Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 14
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Бурдье вменьшей степени выделяет “современные” черты современных обществ и в большей степени – традиционныеразличия.Ален Турен (р. 1925) – французский социолог. Наиболее полно методологические и теоретические взгляды Туренаотражены в его книге “Социология действия” (1965). Здесь он излагает свой подход – акционализм, дополняющийфункционалистские и структуралистские концепции.Акционализм Турена вырос из его исследований труда в духе К. Маркса – труда как принципа изменения человекаи природы. Труд всегда содержит в себе стремление к производству и контролю и понимается как историческоедействие. Это расширяет его значение, и он становится идентичен действию в отношении перспективы изменения,движения. Анализ труда может быть перенесен на действие.
Акционалистский анализ не ограничивается трудом иотношениями между человеком и природой, он распространяется на социальное действие, при этом действие всегдасоотносится со смыслом, который придается некой ситуации. По мнению Турена, основные темы акционалистскогоанализа – историческое сознание, социальность как осознанное отношение к другому и экзистенциальное, илиантропологическое, сознание. Здесь “сознание” – не предмет идеалистической интерпретации; оно указывает на то,что в центре стоят не факты, а “поведение в бытии”. Социология, по Бурдье,– это не наука о реальности, аисследование социального действия. Реальность следует разложить на множество полей, комбинация которых всеравно не исчерпывает всей реальности, поскольку ее следует проанализировать и с точки зрения событий.Социология Турена ориентирована на практику и становится активным фактором формирования общественныхдвижений и изменений.
Турен подходит к соотношению теории и практики целостно и “акционалистски”, говоря,file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 31 of 247что социолог должен участвовать в движении, но в то же время сохранять дистанцию по отношению к егоорганизациям.Предметом социологии Турен считает социальные отношения, которых, однако, не бывает в “чистом” виде,поскольку они всегда уже интерпретированы и находятся в движении.
Целью социологии является понимание этогодвижения, а не каких-то структур, имеющих внесоциальное происхождение. Собственно предметом исследованиясоциологии являются не институты, а власть, влияние, соответствие и конфликт. Однако обращение к силамобщественного движения обусловливает также ориентацию на историчность общества и определяющих егоклассовых отношений.Общество – это не только воспроизводство и приспособление, но и творение, само-производство.
Данное свойствообщества – самонаблюдение и самоопределение своей практики – Турен именует “историчность”.В своем анализе современных обществ, который содержится прежде всего в работе “Постиндустриальноеобщество” и отмечен сильным влиянием студенческого движения 1968 г., он констатирует: “На наших глазахвозникают общества нового типа”. Он называет такие общества постиндустриальными или технократическими, ночаще всего программируемыми. Их признаком является то, что доминирующим фактором развития становятся неэкономические условия (при росте экономики), а социальные силы, особенно способность к планированию,организации и контролю. Основная проблема современного общества – не эксплуатация как экономическоеусловие, а отчуждение, которое Турен рассматривает в рамка общественных отношений: “Наше общество – этообщество отчуждения, но не потому, что оно толкает людей в нищету или использует принуждение полицейскогохарактера, а потому, что оно соблазняет, манипулирует, интегрирует”.(Touraine A.
Die postindustrielle Gesellschaft.Frankfurt, 1972. S. 7.)В программируемом обществе общественная интеграция – не только участие в процессе труда, но и вовлечениеиндивидов в тотальную систему коммуникации; культурная манипуляция затрагивает потребности и характерповедения во всех сферах жизни, политический контроль силен, как никогда ранее. Отчужденный человек в такомобществе соучаствует и остается зависимым, поскольку соучаствует лишь в той мере, в какой это допускаетправящий класс. Это “зависимое участие” определяет отчуждение, но оно служит также уменьшению социальныхконфликтов и характеризует отношения между развитыми и развивающимися странами.В классовом обществе XIX в.
классы различались не только экономически, но и были различными сферамиобщества в социальном и культурном отношении; вследствие отсутствия политического контроля над процессоминдустриализации социальная напряженность была институционализована лишь в малой степени; образ обществакак в буржуазном, так и в пролетарском сознании ориентировался на будущее.Вследствие исчезновения различных в культурном отношении основ общественных классов, последниепревратились в бесформенную массу, из которой затем развились чисто экономические классы и заинтересованныегруппы. Усиление значения организации, иерархии и бюрократии привело к разделению проблем организации иэкономической власти, принимающей решения, и, как следствие, к разделению организационных и классовыхконфликтов.
Концентрация власти обусловлена тем, что ориентация на будущее связана не с накоплением какинтересом какого-то класса, а с программированием как интересом всего общества. В программируемом обществегосподствующими группами становятся технократы, бюрократы и инженеры.Новый социальный конфликт зреет не вне системы производства, а скорее в ее центре, поскольку информация,воспитание и потребление более тесно, чем прежде, связаны со сферой производства. Турен противопоставляетгосподствующим интересам в программируемом обществе частную жизнь как сферу, где человек наиболее полноможет себя выразить. Протест не должен ориентироваться на интересы потребления, поскольку они тоже имеютэкономический характер. Культура, с одной стороны, должна распространяться и быть доступной всем, но, с другойстороны, она должна стать критической.Для классового общества с его разделением экономики и общества был также типичен раскол социальногомышления, которое распалось на политэкономию и философию истории.
В современном обществе, в которомэкономическая деятельность является в большей степени не результатом политики, чем хозяйственных механизмов,общественный анализ становится непосредственно социологическим; в программируемом обществе появляетсясоциология решения и аналогично этому – социология протеста.Турен считает, что сейчас само понятие социологии сомнительно, поскольку исчезает понятие общества.Классической социологии соответствует понятие общества, которое является “лишь абстрактным переводомреальности национального государства, когда государство представляет нацию, в то время как общество – этосочетание институтов и действий, которые почти все возникают на уровне нации как синхронного экономического,политического, культурного и языкового целого”.(Touraine A.
Krise und Wandel des sozialen Denkens//Soziale Welt.Senderband 4. Die Moderne-Kontinuitaten und Zдsuren. Gцttingen, 1986. S. 19.) Это целое сегодня находится всостоянии распада, потому что значительная часть нашей жизни имеет теперь не национальный, атранснациональный характер и потому что целое все меньше основывается на законном порядке и все большенапоминает своего рода менеджмент, причем люди перестают чувствовать себя гражданами.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 32 of 247Это отражается в социологии: целостность “общественного единения” разрушается пониманием социальной жизникак символического языка с определенными правилами преобразования. Повышенное внимание социальной теориик идее субъекта и интерсубъективности, по мнению Турена, подрывает классическую социологию.И структурализм, и теория действия обходятся без понятия общества. Поэтому Турен считает правомерной заменупонятия общества как предмета социологии понятием социальных акторов и их отношений. Значение, котороеимеет процесс коммуникации в современной социологии, отражает, по мысли Турена, тот факт, что производствоперемещается из сферы материальных благ в сферу символических благ; при этом понятие информации вступает впротиворечие с понятием коммуникации.