Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 16
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
Высокий уровень бюрократической рациональности и технологии вовсе не означает высокого уровня развития мышления у индивидов и общества. Одноавтоматически не следует из другого, поскольку социальная, технологическая и бюрократическая рациональность есть не простосумма индивидуальных воль и способностей мыслить. Бюрократическая рациональность, судя по всему, фактически ограничиваетсаму возможность индивида обрести волю и способность к самостоятельному мышлению. Рационально организованные общественные установления не обязательно служат средством увеличения свободы как для личности, так и для общества.
На самом делеэти установления зачастую являются средством тирании и манипуляции, средством, с помощью которого людей лишают самой возможности мыслить и способности действовать свободно…С точки зрения индивида большинство окружающих его событий являются результатом манипулирования, расчета, случайногостечения обстоятельств. На ком или на чем лежит ответственностьза события, зачастую неизвестно, а властям обычно не нужнаизвестность. Это еще одна причина, почему простые люди, испытывая личные трудности или ощущая свою готовность встатьна защиту интересов общества, не могут найти правильную мишеньдля своих мыслей и действий, ибо не в состоянии определить, ктоименно несет угрозу ценностям, которые они неуверенно принимают за свои.Находясь под господствующим воздействием рационализации,индивид делает все, что в его силах.
Он применяет свои помыслыи свой труд в сложившейся ситуации, из которой не ищет выхода,да и не мог бы его найти, тем более, что человек просто приспо74сабливается к обстоятельствам. Ту часть своей жизни, котораяостается после работы, он тратит на игры, на потребление, на «удовольствия», хотя сфера потребления также подвергается рационализации. Отчужденный от производства и от труда, индивид оказывается еще отчужден и от потребления, и от настоящего досуга.Этот факт приспособления человека и его влияние на условияжизни и саму личность ведут к утрате возможности, а вместе с нейспособности и желания не только мыслить, но и действовать каксвободная личность.
Однако ему, по-видимому, незнакомы ценность ни разума, ни свободы…Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿМакросоциология — macrosociology — социологические теорииК. Маркса, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др., нацеленные на интерпретацию социума в целом, на исследование всего общества, широкихсоциальных групп, общностей и их взаимодействий.Метасоциология — metasociology — 1) по П. Х. Фурфею — теория,«отличная от социологии», однако имеющая предметом исследованиясаму социологию, выполняющая при этом три задачи: разрабатываеткритерии различения научного от ненаучного социологического знания; определяет явления, относящиеся или нет к полю социологии;определяет практические процедуры для проведения собственносоциологических исследований; 2) по Дж.
Ритцеру — часть социологии как ее подполей, находящихся внутри социологии, котораяможет выступать в виде трех типов: средство более углубленногопонимания теории; прелюдия к созданию новой социологическойтеории; источник образования «арочной теоретической парадигмы»,которая «стоит над социологической теорией».Методология — methodology — 1) система общих принципов науки;наука о методе; 2) теория конструирования методов науки.Микросоциология — microsociology — социологическое исследование на уровне личностей и малых социальных групп и их взаимодействий.Парадигма — paradigm / perspective — по Т.
Куну — совокупностьосновных положений и принципов, лежащих в основе той или инойтеории, обладающая специфическим категориальным аппаратоми признающаяся группой ученых в течение определенного исторического периода.Социологическое воображение — sociological imagination —по Ч. P. Миллсу — плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, людистановятся разумными — начинают понимать, что теперь они самиспособны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам.75Социология социологии — sociology of sociology — 1) по А.
Гоулднеру —«рефлексивная социология», изучающая социологию как особое социальное явление, её роль в различных обществах; 2) по Н. Луману —«социология социологии могла бы внести здесь понимание того, чтопри родовых отношениях следует обязательно разбираться в генеологиях»; представление о социологическом знании как о «самомсебя толкующем».Тория среднего уровня — middle-range theory — теория, основаннаяна методологическом инструментарии, разработанном Р. Мертоном,призвана осуществить гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования отдельных областей общественнойжизни.Школа научная — scientific school — по Э. А.
Тирикьяну — значительная группа ученых, объединенных общей идентификациейс конкретной теоретической ориентацией, большинство из которыхимеют мало или даже не имеют личных контактов.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. Чем обусловлено «старение» и «отмирание» социологическихтеорий? Каковы основные факторы обновления социологическогознания?2. Каковы материальные и интеллектуальные факторы возникновения собственно социологического знания? Как оно соотноситсясо знанием других социальных наук, а также религиозным знанием?3.
Каковы основания достоверности социологического знания?Как они изменяются в контексте развития социологии?4. Ч. Р. Миллс отмечает, что в современном обществе часто встречаются ценностные конфликты. Вот один из них: «Многие немецкиесоциалисты позволили себе стать дисциплинированными солдатамии воевать под знаменами кайзера, несмотря на то, что субъективноони придерживались революционных марксистских ценностей». Темне менее, подобного рода конфликты, как правило, не ведут к распадусоциальной структуры. Почему?*15. Как, по Ч. Р. Миллсу, соотносятся «власть судьбы» и возможности современных людей «управлять историческим процессом»?А что лично Вы думаете по этому поводу?**1 Здесь и далее звездочкой обозначены вопросы повышенной сложности.
