Глава 9 (Учебник в PDF), страница 5
Описание файла
Файл "Глава 9" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Некоторые из них рассматривают церковь как орудие в руках правящихэлит, применяющих его для сдерживания социального напряжения, порождаемогосоциальным неравенством и несправедливостью. Другие видят в религии источниксоциальных конфликтов и в качестве примера указывают на религиозные войны среднихвеков, нынешние религиозные распри на Ближнем Востоке, в Индии, Пакистане иИрландии. Еще одна точка зрения состоит в том, что религия содействует социальнымпеременам.Маркс: религия – опиум для народа. Стимулом для многих исследований, проведенныхконфликтологами, являются труды Маркса. Маркс рассматривал религию как социальныйнаркотик:“Религиозное убожество – это одновременно выражение действительного убожества ипротест против этого действительного убожества.
Религия – это вздох угнетенной твари,сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия –это опиум для народа”.Маркс считал, что религия – это система, которая отвлекает внимание к потустороннемумиру от действий, направленных на социальное изменение. Люди начинают проецироватьсвои потребности и желания в область нереального; религия скрывает от них настоящийисточник социальной нищеты и классовых конфликтов. Короче, она порождает у рабочегокласса ложные представления, мешая ему обрести истинно классовое сознание.Многие социологи согласны с Марксом в том, что религии присущ консерватизм.Ощущение сакрального связывает сегодняшний человеческий опыт с понятиями,полученными из традиционного прошлого группы.
Религиозные верования и религиознаяпрактика предоставляют не подлежащие сомнению истины, которые становятся мощнымисилами, борющимися с новым образом мыслей и поведения. Обычаи, перешедшие изпредыдущих поколений, в том числе институциональное неравенство, определяются какугодные Богу и неподвластные переменам.Например, рабство в Америке оправдывалось как часть “естественного порядка”,установленного Господом. В 1863 г. пресвитерианские священники собрались вГенеральном Синоде и приняли резолюцию, объявляющую рабство божественнымучреждением. Чуть позже на тех же основаниях была оправдана сегрегация. В 1954 г.,отстаивая сегрегацию, сенатор из Луизианы У.М. Рейнах сказал: “Сегрегация – этоестественный порядок, созданный Господом в Его мудрости, Он сделал чернокожихлюдей чернокожими, а белых белыми” (Southern School News, 1954).
Аналогичнымобразом, индуизм грозит верующим, нарушающим кастовые нормы, перевоплощением внизшую касту или в животное.Религия может также освящать перемены, действующие на пользу могущественным ибогатымгруппам.Империализмчастоподдерживалсярелигиознымиилиполурелигиозными мотивациями или верованиями. В 1890-е гг.
президент США УильямМаккинли объяснял свое решение об экспансионистской войне против Испании и захватеКубы и Филиппин следующим образом:“Мне не стыдно сказать вам, господа, что я не одну ночь преклонял колени и молилВсемогущего Бога направить меня на путь истинный. И однажды поздно ночью я понялследующее... Нам не оставалось ничего другого, как взять и просветить всехфилиппинцев, возвысить их, цивилизовать и обратить в христианскую веру, и милостьюБожьей сделать для них все самое лучшее, как для людей, за которых, как и за нас, принялмуки Иисус Христос”.Религия, таким образом, может быть мощной силой на службе установленного порядка.Сами религиозные организации часто имеют мотивацию для узаконивания статус-кво,поскольку они заинтересованы в защите власти, земельной собственности и богатства.Религия и социальные изменения. Ряд конфликтологов по-новому подошли к проблемеотношения религии к социальным изменениям.
Они рассматривают религию не какпассивную реакцию на социальные отношения в производстве, а как активную силу,формирующую контуры общественной жизни. Таким образом, она может играть важнуюроль в создании и консолидации новых социальных структур и установлений. Признавая,что в некоторых случаях религия препятствует переменам, они отмечают, что в другихситуациях она выступает против существующего общественного порядка и способствуетизменениям. В определенных обстоятельствах религия может стать серьезнойреволюционной силой, показывающей людям, как может или должен быть устроен мир.Поэтому религия не является обязательно функциональным или консервативнымфактором в обществе, но часто одним из главных (если не единственным) каналов длясвершения социальной революции.Социолог Питер Бергер предполагает, что в спорах между традиционными исовременными социальными структурами религиозные верования и религиозныеорганизации могут использоваться тремя различными способами.
Во-первых, религиюможно мобилизовать как оппозицию модернизации и для утверждения традиционнойвласти. Это путь, избранный Аятоллой Хомейни и его шиитскими сторонниками в Иране.Во-вторых, религия может приспособиться к секулярному миру и использоватьрелигиозные устремления в мирских целях. Это путь, избранный Жаном Кальвином и егопротестантскими последователями. В-третьих, религия способна сохранить свои позиции,применяясь к современным условиям.
