Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 11
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
1Окончание табл. 1Исследовательские комитетыАмериканской социологическойассоциацииИсследовательские комитетыпри Российском обществе социологовИсследовательские комитетыАмериканской социологическойассоциацииСоциология малых группСоциология социальной работыСоциология массовойкоммуникации и общественногомненияСоциология политикиСравнительно-историческаясоциологияСоциология медициныСоциология социальных группи профессийСоциология ментального здоровьяАссоциация «ЭкоСоциология»Социология миграции ииммиграцииПроблемы экологической безопасностиСоциология образованияСоциология праваСоциология рас, этносов,меньшинствСоциология религииСоциология рынковСоциология секса и гендераСоциология социализацииСоциологиясоциального взаимодействияСоциология социального контроляСоциология социальнойорганизацииСоциология социальныхизмененийСоциология стратификации имобильностиСоциология трудаСоциология урбанизацииСоциология экономикиСоциология языка /социальная лингвистика50Исследовательские комитетыпри Российском обществе социологовТеоретическая социологияЭкологическая социологияС учетом всего вышесказанного предлагается рабочееопределение социологии, которое, подчеркнем, дает лишьсамое общее представление об этой науке: социология —полипарадигмальная наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурномконтексте функционирования общества, его институтови организаций, противоречивого развития общественногосознания, осознанных и неосознанных мотивов поведения.Как следует из определения — полипарадигмальной сущности науки — по существу, речь идет о многих социологий,а сам термин «социология» выступает как их объединяющий.Среди ряда из них выделяют имеющую сложную структуру метасоциологию.
Ее представляют ученые, которыепрежде всего занимаются изучением собственно социологических теорий.В связи с этим американский социолог Поль Фурфейи предложил термин метасоциология, обозначающий самостоятельную науку, предметом которой является изучениесамой социологии. По его мнению, задачами метасоциологииявляются:— разработка критериев, позволяющих отличать научноесоциологическое знание от других видов знания;— изучение явлений, как имеющих, так и не имеющихотношение к сфере социологии;— исследование и разработка практических процедурныхправил применения социологических данных.Американские социологи Джонатан Турней и ДжорджРитцер рассматривают метасоциологию как интегральнуючасть социологической науки.
По их мнению, метасоциология позволяет глубже понять ту или иную социологическую парадигмы, может способствовать её развитию и совершенствованию. Более того, метатеоретизирование вообще51и метасоциология в особенности могут стать источникоминтегральных парадигм.В русле метатеоретизирования американский социолог Алвин Гоулднер ввел понятие социология социологииили более конкретно — рефлексивная социология, которая,по существу, отслеживает то, чем социологи намериваютсязаниматься и что они фактически исследуют.Французский социолог Пьер Бурдье также широкоиспользует эти понятия для изучения социальных практиксоциологов, их предрасположенностей к различным видамдеятельности, в частности, научных и политических притязаний, взаимоотношений с социальными силами, употребления своеобразного жаргона и т.д. В этом контекстеметасоциология предполагает не только теоретизированиеотносительно социологических теорий, но и их эмпирическое исследование, а также изучение самих социологов.Более конкретное представление о социологии, её теориях читатель получит в процессе усвоения самого курса,когда познакомится с тем, как определяли предмет социологии выдающиеся представители мировой социологическоймысли.2.3.
×. Ð. Ìèëëñ: îáîñíîâàíèå ñîöèîëîãè÷åñêîãîâîîáðàæåíèÿСоздателем теории социологического воображения сталамериканский социолог Чарльз Райт Миллс.Он родился 28 августа 1916 г. в штате Техас в семье страхового брокера. Там же — в Техасе — окончил университет, получив степени бакалавра и затем магистра. Расцветинтеллектуального мастерства социолога состоялся весьмарано. Еще в студенческие годы он начал публиковать статьив профессиональных социологических журналах.
Вскорепоявились книги. Среди известных работ ученого: «Белыеворотнички: средние классы в Америке» (1951 г.), «Властвующая элита» (1956 г.), «Причины третьей мировой войны»(1958 г.), «Социологическое воображение» (1959 г.), «Марксисты» (1962 г.), «Социология и прагматизм» (опубликованапосмертно в 1964 г.). Миллс также проявил интерес к исследованию кубинской революции и написал книгу: «Слушайте,янки: революция на Кубе» (1960 г.).52Умер Ч. Р. Миллс от очередного сердечного приступа20 марта 1962 года.Против научной схоластики и бюрократического этосаВ конце 1950-х гг. Ч.
Р. Миллс выдвинул шокирующуюидею для многих представителей как академической, таки практической социологии — во имя оригинального интеллектуального мастерства необходимо принципиально отказаться как от «Высокой теории» Т. Парсонса, так и эмпирической методологии П.
Лазерсфельда, которые, по егомнению, заорганизовывают социологическую науки, умаляязначимость творческого мышления.Для того времени, авторитет Т. Парсонса и его теориибыл непререкаем. Это был социолог № 1 в мире. Авторитет П. Лазерсфельда в эмпирической социологии былне менее значим. По существу, им были созданы каноныметодологии социологических исследований, по которымучились все студенты-социологи ведущих университетов.По ним проводились исследования, признанные образцомсоциологического профессионализма не только в Америке,но и во всем мире.На фоне стабилизации и универсализации «индикаторов научности» вдруг прозвучал набат социологическоговоображения со своими радикальными рекомендациями.В противовес «абстрактного эмпиризма» П.
Лазарсфельда:«избегайте установления жестких процедур. Избегайтефетишизации метода и методики»1. Суть «абстрактногоэмпиризма» Ч. Р. Миллсу видится в «методологическомсамоограничении». Модель научного исследования абстрактных эмпириков «являет собой по преимуществу эпистемологическую конструкцию, наиболее очевидным следствиемкоторой в социальных науках стало методологическое самоограничение. Я хочу сказать, что круг доступных рассмотрению проблем и сама их постановка весьма жестко ограничиваются “Научным методом”.
Короче говоря, методологияопределяет проблематику исследования»2.Еще более резок Ч. Р. Миллс в отношении «Высокойтеории» Т. Парсонса, в которой, по его мнению, «понятияпо существу заменяют действительность», проявляется1 Миллс, Ч. Р. Социологическое воображение. М. : Издательский ДомNOTA BENE, 2001. С. 253.2 Там же.
С. 72.53«уход в формализм»: «Избегайте витиеватой игры с понятиями и манерности в изложении. Требуйте от себя и другихпростых и ясных определений»1.Обобщая суть своих критических претензий, Ч. Р. Миллспишет: «Оба эти направления, или школы, — “Высокая теория” и абстрактный эмпиризм живут и процветают в рамкахтого времени, которое должно представлять собой паузыв исследовательском процессе обществоведения. Но то, чтодолжно быть паузой, если можно так сказать, стало путемв никуда. В интеллектуальном плане эти школы являютсобой примеры отречения от классической социальнойнауки. Движущий мотив этого отречения заключаетсяв чрезмерном увлечении “методом” и “теорией”, а его основная причина связана с отсутствием прочной связи с реальными проблемами»2.Таким образом, Ч.
Р. Миллс, по существу, предлагалиную концепцию общественной науки. «Моя позиция, —писал он, — противостоит взгляду на общественную наукукак на набор бюрократических процедур, которые опуталисоциальное познание своими “методологическими” претензиями, переполняют его схоластическими конструкциямии опошляют мелкотемьем, не имеющим отношения к общественно значимым проблемам»3.По Ч. Р. Миллсу, чтобы понять те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение,социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснитьеё методологические принципы, овладеть техникой социологического исследования. Необходимо ещё проявитьдинамичное, критическое мышление, способное вырабатывать собственный, уникальный теоретико-методологический инструментарий, отражающий адекватно ускоряющуюся динамику ценностей и общественных преобразований.И тогда привычное может приобрести совершенно инойсмысл.
Обыденные вещи могут предстать не тем, чем онивсем кажутся.Оригинальная методологияКвинэссенция социологического воображения — выработка социологов своей оригинальной методологии. «Спо-собствуйте реабилитации и непретенциозного интеллектуального мастерства и старайтесь сами стать такиммастером, — писал Ч. Р. Миллс. — Пусть каждый будет самсебе методолог и сам себе теоретик.