Ответы на билеты (2010), страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на билеты (2010)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Теория круговорота (циркуляции) элит.В основе иррациональной теории социального действия Парето – специфическая концепциячеловека. Человек иррационален и никогда не является тем, чем кажется себе самому. Специфическичеловеческое – это не разум, а способность в теориях логически маскировать свои нелогическиедействия. Поэтому истинным двигателем истории являются чувства, а языками чувств – различныеидеологии.Социальную систему считал неоднородной. Причину неоднородности объяснял изначальнымпсихологическим неравенством индивидов. Имеющие высшие показатели – образуют элиту, высшийслой общества. Вся остальная часть населения приспосабливается к элите.Элита представлена 2-мя группами. Правящая элита или правящий класс – непосредственноучаствует в управлении обществом. Неуправляющая элита представлена выдающимися деятеляминауки и искусства.Элита и неэлита образуют высший и низший слои общества.
Наиболее одаренные представителинизших слоев поднимаются вверх, становясь элитой, и наоборот. Таким образом воспроизводитсяциркуляция, круговорот элит.Элита характеризуется высоким самообладанием и расчетливостью, действуя в соответствии ссобственной выгодой. Те, у кого преобладает разум, управляют теми, у кого преобладают чувства.Элиту характеризуют 2 основных качества: умение убеждать, манипулируя эмоциями населения;и умение применять силу там, где необходимо.Неспособные к применению силы и насилия правящие классы загнивают и уступают местодругим, более решительным, напористым и агрессивным.Чем более правящий класс открыт притоку новых, здоровых сил, тем длительнее он сохраняетсвое господство.
Чем более замкнут, тем более склонен к упадку. Циклы подъема и упадка элит –неизбежны и необходимы. Смена элит – основной управленческий закон общества.Правителей, у которых преобладают «остатки» «комбинаций», Парето называет «лисицами».Они хитроумны, коварны, вероломны. Те же, у которых преобладают «остатки» «постоянстваагрегатов» - демонстрируют силу, непримиримость, упорство и насилие. Парето называет их «львами».В области хозяйственной и финансовой деятельности «лисицам» и «львам» соответствуют типы«спекулянтов» и «рантье». «Спекулянт» – образ бизнесмена, предпринимателя, стремящегося к наживеи достижению успеха любой ценой. «Рантье» –робкий вкладчик, живущий на фиксированный доход иопасающийся экспериментировать.Преобладание в обществе «рантье» – показатель его стабильности, а затем и загнивания.«Спекулянты» - форсируют развитие в социальной и экономической жизни.Парето представил предельно циничный образ истории, состоящий из вереницы афер ипреступлений претендентов на власть.
Он доказывал, что гуманизм и либерализм в этих условиях –лишь идеологически воспроизводимые предрассудки, маскирующие действия рвущихся кбезраздельной власти политиков.Общественное мнение: возможности формирования и манипулирования.Билет № 12Эрих Фромм и его радикальный гуманизм.Идея Фромма состоит в том, что практически любое учение — как религиозное, так и светское —содержит авторитарную и гуманистическую составляющие. При этом если учение находится у власти,то начинает преобладать первая тенденция, а если в оппозиции, то преобладает вторая. Фромм считает,что реальная граница проходит не между разными учениями, а между этими двумя тенденциями во всехучениях.Ориентация на обладание означает ограничение жизни, а в пределе — омертвение живого,установление раз и навсегда данного порядка, ледяной холод застывшей вечности. Здесь проявляетсяеще одна грань теории Фромма — полярность биофилии и некрофилии.
