Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Том 1. Классические теории через призму социологического воображения

Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 4

PDF-файл Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 4 Социология (53250): Книга - 7 семестрТом 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология) - PDF, страница 4 (53250) - СтудИзба2019-09-18СтудИзба

Описание файла

Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Это — новые возможности социальноймобильности, получения образования за рубежом, взаимныеобогащения культур и экономик, преимущества совместногобизнеса с международными компаниями и т.д.Однако для миксофобии есть не меньшие основания, вызванные как раз движением к б льшей открытости.В страну пришли невиданные ранее формы асоциальностии преступлений. Это, в частности, наркомания, работорговля,похищение детей с целью выкупа, торговля человеческимиорганами, игромания, нацизм и расизм, неконтролируемаямиграция и новые формы терроризма.Но, пожалуй, самая главная проблема — новые социальные страхи, порожденные аномией.

На социологическомязыке это понятие означает болезнь общества, проявляющуюся в ценностном вакууме, разрывах в преемственностисоциальных и культурных норм, отсутствии четких представлений об авторитетах, должном, «правильном» и желанномобразе жизни, что в прямом смысле дегуманизирует социум,человеческие коммуникации и подрывает демократическиеи либеральные идеалы, которые совсем недавно казалисьуниверсальными. Всего лишь 20 лет назад мы знали, что этозло где-то очень-очень далеко и уж нас-то никогда не затронет.

Не просто коснулось, а пришло практически в дом каж1 Merton, R. The Unanticipated Consequences of Purposive Action //American Sociological Review, 1936. Vol.114дого россиянина. Были востребованы сотни новых законов,которые прежде были просто не нужны.Вместе с тем, в ином культурном контексте здравыйсмысл может существенно противодействовать открытости.Практически все религиозные деятели выступают противоткрытости своей веры.

Некоторые избегают даже контактов с «иноверцами», выступают против браков с представителями иной религии. Очевидно, есть традициями выработанные защитные механизмы: начни процесс открытостии немедленно возникнут «чуждые», конкурирующие ценности, ставящие под вопрос и «незыблемые» идеи, и всюморальную систему.Представления о сложных последствиях открытостистали входить и в здравый смысл жителей западных стран,столкнувшихся с непредвиденными последствиями открытости.После серии демократических революций в России и Восточной Европе американский социальный теоретик ФрэнсисФукуяма пишет книгу «Конец истории» (1992 г.), в которойпровозглашается завершение прежнего идеологическогопротивостояния и всемирная победа идеалов либерализма,основанных на принципах открытости границ для развитиярынков, политического сотрудничества, реализации прави свобод человека1.Однако почти мгновенно проявился парадокс: западноеоткрытое общество не выдержало «взрыва» открытости,произошедшего в тоже время не только в Европе, но и в других регионах мира, которые принято именовать Востокоми Югом.

Не торжество идеалов либерализма, а сложное взаимодействие культур и ценностей, включая их открытое столкновение, стало реальностью в современном мире.Свой вклад в глобальную открытость привнес и Интернет, давший людям возможность для самокоммуникаций,практически независимых от государственных структур,места своего проживания и времени общения.И вот уже авторитетный британский социолог ЗигмундБауман в недавно опубликованной работе «Текучие времена» (2009 г.) пишет о том, что во всех странах мира сталоутверждаться принципиально иное знание, способствующееобразованию культурных гибридов и «текучих» ценностей,что повлекло смену идеалов в глобальном масштабе.

Начался1Фукуяма, Ф. Конец истории. М., 1992.15переход от социально-правового государства к «государствуиндивидуальной безопасности». Конкретные причины тому,считает социолог, в дисфункциональности современногогосударства в отношении обеспечении коллективной безопасности, защиты гражданского общества, наконец, в дисфункциональности и дерегуляция современных войн и вооруженных конфликтов: прежние институты социальногоконтроля — мораль, традиции, авторитеты уже не функционируют, а новые еще не функционируют1.Если же руководствоваться общеизвестным канонамсоциологической науки, то подобное развитие событийможно было в значительной степени прогнозировать.Еще в прошлом веке социологи аргументировано доказали, что любая скачкообразная смена политических, экономических или религиозных ценностей, независимо от иххарактера и содержания, неизбежно приводит к социальнойдезорганизации, к разрушению механизма социального контроля и, соответственно, к деструктивным действиям в видероста асоциальности, преступности, самоубийств и т.п.Кроме того, людям кажется, что они сознательно преобразуют общество в желаемом направлении, но значительная часть творения на деле оказывается неосознаваемой,а последствия — непредвиденными.

Социологическая наукадавно пришла к выводу, что попытки реализации планов(революционных или радикально-реформистских), существенно нарушающих привычные модели мировосприятиялюдей, их поведения, разрушающих устоявшиеся связимежду различными социальными группами, функции государственных и общественных структур, как правило, оборачиваются последствиями нежелательного толка для членовобщества.Приведем пример. Все мы знаем, каким экономическими моральным бременем легли на российское общество проблемы мигрантов, в частности, россиян из бывших советскихреспублик.

Здравый смысл подсказывает, что достаточнонакормить этих людей и дать им жильё, чтобы сделать ихсчастливыми или, по крайней мере, свести на нет их деструктивное поведение, вспышки социального и криминальногонасилия. Однако, очевидно, что это слишком узкий подходк проблемам.

Нужно ещё создать рабочие места. Но и этого1 Bauman, Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. Cambridge :Polity Press, 2009.16мало. Необходимо адаптировать этих людей к новым культурным реалиям.Подобные примеры можно продолжать и продолжать.Очевидно, здравый смысл имеет свою специфику, а наука —свою.

Попытки же подменить здравым смыслом науку приводили к тому, что вожди, идеологи, миссионеры, возможно,искренне хотели, как лучше, а получалось «как всегда».Более того, россияне на своем опыте познали, что подчасздравый смысл есть не что иное, как мир социальных иллюзий, парадоксальное сочетание светлых и зловещих образов,которые подавляют свободную волю человека, превращаяего в атом толпы. Мировосприятие нескольких поколенийроссиян основывалось на том, что наш строй, народ, нашивожди — «самые лучшие», а нищета и террор — это от многочисленных «врагов», как внешних, так и особенно внутренних.Приведенные примеры свидетельствуют о сложных взаимоотношениях здравого смысла и научного социологического знания.Вместе с тем, подчеркнем, социология не противостоитздравому смыслу.

Социологии как науке весьма важноучесть характер знания здравого смысла: по Аристотелю —это знание, основанное на способности постигать свойствообъектов с помощью чувств; существует особое направление (феноменологическая социология), изучающее знаниеповседневного мира, мнения и суждения, свойственные«простым» людям.Не менее важен ещё один принципиальный момент.Социологи исходят из того, что здравый смысл относителен во времени и пространстве. Он в значительной степениисторичен, на нем есть определенный налет религиозныхверований и идеологических воззрений.

Он также культурнообусловлен: отнюдь не все, что является здравым и рациональным, скажем, в Америке считается таковым в европейских странах, России или на Востоке.Вместе с тем, сам дух современной социологическойнауки проявляется в самокритичности, в признании ограниченности любой социальной теории, которая «стареет»,перестает отражать ускоряющуюся динамику социума.Современные социологии решительно выступают против социологического редукционизма — попыток объяснениясущности всех общественных явлений посредством социологического знания через, соответственно, социологические17понятия и категории. В равной степени они против вульгарного социологизма — огрубленного, упрощенного и одностороннего истолкования общественных явлений, когда однаиз функций явления абсолютизируется, представляетсяв качестве единственно значимой, а затем «универсализируется», предстает как «закон» общественного развития.Кто не слышал: «Богатые богатеют, а бедные беднеют».Обычно это суждение относят к странам, нациям и к отдельным социальным группам.

Были даже попытки обосновать«объективный закон углубляющейся экономической дифференциации» (К. Маркс), согласно которому богатствоконцентрируется все у меньшего числа людей, ибо составляющие большинство населения средние слои и особеннорабочий класс беднеют.Однако исследования, проведенные выдающимся российско-американским социологом П. Сорокиным, показали,что данный «закон» отражал лишь временную тенденцию,к тому же ограниченную культурным своеобразием европейских стран. Уже с середины XIX в.

в США начала увеличиваться реальная заработная плата рабочих и служащих.Подобная ситуация с конца XIX — начала XX в. стала проявляться и в странах Европы и Японии. Проанализировав жеданные за более длительный период времени, П. Сорокинпришел к выводам, которые вообще опровергают вышеприведенный постулат: благосостояние существенно меняетсяот одной страны к другой, от одной группы к другой; в истории семьи, нации или любой другой группы не существуетустойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию.Таким образом, чтобы проникать в глубинную суть социальных явлений, дать им возможно более полную интерпретацию, социологи используют комплексное знание.

Ониучитывают как повседневное знание здравого смысла, таки систематически работают над совершенствованием своеготеоретико-методологического инструментария, предлагаявсе новые, более совершенные теории анализа социума.1.2. Èñòîðè÷åñêèå è íàó÷íûå ïðåäïîñûëêè âîçíèêíîâåíèÿñîöèîëîãèèПромышленная революцияИндустриальная революция основывалась на передовых достижениях в естественных науках, внедряла новые18машины и технологии. Но не только это. Вместе с техникойприходил и новый социальный порядок, радикально преобразовывавший все сферы общественной жизни. Его характерными особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация, невиданные ранее взаимодействиябольших групп людей, вовлечение женщин в политику, экономику, общественную жизнь.Строительство предприятий и разрастание городоввызвало огромные по тем временам миграционные потоки.Множество крестьян покидали свои земельные наделыи отправлялись на фабрики, меняя при этом не только сферусельскохозяйственной деятельности, но и уклад жизни, привычные образцы социального поведения.

Расшатываетсяпатриархальная семья, главой которой является старшиймужчина. Возникает и быстро растет слой управленческойбюрократии, а с ним и рационализируются капиталистические производственные отношения. Но ещё в течение длительного периода времени это приводило к благополучиюлишь небольшого числа собственников, в то время как подавляющее большинство людей подвергалось нещадной эксплуатации.Великая Французская революция 1789 г.Революция, провозгласив идеалы всеобщей свободыи равенства, братства и счастья, устранила от власти феодалов. Вместе с тем она разрушила средневековое сословномонархическое устройство, социально значимые формыповедения, закрепленные в традициях. Ненамереннымипоследствиями тому стало утверждение невиданных ранееморально-этических норм — на смену ценностям ЦарстваБожия приходили ценности благосостояния, жажды властии славы, комфорта и удовольствий.

В этих условиях поведение масс людей как богатых, так и бедных стало направлятьсяиррациональными страстями и вожделениями. В беспрецедентном масштабе вспыхивают социальные катаклизмы, распространяются деструктивные действия и хаос.Французская революция изначально подпитывалась теоретиками Просвещения (Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо и др.),их верой в силу рационализма, который-де, опираясь на естественнонаучные открытия, способен устроить жизнь всехлюдей к всеобщему благополучию. Они утверждали доминирующую роль разума, рациональность в мыслях и действиях,необходимость преодоления всех форм несвободы, исходили19из того, что человечество в принципе может стать совершенным, а несовершенство связывали с «отсталыми» формамизнания. Представители рационализма стремились обосновать законы познания, природы и общества.Классик социологии Эмиль Дюркгейм, творчество которого будет рассмотрено в главе 5, назвал Ш.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее