Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 79
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 79 страницы из PDF
Церковь “рассматривает весь мирской порядок как средство иподступ к сверхмирской цели жизни и включает подлинную аскезу в свою структуру под сильным церковнымруководством как момент в достижении этой цели”.(Трельч Э. Церковь и секта//Религия и общество. Хрестоматияпо социологии религии, М., 1994. Ч.
1. С. 141.)Секта в отличие от церкви – обычно сравнительно небольшая группа. Она характеризуется прежде всего либоиндифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу игосударству, стремлением к максимальной изоляции от них и замкнутости {см. табл. 9.1). Как правило, сектысвязаны с низшими социальными слоями и настроены оппозиционно к существующему общественному порядку(хотя, как мы видели, в этом смысле секты неоднородны).
Секты ориентируют своих членов на аскетизм особогорода, на полное отвержение мирских ценностей. Согласно концепции Трельча, в рамках христианской религииименно секты, а не церкви, воплощают первоначальные идеалы христианства.Таблица 9.1. Различия между церковью и сектойХарактеристикаЦерковьСекта123Число приверженцевОт умеренного до значительногоНезначительноеСобственностьОбширнаяНебольшаяРелигиозные службыОграниченная степень участияконгрегацииВысокая степень участияконгрегацииАкцентНа религиозное образование ивоспитание детей, верующих врелигиозном духеНа проповедь Евангелия взрослымчленам сектыСвященнослужителиПрофессионально подготовленныелюди, отдающие службе полноерабочее времяНеспециалисты с ограниченнойофициально признаннойподготовкой.
Заняты неполноерабочее времяДоктриныБуквальная интерпретацияСвященного Писания; акцент намирские делаБуквальная интерпретацияСвященного Писания; акцент напотусторонний мирСоциальный класс членовВ основном высшие классыВ основном низшие классыОтношение к другимрелигиозным группамПренебрежение или жалость ко всем Подозрительность по отношению ксектамдругим сектамОтношение к секулярномумируПодтверждают превалирующуюкультуру и существующийсоциальный порядокОтвергает превалирующуюкультуру и существующийсоциальный порядокГимныВеличавая музыка, восходящая кболее отдаленным по временилитургическимНапоминают современнуюпопулярную музыкутрадициямИсточники членстваПриверженцы церкви рождены вданной вере.
Церковь стремитсяохватить своей верой всех людейЛюди вступают в сектыдобровольно на конфессиональнойосновеМистические движения служат выражением радикального религиозного индивидуализма, призывая следовать вжизни личному примеру Иисуса Христа. Трельч считает, что мистическим движениям присуща универсальнаяверотерпимость, чувство единства всех подлинно верующих независимо от их конфессиональной принадлежности,исповедуемых ими конкретных доктрин и догм.Функции религииfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 158 of 247Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смыслесуществования, причине человеческих страданий и сущности смерти.
Эти ответы дают людям ощущение цели.Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощными существами, влачащими бессмысленное существование подударами судьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божественного замысла.Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующимутешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такимикритическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часыжизни и примиряют их с неизбежным.
Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находит утешение в знакомыхи четко установленных ритуалах.Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих всообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы,христиане”, “мы, мусульмане”). Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания,связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра.
То же относится и кпрочим религиозным обрядам, например крещению младенца или отпеванию покойника.Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения не вполне абстракция. Они также применимы кповседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам,имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числекасающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляетконтроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однаконекоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине.Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства.Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людейсудили и наказывали по всей строгости закона.
Законы, запрещающие продажу спиртных напитков до 12 часов дняпо воскресеньям – или даже продажу в воскресные дни “товаров, не являющихся предметом первойнеобходимости”, представляют собой еще одну иллюстрацию этого пункта.Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантамне так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны.
Сохраняя родной язык,знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурнымпрошлым.Например, горстка иммигрантов из Германии, переселившаяся в самом начале XIX в. в графство Перри (штатМиссури), даже привезла с собой своего лютеранского священника. Их проповеди и гимны продолжали звучать нанемецком языке, а дети иммигрантов посещали общинную школу, в которой священник вел обучение тоже нанемецком языке.Из этой маленькой группы впоследствии выросла Лютеранская Церковь – Синод в Миссури, которая, несмотря наее наименование, представляет собой международную организацию, насчитывающую почти 3 млн. человек.