Это путь, избранный сторонниками религиозноговозрождения. Давайте рассмотрим каждое из этих направлений по очереди.Подтверждение традиции:революция в ИранеисламскаяВ феврале 1979 г. Аятолла Хомейни возвратился в Иран из ссылки в Париже и возглавилреволюцию, которая свергла шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Иранскую монархию сменилтеократический режим, основанный на исламских традициях и яростном неприятииЗапада.
Через девять месяцев воинствующая толпа захватила американское посольство вТегеране и положила начало 444-дневному противостоянию, которое в значительной мереповлияло на президентские выборы в США в 1980 г. В последующие годы новоеисламское государство пережило борьбу за власть и устранение многих ведущих фигур вреволюции, бомбардировки и убийства, совершенные внутренними врагами, серьезныеэкономические трудности и войну с соседним Ираком.Иранская революция была результатом действий многих сил.
Стремление шахамодернизировать нацию и сделать ее светской сильно подорвали власть и богатствоисламского духовенства, или мулл. Политика шаха сплотила мулл и превратила их вреволюционную силу. Даже будучи ослабленным, духовенство сохранило контроль надрелигиозными учреждениями и использовало мечети в качестве основной базы длянападок на установленный шахом режим и для подчинения государственного аппаратаклерикалам. Жители деревень, наводнившие иранские города,– “отлученные”, как ихназывали противники шаха, ревностно поддерживали исламское духовенство. Из их числамуллы набирали людей в свою Революционную гвардию – полувоенную организациюсолдат революции. Духовенство призывало иранцев бороться с упадочничеством идеградацией, которые они усматривали в жизни Ирана, с западным образом жизни, сбезудержным материализмом и модернизацией. Таким образом, религия сталавыражением политических и националистических устремлений.Столкнувшись с интенсивным давлением из-за рубежа и дестабилизирующей ситуациейвнутри страны, массы нашли прибежище в религии.
Негативное отношение кпостоянному влиянию Запада и западному образу жизни подливало масла в огоньреволюционного энтузиазма. Молодежь обращалась к традициям предков, пытаясь найтив них религиозный источник социальной и культурной самоидентификации. Новая власть,обеспеченная нефтяными запасами, и ненасытные потребности Запада в нефти сделалипротивостояние неизбежным. Кроме того, нефтяной бум обогатил привилегированныйкласс, вызвал обвинения в том, что деньги тратились не на благо народа, и нарушилтрадиционные экономические и социальные устои.
Ситуацию усугубило то, чтожестокость тайной полиции шаха восстановила прозападных интеллектуалов, студентов,государственных служащих, технических специалистов и торговцев против режима.После революции муллы обрели политическое господство, заняв почти все места впарламенте с помощью Исламской республиканской партии. Местные мечети выполнялироль строительных блоков власти, совмещая функции политического клуба,правительственного учреждения, полицейского участка и учебного заведения. Системаисламского законодательства и права имела приоритет перед светскими законами игосударственными судами. В Иране проводились систематические кампании противзападного образа жизни, алкогольных напитков, азартных игр, проституции ипорнографии.
Женщины должны носить чадру, а те, кто не выполняет этих требований,могут быть помещены в “центр перевоспитания”. В исламском государстве используютсяметоды слежки и устрашения с тем, чтобы обеспечить строгое соблюдение норм,касающихся одежды, общественного поведения и религиозных обрядов. Иранские властипризнают казни 2000-3000 диссидентов, хотя лидеры оппозиции утверждают, что этацифра близка к 30 000. Расстреливались также гомосексуалисты, торговцы наркотиками иневерные жены. На международной арене режим считает своим религиозным долгомосуществлять экспорт революции до тех пор, пока империя ислама не охватит территориюот Персидского залива до Средиземного моря и даже далее.Изменениявсекулярномпротестантская этикамире:Ориентация людей на сверхъестественное может препятствовать переменам в секулярноммире и модернизации. Однако религиозная вера и практика также могут способствоватьсоциально-экономическим изменениям.
Макс Вебер провел сравнительный анализнескольких религий мира с тем, чтобы выяснить, как религиозная этика – взгляды иценности, порожденные религиозным образом мыслей, могут повлиять на поведениелюдей. Он пришел к выводу, что в критические моменты жизни общества религия,являясь источником индивидуальной мотивации и определяя взаимоотношенияиндивидов и социума, может стать причиной крупных исторических преобразований.Хотя религиозная этика механически не определяет социальные действия, она можетпослужить толчком к формированию восприятия и определения людьми своихматериальных и духовных интересов.В книге “Протестантская этика и дух капитализма” Вебер делает предметом исследованияразвитие капитализма. Он прослеживает связь между возникновением протестантизма иформированием социальных структур капитализма в западном обществе.