Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 5
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Монтескьёи Ж.-Ж. Руссо непосредственными «предшественникамисоциологии»1.Шарль Монтескьё (1689—1755) — автор книги «О духезаконов» (1748 г.)2, в которой выражены идеи о необходимости рассмотрения общества по аналогии тому, как представители естествознания анализируют природу, открываяте или иные законы.
Им обоснованы принципы стадийногоразвития общества, разделения властей, возможности трехвидов правления — деспотии, аристократии и демократии.Кроме того, были сформулированы идеи, в последствии востребованные в географической школе социологии, средикоторых: слияние факторов климата и ланшафта на общественное развитие и дух народа.Жан-Жак Руссо (1712—1778) — швейцарско-французский социальный теоретик, считавший, что гражданскоеобщество, основанное на общественном договоре, возникает для обеспечения мира и защиты граждан. Социологические воззрения ученого наиболее рельефно выраженыв труде «Об общественном договоре» (1762 г.)3, в которомобосновывается лигитимность политической власти. В немутверждается, что власть обретает законную силу благодаря«первоначальному соглашению» народа относительно того,будет ли это наследственное единоначалие, власть представителей, основанная на народном контроле, или «правлениемудрейших».
При этом Ж.-Ж. Руссо ратовал за имущественное равенство людей.Однако, как считают современные социологи Т. Адорнои М. Хоркхаймер, в реальной жизни процесс «рационализации» общественной и политической жизни оказалсяво многом мифом, ввиду того, что способствовал утвержде-нию авторитарных тенденций1. Радужные иллюзии идеаловПросвещения сменяются как скепсисом, так и осознаниемнеобходимости новых подходов к анализу общества.Организованный скептицизмКак считает выдающийся социолог современностиР. Мертон, организованный скептицизм (его термин) в отношении законов общества, характера поведения большихгрупп людей просто не мог возникнуть, пока общество развивалось относительно спокойно, а поведение людей былов высшей степени предсказуемо.
Испокон веков оно жесткорегламентировалось определенными культурными традициями, устоявшимися коллективными представлениями,многочисленными ритуалами и табу, ценностями и нормамирелигии и семьи.«Наука как будто бросает вызов “удобным властнымдопущениям”, просто подчиняя их беспристрастному анализу, — отмечал Р. Мертон. — Организованный скептицизмсодержит в себе скрытое сомнение в некоторых основанияхустановленной рутины, власти, принятых процедур и сферы“сакрального” вообще… независимо от того, идет ли речьо сакральной сфере политических убеждений, религиозной веры или экономических прав, научный исследовательне ведет себя предписанным некритическим и ритуалистическим образом»2.Что же произошло с обществом, что заставило людейусомниться в незыблемости их бытия, пробудило поискипринципиально новых факторов общественного развития,новых интерпретаций поведения человека, которые в итогепривели к зарождению и становлению социологии как самостоятельной науки?Это радикальные изменения в общественном сознании,обусловленные возрастающей дисфункциональностью традиционных религиозных ценностей.
Первые социологи,многие из которых были выходцами из религиозных семей,полагали, что ими создаваемая новая наука могла бы выполнять функции новой религии, служить нравственным целям1Durkheim, É. (ed.). Montesquieu and Rousseau: Forerunners of Sociology.Ann Arbor, Michigan : Michigan Press, 1960.2 Монтескьё, Ш. О духе законов. М., 1999.3 Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Начала политическогоправа // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.201 Адорно, Т., Хоркхаймер, М.
Диалектика Просвещения: Филос. фрагменты. М. : Медиум, 1997.2 Мертон, Р. Наука и социальный порядок // Личность. Культура.Общество. Т. II. Вып. 2. М., 2000. С. 165—166.21через утверждение в сознании людей четких жизненныхориентиров.Принципиально новую роль в жизни общества сталииграть науки. Они институционализируются посредствомповсеместного создания университетов и колледжей.
Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать общественный мир и даже управлять им. Особуюпопулярность приобретают естественные науки — физика,биология, химия. Благодаря открытиям ученых-естествоиспытателей расшатываются метафизические представленияо мире. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес метафизики, по образу и подобию естественных наук.Критическое мировосприятие становится не личностнымкачеством отдельных ученых, а образом мышления, характерным для многих. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей свободыи равенства был столь драматичен, почему прогресс наукии техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубымимежличностными раздорами?Вопросы озадачили ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась очевиднаянеспособность познания собственно человеческого общества, у которого обнаружились невиданные ранее несовершенства.
Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитиефабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти,изменения в семье, образе жизни и поведении людей. Крометого, впервые в общественном сознании утверждается правона религиозное и политическое несогласие. Так возниклаобъективная потребность в обосновании принципиальноновых подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.Практически все мыслители того времени критиковалинарождавшийся строй, предпринимали попытки как-то объяснить катаклизмы и на этой основе предвосхитить характер будущего общества. Но они принципиально разошлисьв предлагаемых методах постижения истины и средствахдвижения к справедливому, гуманному общественномуустройству.По существу, в то время в общественном научном сознании выделились три подхода.22Первый, наиболее ранний, представляли философскиеподходы исследования общества.
Английский мыслительТомас Гоббс (1588—1679) в известной работе «Левиафан»(1651 г.) обосновал дуализм гражданского общества и государства. Он определил государство, как продукт человеческой деятельности, который является эффективным средством избавления самого человека от пороков, а такжесформулировал «естественный закон», согласно которомуразум требует от человека поиска мира и следованию ему1.По оценке известного американского социолога Т. Парсонса, современная социология стремится ответитьна вопрос, поставленный Т. Гоббсом, — как возможен социальный порядок2.Другой английский социальный мыслитель Джон Локк(1632—1704) в произведении «Два трактата о правлении»обосновал концепции гражданского общества и «естественной свободы» каждого индивида, которые оказали влияниена последующие социологические теории политики3.Второй подход составили разнообразные социалистические воззрения и теории.Анри Сен-Симон (1760—1825) — представитель утопического социализма, социальный теоретик, оказавшийсущественное влияние на собственно основоположникасоциологии Огюста Конта своим видением науки и техникикак решающих факторов решения общественных проблем,что нашло отражение в работах «О реорганизации европейского общества» и «Промышленность» (в соавторствес О.
Контом)4. Абсолютная вера А. Сен-Симона в научныйпрогресс, по существу, приобрела форму «нового христианства».Шарль Фурье (1772—1837) — социалист-утопист, идеалыкоторого связаны с созданием общинных производственных ассоциаций, названных «фалангами». По его мнению,фаланги могут распределять общественное богатство болеесправедливо, чем это делают капиталисты. Кооперативныепоселения по их образцу возникли во Франции и США.Роберт Оуэн (1771—1858) — представитель утопическогосоциализма, идеалы которого пытался внедрить на своих1Гоббс, Т.
Сочинения : в 2-х тт. М., 1990—1991.Парсонс, Т. О структуре социального действия. М., 2002.3 Локк, Дж. Сочинения : В 3-х тт. М., 1988.4 Сен-Симон, А. Избранные произведения: В 2-х тт. М. — Л., 1948.223хлопкопрядильных фабриках в Нью-Ланарке: строил жильедля рабочих, школы для детей. Утопические сообщества —«оуэниты» — возникли в Великобритании и США.Идеи о реформировании общества на социалистическихпринципах оказали влияние на К.
Маркса, считающегосяклассиком социологии. По В. И. Ленину — воззрения СенСимона, Фурье, Оуэна явились одним из теоретическихисточников марксизма1.Третий подход образовал собственно основоположниксоциологии — Огюст Конт (его творчество специально рассматривается в главе 3).Ученый сделал ставку на создании принципиально новойтеории, основанной не на утопиях, а эмпирических исследованиях реального общественного бытия, пытаясь обосноватьзаконы его развития, найти как причины возникновениядеструктивных сил, раздоров и несправедливости, так и факторы порядка и прогресса, зарождения идеалов свободыи справедливости.1.3.
Ìåñòî ñîöèîëîãèè ñðåäè äðóãèõ íàóê îá îáùåñòâåТермин «Социология» происходит от латинскогоsocietas — общество и греческого logos — учение.Буквально означает наука об обществе. Но сказать этодля определения специфики познавательных возможностейсоциологии как самостоятельной науки, отличной от других социальных наук (психологии, экономики, политологии,социальной антропологии), явно недостаточно, ибо все ониотражают объективные реалии рукотворного мира, т.е. изучают человеческую деятельность.Социологи, конечно же используют данные других науки прежде всего родственных социальных наук.
Очевидно,развитие социальных наук неизбежно ведет к их относительной интеграции. И все же социология имеет свою качественную определенность, которая выражается в особых подходахк тому, что из социально-культурного мира и особенно какисследуется.1 Ленин, В. И. Три источника и три составных части марксизма //Ленин В.