Малопомалу потомки первых иммигрантов-лютеран и новообращенные члены влились в основной поток национальнойкультуры Америки. В настоящее время помимо базового вероучения Лютера и некоторых церковных ритуаловпочти ничто уже не напоминает о прошлом, поскольку религия не только помогла иммигрантам приспособиться кновому, непривычному для них окружению, но и сама претерпела изменения.Охранительная функция. Большинство религий оказывает поддержку правительству и сопротивляется любымизменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральный авторитет против сил, требующих нарушитьстатус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживаетсуществующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.В некоторых случаях правительство поддерживает какую-то одну религию, запрещает все иные вероучения,оказывает финансовую помощь в строительстве церквей и семинарий и даже может платить священнослужителямзаработную плату.
Такие религии, находящиеся под особым покровительством государства, известны какгосударственные религии. В XVI и XVII вв. в Швеции покровительством государства пользовалось лютеранство, вШвейцарии – кальвинизм, в Италии – Римско-католическая церковь.В других случаях государство не оказывает покровительства какой-то конкретной религии, однако религиозныеучения настолько глубоко укореняются в жизни страны, что ее история и социальные институты считаютсяосвященными благодаря своей связи с Богом. Например, во многих странах чиновники могут не бытьприверженцами какого-то определенного религиозного вероучения, но при вступлении в должность ониобязательно клянутся именем Бога достойно исполнять свой долг перед обществом.
Точно так же, заседанияКонгресса США всегда начинаются с молитвы, возглавляемой собственным капелланом Конгресса, школьникиfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 159 of 247каждый день приносят клятву верности (в которой есть фраза “твоя нация под покровительством Бога”), а намонетах присутствует надпись “В Бога мы веруем”.
Социолог Роберт Белла определил это явление как гражданскуюрелигию.Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующимсоциальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикойналичной ситуации в обществе. В 1960-е гг. в США движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отменусегрегации в общественных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательных округах США,возглавляли религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американских церквей, например Мартин Лютер Кинг,баптистский священник. Речь, произнесенная Кингом в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателейнеизгладимое впечатление благодаря часто повторяющимся словам оратора “у меня есть мечта”. Кинг подразумевалпод своей мечтой конец расовой дискриминации, когда “все божьи дети” будут жить в гармонии и мире.
Несмотряна то что он был убит 4 апреля 1968 г., его мечта продолжает жить во многих сердцах. Церкви также выполнялироль центров, осуществлявших подготовку демонстрантов и организацию митингов.Функциональные эквиваленты религии. Описанные выше функции церкви могут также выполняться другимикомпонентами общества. Если какой-то другой социальный компонент способен дать ответы на вопросы о смыслесуществования, обеспечить эмоциональный комфорт и ориентировать индивида в его повседневной жизни,социологи определяют такой компонент как функциональный эквивалент религии.
Например, некоторым людямрелигию заменяет Общество анонимных алкоголиков. Для других людей функции религии выполняютпсихотерапия, идеи гуманизма, трансцендентальная медитация или даже политическая партия. Некоторыефункциональные эквиваленты с трудом можно отличить от собственно религии. К примеру, у коммунизма естьсвои пророки (Маркс и Ленин), свои священные писания (все труды Маркса, Энгельса и Ленина, но прежде всего“Манифест Коммунистической Партии”), свои верховные священнослужители (главы Коммунистической партии),священные здания (Кремль), святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы(ежегодный майский парад на Красной площади) и даже свои мученики (например, Лазо).
В годы воинствующегоатеизма были попытки заменить обряды крещения и обрезания новыми социальными ритуалами посвящениямладенца государству. Коммунистическая партия разработала также свои ритуалы бракосочетания и похорон.Как указывал социолог Ян Робертсон, между религией и ее функциональным эквивалентом все-таки существуетфундаментальное различие. Хотя суррогат религии способен выполнять сходные функции, но в нем отсутствуетустремление к Богу или сверхъестественному.Дисфункции религииМожно выделить разрушительные для общества аспекты религии.