаться героем телепередачи — пришел ли он праздноватьпобеду на выборах, добиться поддержки принятия желанныхрешений или же, как говорится, делает хорошую мину приплохой игре.Чтобы осуществился этот тип понимания, необходимо,как считает М. Вебер, поставить себя на место индивида, чьеповедение мы пытаемся объяснить, и тем самым выяснитьмотивы, стоящие за его действиями.Третий метод — причинное объяснение. Оно предполагаетвыяснение того, что инициировало сами мотивы, которыепривели к соответствующим социальным действиям.
Здесьсоциолог настаивает на необходимости обнаружить связимежду целой серией действий или событий.Это, разумеется, предполагает проведение серьезныхсоциологических исследований. Подобного рода исследования провел сам М. Вебер, стремясь, в частности, выявитьсвязи между религиозными принципами и поведением индивидов, особенно их экономической и политической деятельностью.265Идеально-типические конструкцииОднако даже все три вышеназванные методы понимания не могут гарантировать полную картину смысла тех илииных социальных действий.Понимание всегда приблизительно. Оно приблизительнодаже в ситуации непосредственной интеракции людей другс другом лицом к лицу.
Социологу же нередко приходитсяанализировать социальные действия, понимать социальнуюжизнь её участников, когда они отдалены, причем не тольков пространстве, но и во времени. В распоряжении ученогомогут быть документы, эмпирические сведения, другие материалы, интерпретируя которые он старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, ихотношение к тем или иным ценностям, чтобы дать комплексное представление единого социального процесса.Насколько возможно подобное комплексное представление? Каким образом социология как научная дисциплинаспособна определить степень приблизительности при анализе тех или иных конкретных социальных действий людей?А если человек даже сам не отдает себе отчета в собственныхдействиях (по состоянию здоровья или, находясь под влиянием митинговых страстей, подвергается психологическомудавлению и т.д.), сможет ли социолог понять поведениетакого индивида?И М.
Вебер предлагает еще один, просто-таки пионерскийметодический прием понимания — конструирование идеально-типической модели социального действия индивида.По его мнению, ученый должен соотнести имеющийся в егораспоряжении материал с религиозными, мировоззренческими, эстетическими, моральными ориентирами, исходяиз того, что служило реальными ценностями для людей,являющихся объектом исследования. Поэтому идеальныйтип социолог называл «интересом эпохи».По М. Веберу, чтобы уяснить действительные причинныесвязи, имеющие место при создании социальной реальности,и дать возможно более полное и комплексное толкованиесоциальным действиям, необходимо прежде всего сконструировать недействительное — извлекаемые из эмпирическойреальности заостренные, выделенные элементы, которыепредставляются типическими для социолога в его стремлении найти общие правила событий. Они должны выражать266то, что наиболее характерно, типично для общественныхявлений или социальных действий своего времени.Поэтому идеальный тип социолог называл «интересомэпохи».«Лишь с помощью чистого (“идеального”) типа возможнасоциологическая казуистика… Чем отчетливее и однозначнее конструированы идеальные типы, чем дальше они,следовательно, от реальности, тем плодотворнее их рольв разработке терминологии и классификации, а также ихэвристическое значение»1, — заключает М.