Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 24
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 24 страницы из PDF
Конту — этическая позиция, выражающаяся в бóльшей значимости блага других по сравнениюс собственными интересами. По его мнению, выразителями альтруизма являются интеллектуалы, широта взглядов которых, дает имоснование выражать интересы общества в целом.Гендер — gender — 1) совокупность социально приобретенныхособенностей поведения мужчин и женщин; поведенческие тенденции мужчин и женщин, обусловленные их родовыми, биологическими, телесными различиями, которые развиваются, приобретаютконкретные формы под влиянием определенного социокультурногоконтекста, особенно образования; 2) по О.
Конту — его характеропределяется «депрессивным режимом» мужчин, при этом женщины же могут предотвратить увеличивающуюся фрагментарность общества; 3) по Х. Мартинеу — специфическое видение мирамужчинами и женщинами в контексте доминировавшей в то времяпатриархальной культуры, легитимизировавшей подчиненное местоженщин в обществе.Закон социальный — social law — 1) в позитивистских парадигмах —сущностная связь между социальными явлениями, которая носит«объективный» характер; 2) по М.
Веберу — социум представляетсякак совокупность событий, которые «не могут быть определены как«социологические факты» или закономерности».Позитивизм — positivism — теории обществ (создатели: О. Конт,Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.), основанные на методологии естественных наук и представлении о существовании объективных социальных законов.
Позитивизм рассматривает науку как панацеюрешения всех экономических, социальных и политических проблем.«Девиз позитивизма — Любовь, Порядок, Прогресс».Свобода от оценки (ценностных суждений) — value free — идеологическая нейтральность, принцип проведения социологическихисследований, исключающий личные пристрастия и оценки.111Социальная динамика — social dynamics — по О. Конту — теорияобщественного прогресса, представленная как один из разделов социологии, изучающий развитие общества в контексте увеличениясоциальной дифференциации, изменения факторов интеграции,таких как мораль, дух, взаимозависимость, централизация власти,координация функций.Социальная статика — social statics — по О. Конту — изучениевзаимоотношений социальных институтов общества через призмуих функций и фактора социальной интеграции;Социальный номинализм — social nominalism — социологическаяконцепция (Г.
Спенсер и др.), заключающаяся в признании человекаи его социальных действий исходной и единственной основой социального: каковы люди — таково и общество.Социологический империализм — sociological imperialism — видениесоциологии О. Контом, как науки, подчиняющей себе все знаниео человеке.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. Сегодня очевидно, что синтез естествознания и обществоведения, задуманный О. Контом, так и не был реализован.
Означает лиэто, что социология вообще не может сотрудничать с естественныминауками?2. По Г. Спенсеру, характер власти, в конечном счете, детерминирован «средним уровнем человеческого развития в данное время».Насколько валидно это положение сегодня?3. Сегодня и в печати, и в электронных СМИ власть часто подвергается весьма суровой критике. При этом раздаются требованиярадикального обновления властных структур. Какова, на ваш взгляд,вероятность того, что на смену некомпетентным чиновникам придутмудрые и совестливые люди?4. Перефразируя эволюционистский постулат Г. Спенсера, можноутверждать следующее: чем меньше власть вмешивается в естественный ход общественного развития, тем это лучше для положения масс,для утверждения демократических принципов и порядка в обществе.Согласны ли вы с этим?5.
В интересах социальной защиты населения власти многихстран неоднократно устанавливали фиксированные цены на товары.По Г. Спенсеру, на деле это ведет не к помощи людям, а, напротив,к социальным катаклизмам и даже голоду. Чем социолог аргументирует свою позицию? А что вы думаете по этому поводу? Что социолог считает «из всех чудовищных заблуждений людей самымчудовищным»?*1*1 Вопросы повышенной сложности.
Для ответа на них прочитайтеработу Г. Спенсера «Грехи законодателей».1126. Сейчас во многих культурах мира широкое распространениеполучают рестораны типа Макдоналдс. Как практика быстрого обслуживания влияет на функциональность нашей повседневной жизни?Сказалась ли она как-то на функционировании вашего университета?7. Действительно ли женский взгляд на общество отличаетсяот мужского? Приведите свои аргументы. Каковы явные и латентные функции прихода феминистских идей в социологию и другиесоциальные науки?Ñåìèíàð «Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèé èíñòðóìåíòàðèéïîçèòèâèñòñêîé ñîöèîëîãèè»1.
Социологическое мышления в категориях «объективных» законов.2. Проблема коэволюции общества и ее структур (на примеревласти).3. Феминистские идеи в социологии и других социальных науках.Ëèòåðàòóðà1. Батыгин, Г. С. История социологии : учебник / Г.
С. Батыгин,Д. Г. Подвойский. — М. : Высшее образование и наука, 2007.2. Воронцов, А. В. История социологии : учебник для бакалавров /А. В. Воронцов, И. А. Громов, М. Б. Глотов. — М. : Юрайт, 2013.3. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. — М. : Эдиториал УРСС,1999.4. Голосенко, И. А. Оглядываясь на Огюста Конта / И. А. Голосенко // Социс.
— 1999. — № 1.5. История социологии в Западной Европе и США / отв. ред.Г. В. Осипов. — М. : Издательская группа: НОРМА–ИНФРА · М,1999.6. Кон, И. С. Позитивизм в социологии / И. С. Кон. — Л., 1964.7. Кравченко, С. А. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А. Кравченко. —М. : Анкил, 2010.8. Кукушкина, Е. И.
История социологии : учебник для вузов /Е. И. Кукушкина. — М. : ИНФРА-М, 2013.9. Култыгин, В. П. Феминизм в современной социологическойтеории / В. П. Култыгин. — М. : ИСПИ РАН, 2005.10. Лапин Н. И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» /Н. И. Лапин // Социс.
— 2003. — № 4.11. Огюст Конт. К 200-летию со дня рождения / под ред.А. О. Бороноева и И. А. Голосенко. — СПб., 1998.12. Осипова, Е. В. Огюст Конт и возникновение позитивистскойсоциологии / Е. В. Осипова. — М., 1995.11313. Осипова, Е. В. Социология Герберта Спенсера / Е. В. Осипова. —М. : РИЦ ИСПИ, 1995.14.
Спенсер, Г. Грехи законодателей / Г. Спенсер // Социс. —1992. — № 2.15. Спенсер, Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер. — Киев:Ника-Центр, 1997.16. Тощенко, Ж. Т. Социология : учебник / Ж. Т. Тощенко. — М. :Юнити-Дана, 2012.17. Шпакова, Р. П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему /Р. П. Шпакова // Социс. — 1999. — № 3.18. Hill, M. R. Harriet Martineau / M. R. Hill // Deegan, M.
J. (ed).Women in Sociology: A Bio-Bibliographical Sourcebook. — Westport,CT : Greenwood Press, 1991.19. Hoecker-Drysdale, S. Harriet Martineau / S. Hoecker-Drysdale //The Blackwell Companion to Major Social Theorists / edited byG. Ritzer. — Blackwell Publishers Ltd, 2000.20. Pickering, M. Auguste Comte / M. Pickering // The BlackwellCompanion to Major Social Theorists / edited by G.
Ritzer. — BlackwellPublishers Ltd, 2000.21. Ritzer, G. Classical Sociological Theory / G. Ritzer. — McGrawHill Higher Education, 2000.22. Turner, J. H. Herbert Spenser / J. H. Turner // The BlackwellCompanion to Major Social Theorists / edited by G. Ritzer. — BlackwellPublishers Ltd, 2000.23. Turner, J.
H. The Origins of Positivism: The Contributions ofAuguste Comte and Herbert Spenser / J. H. Turner // Handbook of SocialTheory / edited by G. Ritzer and B. Smart. — London, 2001.Ãëàâà 4.ÏÅÐÂÛÅ ÐÎÑÑÈÉÑÊÈÅ ÑÎÖÈÎËÎÃÈ: ÏÎÈÑÊÈÔÀÊÒÎÐÎÂ ÎÁÙÅÑÒÂÅÍÍÎÃÎ ÏÐÎÃÐÅÑÑÀСоциология в ее первоначальной позитивистской парадигме, возникшая на Западе, явилась тем фактором, который способствовал утверждению в интеллектуальной жизниРоссии нового критического мышления, основанного на духеорганизованного скептицизма.Взаимное обогащение идеями отечественных и зарубежных обществоведов тогда осуществлялось практически беспрепятственно. Причем это было движение в обанаправления: идеи самых разных российских мыслителей,таких как Н.
А. Бердяев, М. М. Ковалевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, П. А. Сорокин и др. находили благодатнуюпочву в Европе и мире.Поэтому, на наш взгляд, вряд ли правомерно говоритьо том, кто у кого и что заимствовал.Важнее подчеркнуть, что социология становилась самостоятельной наукой, отвечающей потребностям всего человечества, благодаря усилиям представителей всех национальных и научных школ. И по мере ее становление шлоформирование социологического мышления и социологического воображения со своей российской спецификой.4.1. Èíòåëëåêòóàëüíûé êîíòåêñò ñîöèîëîãèè â ÐîññèèXIX — íà÷àëà ÕÕ âåêîâ.Российские социологи XIX в. в целом придерживалисьпозитивистских идей О. Конта и Г.
Спенсера, хотя весьмакритически относились к их конкретным положениям,а некоторые — В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков и др. — дажеотвергли контовский «закон трех стадий».Формированию антиконтовских идей способствовалаи Баденская школа — направление, существовавшее в рамках115неокантианства, представители которого (В.
Виндельбанд,Г. Риккерт)1 особое внимание уделяли проблеме ценностейи их значению для методологии наук, что оказало существенное влияние на развитие антипозитивистских настроенийв мире и России.Так, с неокантинианстских теоретико-методологических позиций российский социолог Вениамин МихайловичХвостов (1868—1920) изучал социальные процессы2. Былии те социологи, в чьем творчестве присутствовали элементыи позитивизма, и неокантинианства. Пример тому — работыПетра Лавровича Лаврова (1823—1900) — идеолога народничества, занимавшегося проблемами этики и нравственности,взаимосвязи социологии и истории3.Свою задачу российские социологи видели в выявленииценностных связей и отношений между явлениями, решаятем самым вопросы изучения институтов общества, социальных слоев и групп, их взаимодействия, так и в исследовании общих вопросов исторической преемственности и судебмировой цивилизации, места России в ней.