Некрофилия в данном случаепонимается как ненависть к живому и любовь к мертвому, ее можно рассматривать как крайнюю формунепродуктивной ориентации характера. Фромм обращает внимание на лозунг испанских фалангистов —«Да здравствует смерть!» — как на явно некрофильский. Он также усматривает некрофильские черты вразрушительных тенденциях современной цивилизации — в угрозе ядерного уничтожения, вэкологическом кризисе, в подчинении всех сторон жизни нуждам индустриальной «мегамашины».Самые крайние формы некрофилии проявляются в виде стремления к тотальному разрушению.Это происходит, когда личность оказывается неспособной не только к любви и творчеству, но даже кобладанию, и у нее остается единственный выход — уничтожение всего.Политические элиты и политическое лидерство.Билет № 13Питирим Сорокин. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – один из виднейших представителей социологовклассиков, оказавший большое влияние на развитие всей социологии XX в.
Иногда Сорокина называютне русским, а американским социологом. Действительно, хронологически “русский” период егодеятельности жестко ограничен 1922 г.– годом его высылки. Однако становление взглядов Сорокинакак социолога, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн,революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде “русского” периода,двухтомной “Системе социологии” (1920), он формулирует теоретические основы теории социальнойстратификации и социальной мобильности (эти термины им же и были введены в научный оборот).Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие.Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и обществав целом.
Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особоевнимание уделяется анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутригрупп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому ипрофессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф.Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и внедемократическом обществе, и в обществе “процветающей демократии”.Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальной мобильности двухтипов – вертикальной и горизонтальной.
Социальная мобильность означает переход из однойсоциальной позиции в другую, своеобразный “лифт” для перемещения как внутри социальной группы,так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, чтолюди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д., акроме того, самим фактом их совместной деятельности.
Совместная деятельность с необходимостьютребует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Посколькуобщество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно бытьразумным.Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать своиспособности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе“Социология революции” (1925) Сорокин называет революцию великой трагедией.
Революциясопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Онадеформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положениерабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут бытьтолько реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами.
Каждой реформе должнопредшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должнапредварительно “тестироваться” в малом социальном масштабе.В своих поздних работах (“Социальная философия в век кризиса”, “Альтруистическая любовь”,“Изыскания в области альтруистической любви и поведения”, “Власть и нравственность” и др.)Сорокин проповедует идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этическойответственности и солидарности, культурных ценностей, т.е. те идеи, которые определяли этиконравственную направленность русской социологической мысли в целом.Власть как социальное явление и социальный институт.Власть.По Веберу, власть – это способность субъекта навязывать свою волю другим людям вопрекипротиводействиям с их стороны.Власть – главное средство решения проблем общественной жизни.Политическая властьГлавный носитель власти – государство.
Власть всегда институционализирована, т.е. естьучреждение.Выделяются три вектора измерения пространства власти:1 – отношение политического субъекта и той социальной сущности, интересы которой онпредставляет2 – многообразие отношений политического субъекта и социальных институтов общества ивзаимоотношения политической элиты и институциональный строй общества – т.е.институциональная ось.(насколько государство как носитель власти должно быть связано с политическими субъектами)3 – технологии решения политических проблем.Государство – это основной институт политической системы общества, организация,направляющая и контролирующая совместную деятельность и отношения людей, общественныхгрупп и классов.Государство с одной стороны – результат развития общества, с другой – фактор функционированияобщества.
В этом отношении не должно быть диссонанса.Теорий происхождения государства много. Одна из основных – теория общественного договора. Былонекое естественное состояние общества, в котором присутствовал негатив: страх, неуверенноеположение человека в общества, нет чувства защиты. И в какой-то момент принимается решение:человек отдает часть своей свободы, а государство обеспечивает его защиту. Сторонники этой теории –Гоббс, Локк.Билет № 14Питирим Сорокин. Проблема социального равенства.Типы конфликта, их структура, методы предупреждения и разрешения.(билет 16.2?)Билет № 15Социологическая мысль в России: школы и направления.Социологическая мысль России. Основные школы и направления российской социологии.Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разныхстранах во многом определяется их своеобразием.
По специфике исследований можно говорить вшироком смысле об американской, французской, немецкой и других социологических школах (илиусловно - социологиях).Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были обусловленыособенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положениямежду ЗападомиВостоком,территориальной масштабностью, обычаями, традициями,психологией, моралью и пр.Социологическая мысль России формировалась веками на своейпочве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения.