Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 52
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 52 страницы из PDF
Грамши как раз и предложил свою концепцию гегемонии. В отличие от концепции пролетарскойгегемонии К. Маркса она делала акцент не на государственное господство и экономико-социальное доминирование,а на духовно-политическое, интеллектуальное и моральноэтическое лидерство, которое адекватно человеческой субъективности.По А. Грамши, гегемония — сложный общественный феномен, предполагающий взаимодействие как политическойборьбы и насилия, так и согласия, основанного на следовании общим духовным, идейным и этическим установкам, чтов итоге не препятствует саморазвитию людей, их активномуучастию в гражданском обществе.
Характерно его замечание: «Критическое постижение самого себя осуществляется,следовательно, через борьбу политических “гегемоний”, противостоящих направлений сначала в области этики, затемполитики, чтобы вылиться, наконец, в высшую разработкусобственной концепции действительности»2.Отсутствие в гегемонии духовного начала или человеческой субъективности, свободы деятельности и инициативнеизбежно ведет, как считал А. Грамши, к тому или иномутипу диктатуры.1 Грамши, А. Тюремные тетради. // Грамши А.
Избранные произведения : в 3-х тт. Т. 3. М. : Издательство иностранной литературы, 1959. С. 18.2 Там же. С. 23.240Это побудило его к представлению духовно-политическойгегемонии в виде двух взаимосвязанных составляющих:— политической вертикали власти: господства, какинституционального насилия, осуществляемого государственным аппаратом;— горизонтальной власти: гражданского общества, представляющего собой добровольное взаимодействие политических и общественных организаций, которое предполагаетсочетание борьбы и согласия, принуждения и добровольности.Причем все институты гегемонии: профсоюзы, средствамассовой информации, образование, включая коммунистическую партию, — способствуют развитию человеческойсубъективности. «Коммунистическая партия, — писал он, —является орудием и формой исторического процесса внутреннего освобождения, в результате которого рабочий превращается из исполнителя в инициатора, из массы в вождяи руководителя, из руки становится мозгом и волей»1.Для утверждения гегемонии духовно-политического типане требуется революционная ломка существующих институтов.
Скорее, им необходима морально-этическая и духовная реформация в направлении обеспечения человеческойсубъективности. Эту историческую миссию, как считалА. Грамши, должны взять на себя прежде всего интеллектуалы.7.5. Ø. Ãèëìàí: ôåìèíèñòñêèé ïîäõîäê «ñåêñî-ýêîíîìè÷åñêîìó ïîðÿäêó»Шарлотта Перкинс Гилман (Gilman) (1860—1935) — американская женщина-социолог, которая с марксистских позиций анализировала характер отношений между мужчинамии женщинами в капиталистическом обществе.Она была знакома и с марксистской теорией, и практикой социалистического движения в Европе.
Вместе с темна ее воззрения наложил свой отпечаток американскийпрагматизм, поэтому в своих работах она, скорее, выступаетне как революционер, а как социальный критик, ратующийза радикальные реформы, имеющие целью преобразование1 Грамши, А. Ордине нуово // Грамши А. Избранные произведения :в 3-х тт.
Т. 1. М. : Издательство иностранной литературы, 1957. С. 207.241экономических основ буржуазной социальной жизни, прежде всего брачно-семейных отношений. Социолог твердопридерживалась социалистических ценностей.Ш. П. Гилман являлась членом Американской социологической ассоциации с момента ее основания (1895 г.),публиковалась в академических журналах, включая «Американский социологический журнал». Она автор семисоциологических работ.
Известность ей принесла книга«Женщины и экономика: изучение экономических отношениймежду мужчинами и женщинами как фактора в социальнойэволюции», выдержавшая девять прижизненных изданийи переведенная на семь языков. Среди других трудов: «Мир,созданный мужчиной, или наша адроцентричная культура»,«Его религия и Она», «Ее земля», «О детях», «Дом: труд в неми влияние», «Человеческий труд». Она также автор четырехроманов и ряда стихотворных произведений.В своем творчестве социолог обосновала идею необходимости социального воображения для исследованияобщественных проблем, сделав это за 60 лет до того, какЧ.
Р. Миллс ввел в научный оборот социологическое воображение. Ш. П. Гилман утверждала, что нельзя добиться прогресса, в особенности прогресса научного, без социальноговоображения, которое позволяет видеть латентные стороныжизни. Социальное воображение необходимо и для эмоционального привлечения общественного внимания к конкретным актуальным проблемам, которые социолог освещалав многочисленных эссе.В 24 года Ш. П. Гилман вышла замуж за художникаи через год родила дочь. Муж хорошо относился к ней.Однако его карьера всегда была на первом месте, а ее творчество, к которому отношение было уважительным, отодвигалось на задний план.
