Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 98
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 98 страницы из PDF
Конт и Г. Спенсер ставили своей целью достигнуть понимания того, как и почемуизменяются общества. Многих современных социологов продолжают завораживать эти великие вопросы. Основныесоциологические подходы к изучению социальных изменений можно сгруппировать в четыре широкие категории:эволюционный подход, циклический, функциональный и конфликтологический.Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепциисоциального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонниковсоциального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате ктому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсерутверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ковсе более разнообразным и взаимозависимым.
Он считал “борьбу за существование” и “выживание наиболееприспособленных” основными законами природы и приравнивал эту борьбу к “свободной конкуренции”. Приусловии невмешательства извне, особенно со стороны государства, самые “приспособленные” индивиды исоциальные институты выживут и придут к процветанию, а “неприспособленные” с течением времени отомрут.Социальный дарвинизм Спенсера отражал капиталистическое общество времен свободной конкуренции. Эта былаконцепция, отвечающая политике империалистической экспансии и оправдывающая колонизацию. Представителибелой расы и их культуры возводились на пьедестал как высшие формы цивилизации.
Другие народы и культуры“отставали” в эволюционном развитии, и это считалось вполне достаточным оправданием тому, что европейцы какнаиболее “приспособленные” должны восторжествовать в “борьбе за существование”. Однако столь безоглядный ивульгарный этноцентризм не выдержал научной проверки. Одновременно проверке подверглось представление ободнонаправленной эволюции, и оказалось, что оно несостоятельно.
Антропологи продемонстрировали, чтонезападные общества, а также многие европейские нации в своем развитии проходили неодинаковуюпоследовательность стадий. Короче, существует не один, а множество сценариев социальных изменений. Ходизменений невозможно объяснить однозначным воздействием законов природы и невозможно выделить единуюфиксированную структуру развития.Хотя эволюционная теория оказалась надолго дискредитированной, в последние десятилетия она возродилась (см.гл. 2). Современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет вомногих направлениях.
Они признают, что “изменения” необязательно предполагают “прогресс”, что ониосуществляются совершенно разными путями и идут во множестве различных направлений. Ведущийпредставитель структурно-функционального подхода Т. Парсонс разработал теорию “эволюционных изменений”.Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейныйпроцесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все болеедифференцированными в своих структурах и функциях.
Однако самой по себе дифференциации недостаточно,поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию общества как важнейший критерий его эволюции. Помнению Белла:file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 198 of 247“Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, которыйобеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большуюспособность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению ксвоему окружению, чем были их менее сложные предки...
Это не означает, что эволюция носит неизбежныйхарактер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть”.(Bellah R. Religious Evolution//AmericanSociological Review. Chicago, 1964. Vol. 29. June. P. 358-374.)Обычно такая дифференциация трактуется в более широких эволюционных категориях как поступательноеразвитие, начиная с идеального типа первобытного общества, в котором роли распределены и предписаны, аразделение труда имеет семейный характер. Развитие общества проходит различные стадии специализации идифференциации.Парсонс и Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: первобытные общества, архаическиеобщества, исторические промежуточные империи, материнские общества (Израиль и Греция), ранние и поздниесовременные общества.
Вопрос о стадиях наиболее полно разработан Белла применительно к религиозной сфере.Он предложил в качестве схемы стадиального развития ряд из пяти идеальных типов, которые могутрассматриваться как относительно стабильное выражение примерно одного и того же уровня сложности посовокупности различных характеристик. Такими характеристиками являются: системы религиозных символов,религиозная деятельность, религиозные институты и социальные функции.Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски тоже считают, что изменения в социальной организации общества необязательно приносят человечеству большее счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция обществапрежде всего зависит от уровня развития технологии и способа экономического производства.
Эти изменениясказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая систему стратификации, организациювласти и семейные структуры.По мнению Ленски. основное направление развития, просматривающееся во всех обществах, таково: обществаохотников и собирателей, примитивные огороднические общества, более развитые огороднические общества,аграрные и индустриальные общества. Более специализированные пути эволюции включают в себя скотоводческиеобщества и “гибридные общества”, например общества, добывающие средства к существованию рыболовством иморским промыслом.Теории циклических изменений. Эволюционные теории, особенно те, которые придерживаются концепцииоднонаправленного развития, описывают историю как процесс, поделенный на ступенчатые уровни,характеризующийся определенной направленностью. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода –концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций.
Они не стремятся расположить общества в определенномпорядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства стадийих роста и упадка. В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительнооптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представители теорийциклических изменений – в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации.В XIX в.
верили в эволюцию и прогресс человечества. Однако Первая мировая война и периодическиеэкономические кризисы вызвали у некоторых ученых сомнения относительно прогрессивного хода развитияистории человечества. Немецкий теоретик Освальд Шпенглер (1880-1936), автор книги “Закат Европы” (1918) (“DerUntergang des Abendlandes”), утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человекв своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть.
На основанииизучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, что каждая культура существует примерно 1000 лет. Он считал,что западная культура зародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок (отсюда заглавие его книги ивызванный ею интерес).Английский историк Арнольд Дж. Тойнби тоже пытался обосновать наличие закономерности роста и закатацивилизаций и установить принцип, лежащий в основе их смены. Подобно Шпенглеру, он убежден в том, чторазвитие большинства цивилизаций идет по одному пути, хотя не отводит цивилизациям какого-то определенногоинтервала времени от расцвета до упадка.
Тойнби утверждает, что цивилизация возникает в ответ на какой-то“вызов”. Таким вызовом может стать воздействие природных сил, например сурового климата, или человеческихфакторов, например воинственных соседей. Цивилизация развивается и достигает расцвета, когдапротиводействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита)способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам. В том случае, если творческое меньшинство не всостоянии справиться с противодействующими силами, наблюдаются раскол и дезинтеграция цивилизации. Впроцессе дезинтеграции меньшинство занимает место правящей элиты и силой навязывает свою волю.
Развитиенеуклонно идет к упадку, поскольку внутренние конфликты усиливаются. Однако внимательное изучение трудовТойнби показывает, что он опирается в основном на эллинистический и западный опыт и игнорирует историюарабских стран, Египта и Китая, где наблюдаются несколько иные схемы развития. Следовательно, можно сказать,что Тойнби скорее произвольно привязывает свою теорию к истории других цивилизаций, чем выводит ее наосновании доказательств, полученных в ходе научного исследования.Функциональная теория. Понятие системы является центральным для структурно-функциональной моделиfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 199 of 247общества. Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода временинаходятся в более или менее стабильной взаимосвязи.