Чтобы правильно ответить на данный вопрос (во всяком случае,узнать, как на него отвечает сам Ч. Р. Миллс), Вам необходимо обратитьсяк первоисточнику — прочитать его рекомендуемую работу.76Äèñêóññèÿ «Âñåìèðíàÿ êóëüòóðà èííîâàöèîííîãîìûøëåíèÿ»1. Т. Кун: обоснование парадигмального структурирования научного знания. Как это сказалось на развитии социологическогознания?2.
Каково место научных школ и парадигм в социологическомзнании?3. Основные принципы теории социологического воображенияЧ. Р. Миллса: оригинальная методология, способность удивляться,амбивалентная функциональность науки, человеческое многообразие, динамика социального смысла, разум и свобода.4. Динамика социологического воображения.Ëèòåðàòóðà1. Бауман, З. Мыслить социологически / З. Бауман. — М., 1996.2. Бергер, П.
Л. Приглашение в социологию / П. Л. Бергер. — М. :Аспект Пресс, 1996.3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. — М. : Эдиториал УРСС,1999.4. История теоретической социологии. Т. 4. — СПб., : РХГИ, 2000.5. Кравченко, С. А. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А.
Кравченко. —М. : Анкил, 2010.6. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М., 1975.7. Лапин, Н. И. Предмет и методология социологии / Н. И. Лапин //Социс. — 2002. — № 8.8. Миллс, Ч. Р. Социологическое воображение / Ч. Р. Миллс. — М. :Издательский Дом NOTA BENE, 2001.9.
Монсон, Пер. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию /Пер. Монсон. — М., 1995.10. Социология. Основы общей теории : учебник для вузов / подред. Г. В. Осипова. — М. : Аспект-Пресс, 1998.11. Тезаурус социологии / под ред. Ж. Т. Тощенко. — М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2009.12. Штомпка, П. Теоретическая социология и социологическое воображение / П. Штомпка // Социологический журнал. — 2001.
— № 1.13. Штомпка, П. Формирование социологического воображения.Значение теории / П. Штомпка // Социс. — 2005. — № 10.14. Ядов, В. А. И все же умом Россию понять можно. Россия: трансформирующееся общество / В. А. Ядов. — М. : Канон-Пресс-Ц, 2001.15. Ritzer, G. Classical Sociological Theory / G. Ritzer. — McGrawHill Higher Education, 2000.77Ãëàâà 3.ÇÀÐÎÆÄÅÍÈÅ ÏÎÇÈÒÈÂÈÑÒÑÊÎÉÌÅÒÀÏÀÐÀÄÈÃÌÛПервые социологи — О. Конт и Г.
Спенсер — стремилиськ тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая,подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать «объективные» законы общественного развития.Такие законы, с их точки зрения, позволили бы гармонизировать общественные отношения. Ведь и руководители,и руководимые тогда могли бы знать, как надо поступать,чтобы в обществе утвердились благополучие и порядок.3.1. Î. Êîíò: îáîñíîâàíèå «îáúåêòèâíûõ» çàêîíîâîáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿОсновоположником социологии, как самостоятельнойнауки, а также самого термина «социология» (1839 г.) считается французский обществовед Огюст Конт (Comte), стремившийся к тому, чтобы создать доказательную, общепризнанную, «позитивную» социальную теорию.О.
Конт родился 19 января 1798 г. в семье служащего,занимавшегося сбором налогов. В 1817 г. он становитсясекретарем и «приемным сыном» известного философа,социалиста-утописта А. Сен-Симона, с которым сотрудничает в подготовке к изданию сочинений в течение семи лет.По оценкам современников, О. Конт отличался фотографической памятью.
Основные сочинения — шеститомный«Курс позитивной философии» (1830—1842 гг.); «Системапозитивной политики»; «Дух позитивной философии» — оннаписал, полагаясь исключительно на свою память. Средидругих работ: «Общий обзор позитивизма», «Позитивистский катехизис», «Призыв к консерваторам», «Субъективныйсинтез».78О. Конт был весьма неординарным человеком и в науке,и в жизни. Ученый имел серьезные проблемы человеческого общения и восприятия окружающего мира в целом.По своей инициативе О.
Конт порывает с А. Сен-Симоном,рассорившись с ним. Заявленная им серия из 72 публичныхлекций о позитивизме, которая привлекла внимание многихобществоведов, была прервана после третьего выступления. У него не сложилась преподавательская карьера (с нимне был продлен контракт на преподавание).Личная жизнь также не заладилась. Возможно, основнойпричиной тому было мнение ученого о себе, как о высшемсоциологе-проповеднике новой позитивистской религии,призванной утвердить в человеческих отношениях порядоки прогресс.