Так возникла её «женская» болезнь,которая получила соответствующую интерпретацию в трудах исследовательницы.Только инновационное мышление и неординарное социальное воображение позволило Ш. П. Гилман увидеть в своевремя (конец XIX в.) латентные последствия для женщинтого мира, который создали мужчины, обосновав, что в женских бедах и проблемах виноваты, однако, не мужчины, не ихэгоизм и даже не культурные, моральные ценности, а определенный экономический порядок, воспроизводящий с неизбежностью андроцентричную культуру — ценности и нормы,легитимизирующие доминирование мужчин в обществе.242Заметим, что для обоснования этих идей в то времяне было ни теоретической базы, ни даже соответствующегосоциологического языка, что будет показано ниже.
Женщины страдают от проблемы, писала Ш. П. Гилман, у которой даже нет имени. Они страдают и болеют не от насилияконкретных мужчин в их жизни, а от мира, созданного мужчиной.Ш. П. Гилман исходит из того, что экономика, будучибазовым основанием общества, является причиной общественных проблем. В частности, именно характер экономикикапиталистического общества приводит к тому, что оно разделяется на два класса по половому принципу — мужчин, какдоминирующий класс, и женщин, как подчиненный класс.Такой образец социальных отношений социолог, проводяпараллели с марксистским видением природы эксплуатациии социальных конфликтов, называет сексо-экономическимпорядком.Заметим, термин гендер ею не использовался, хотя фактически подразумевался: секс она трактует широко, какповедение, регулируемое с помощью механизма социальногои культурного контроля.
Соответственно, в то время сексуальность различалась по принципу: секс в семье и все другиеформы сексуальных отношений.Ш. П. Гилман, вероятно, первая показала, что в адроцентричной культуре гетеросексуальность господствуети основывается на характере буржуазных семейно-брачныхотношений, которые, однако, циничны, лживы, лишены эмоциональности, что латентно подталкивает женщин к гомосексуальным контактам, к образованию особой привязанности в виде лесбиянского континуума, который может какпредполагать сексуальную связь, так и нет.Фактически Ш. П.
Гилман, обосновывает положениео том, что адроцентричной культуре свойственна принудительная гетеросексуальность в качестве привилегированнойформы сексуальной ориентации (сам термин был введенА. Рич только в 1980 г.). Как подобного рода гетеросексуальность, так и лесбиянский континуум, по существу, являютсяпроявлениями женской несвободы в условиях адроцентричной культуры.По мнению Ш. П.
Гилман, существующий сексо-экономический порядок создает барьеры для самореализациив жизни, особенно труде, структурные условия возникновения отчуждения, что касается как мужчин, так и женщин.243Именно этот порядок является главной причиной социальной патологии, выражающейся, в частности, в неравнойоплате производственного и домашнего труда, антигуманных образовательных практиках, ущемляющих достоинствоженщин, исходящих из их априорной социальной пассивности и невозможности оказывать ими сколько-нибудь существенное влияние на развитие общества, в деформированных, неравноправных сексуальных отношениях.В работе «Мир, созданный мужчиной, или наша адроцентричная культура» Ш. П. Гилман показывает, что патриархальные ценности, доминирующие в обществе, в конечномсчете определяют характер семьи, здоровья и красоты, этикии религии, игр и спорта, права и образования.Особо Ш.
П. Гилман отмечает три группы проблем:— производство и воспроизводство социальной стратификации по половому признаку;— влияние этой стратификации на характер обществав целом, на экономику и классовые отношения в особенности;— возможные стратегии социальных изменений1.В книге «Его религия и Она» социолог с феминистскихпозиций анализирует религию как институт, вносящий свойвклад в андроцентричную культуру2.Андроцентричная культура в итоге формирует Его мир,предполагающий, что Её основными функциями являютсязабота о детях и ведение домашнего хозяйства.
Взамен женщина получает почет считаться «хорошей женой», отвечающей существующим моральным императивам и социальным ожиданиям. Однако при этом она не получает прямойфинансовой компенсации, проводя дни и часы в стенах дома.Муж же, напротив, наслаждается прелестями жизни, профессиональным творчеством, занимаясь производственнымтрудом.В работе «Женщины и экономика» Ш. П.