Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 31
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 31 страницы из PDF
С помощью языка мы стараемсянастроиться на те действия, каких хотели бы добиться от других. Мысленно мы спрашиваем себя: “Если я хочу,чтобы этот человек отреагировал именно так, что для этого нужно? Что требуется от меня, чтобы воздействовать нанего таким образом?” Мид приводит следующий пример: учительница просит ученика принести стул в аудиторию.Вероятно, он выполнит просьбу, а если не выполнит, то учительнице скорее всего придется самой принести стул.Прежде чем попросить ученика принести стул, она должна проиграть всю сценку в собственном уме.Язык позволяет людям вести внутренний диалог. Мы говорим сами с собой и отвечаем сами себе в основном точнотак же, как ведем беседу с другими. Таким образом мы судим о том, как будут отвечать нам другие люди.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 66 of 247Социолог Ральф Тернер уточнил и расширил идеи Мида. Тернер указывает, что, говоря или делая что-либо, мы, какправило, приобретаем внутреннее состояние готовности к некоторым типам реакций, могущих последовать в нашадрес от других людей. Если мы машем рукой профессору, задаем вопрос милиционеру или обнимаем товарища,мы ожидаем, что другой человек ответит на наше действие действием, соответствующим нашему.
Получая ответили реакцию другого человека, мы вступаем в стадию проверки и пересмотра наших ожиданий, мысленно оцениваяего поведение. При этом мы приписываем такому поведению определенное значение и в соответствии с этимпланируем свои последующие действия. Например, если другой человек отреагировал так, как мы не ожидали, мыможем прервать общение, можем попытаться “вернуться на исходные позиции” и перепроверить свои намерения,можем не принять во внимание реакцию другого человека или отказаться от своих первоначальных замыслов,можем последовать по пути, предложенному нашим собеседником. Поэтому представители символическогоинтеракционизма утверждают, что процесс самокоммуникации имеет первоочередное значение для социальноговзаимодействия.Согласно концепции Мида, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии:стадию “ролевой игры”, “коллективной игры” и “обобщенного другого”.
На первой стадии ребенок в игре берет насебя роль только одного человека и “примеряет” на себя модель его поведения. Модель, которая обычнопредставляет собой важную личность в жизни ребенка, например одного из родителей, называется “значимыйдругой”. К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые,пожурить куклу и отнести ее в ванную. Таким образом, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскуюточку зрения и ведет себя, как его отец или мать.На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Этонапоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большогочисла людей.Например, если в бейсболе игрок с битой отбивает мяч на третью базу, игрок первой базы должен хорошопредставлять себе действия питчера, подающего на третьей базе, и “гасителя” мячей.
Каждый игрок долженпредставлять свою роль во взаимодействии со всеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детямпредстоит познакомиться с ожиданиями, связанными с множеством ролей, если они хотят научиться успешноиграть собственные роли.На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообществопридерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что –несоответствующим.
Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности,называется “обобщенный другой”. Отношение такого “обобщенного другого” отражает отношение более крупногосообщества. Хотя мы приобретаем представления об установленных правилах от конкретных людей (от матери,учителя или сверстника), эти понятия генерализируются или распространяются на всех людей в рамках схожихситуаций. Следовательно, размышлять над своим поведением означает мысленно взаимодействовать с самим собойс позиции абстрактного человеческого сообщества. По мнению Мида, “обобщенный другой” – это средство связикаждого из нас с нашим обществом.
С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, илиинтернализуем, организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так,что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.Процесс “управления впечатлениями”Эрвин Гоффман (1922-1982) дополнил наши представления о самих себе. Кули и Мид исследовали вопрос оформировании представлений человека о самом себе в процессе социального взаимодействия и то, как человекучится планировать свои действия на основании тех данных о себе и своем поведении, которые он черпает у другихлюдей.
Гоффман делает акцент на другой проблеме. Он указывает, что только путем воздействия на представлениедругих людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых онможет оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у нихсложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс Гоффман назвал управлениемвпечатлениями (impression management).
В ходе этого процесса мы скрываем какие-то черты, а какие-то намеренновыпячиваем. К примеру, водитель такси может попытаться скрыть от пассажира тот факт, что он по ошибке везетего в противоположную сторону, а молодой профессор может потратить несколько часов на подготовку и“репетирование” первой своей лекции в надежде сразу же предстать перед студентами в качестве знающего иэрудированного человека. Вы и сами хорошо представляете себе, что участвуете в процессе управлениявпечатлениями, когда решаете, что надеть в каком-то конкретном случае – на вечеринку, на прием к врачу, насобеседование с работодателем или на юбилей.Гоффман рассматривает театральные постановки как аналитическую аналогию и средство отображения ипонимания общественной жизни. Этот аспект он называет драматургическим подходом.
Он описывает жизнь вобществе как сцену, на которой происходят общение и взаимодействие людей; все люди являются одновременно иактерами, и зрителями пьесы жизни; в этой пьесе они играют те самые роли, которые исполняют в своейповседневной жизни и деятельности.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 67 of 247Гоффман иллюстрирует свой подход, описывая, какие перемены происходят в поведении официантов в ресторане,когда они выходят в обеденный зал из подсобных помещений. Меняется аудитория, и соответственным образомизменяется поведение официантов. “Центральной сценой” является обеденный зал, где официанты демонстрируютуслужливость и расторопность по отношению к посетителям ресторана. “Кулисы” – это кухонные помещения, гдете же официанты открыто бравируют друг перед другом, всячески насмехаясь над той услужливостью, которую онидемонстрируют “на сцене”.
Кроме того, они скрывают всю неприглядную сторону приготовления пищи – отходы,чад и вонь испорченных . продуктов, отделяя ее от заманчивой и благоухающей атмосферы обеденного зала. Такимобразом, при переходе из одной ситуации в другую люди круто ; меняют “выражения” своего внутреннего образа.Они предпринимают усилия по предопределению ситуации для других людей, давая им подсказки для того, чтобыдругие люди реагировали на них и действовали желательным для них образом.Хотя социологи обычно причисляют Гоффмана к интеракционистам, его труды значительно расходятся склассическими формулировками символического интеракционизма.
Представители этой теории рассматриваюткаждую ситуацию как нечто уникальное, заново построенное “кирпичик за кирпичиком” из специфическихсочетаний поступков и значений, наблюдаемых в определенных обстоятельствах. Гоффман изображает социальнуюжизнь в форме “каркасов” – структур, имеющих невидимое, однако реальное существование в видимых социальныхвзаимодействиях повседневной жизни. Такие базовые “каркасы” понимания способствуют выработке незыблемыхправил, которыми люди пользуются для организации собственного поведения.
Следовательно, действия людей вбольшей степени зависят не от механического выполнения правил, а от активного, непрерывного процессамежличностного взаимодействия.НазадСодержаниеВперед§ 3.3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛАЖизненный цикл в разных культурахПроцесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется,требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она неможет в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться.