Глава 7 (Учебник в PDF)
Описание файла
Файл "Глава 7" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕНЕРАВЕНСТВОВсе хорошее, что может предложить общество, прежде всего доходы, благосостояние,престиж и власть, распределяется неравномерно. Можно сказать, что социальнаястратификация – это институционализированное неравенство в распределениисоциальных благ и обязанностей. Ниже мы рассмотрим две дополнительные системыстратификации – расовую, этническую и тендерную. На протяжении многих вековпредставители небелой расы и национальных меньшинств (негры, выходцы из ЛатинскойАмерики и Азии, евреи) были обречены на принадлежность к подчиненным статусам, несоответствовавшим их индивидуальным способностям и талантам.
То же самое относитсяи к женщинам. Традиционно мужчины получали лучшие рабочие места, освобождались отрутинной и неблагодарной домашней работы, занимали высшие политические посты вгосударстве и пользовались правом инициативы в сексуальных отношениях. Расовоэтническая и тендерная стратификации свойственны в той или иной мере всем обществам– как традиционным, так и современным, и поэтому представляют собой важный предметсоциологического изучения.§ 7.1. РАСОВАЯ ИСТРАТИФИКАЦИЯЭТНИЧЕСКАЯРасы, этнические группы и меньшинстваОбщества во всем мире включают в себя людей с разным цветом кожи, говорящих наразных языках, исповедующих разные религии и следующих разным традициям.
Этифизические и культурные черты, четко выраженные в социальном плане, служатидентифицирующими признаками, определяющими групповую принадлежность. В своюочередь индивиды получают статусы в своей социальной структуре на базе своейпринадлежности к той или иной конкретной группе (см. гл. 2).Расы.
Люди в различных частях света различаются по определенным наследственнымпризнакам, включая цвет кожи, структуру волос, черты лица, телосложение и формуголовы. Конечно, общих черт, объединяющих всех людей, гораздо больше, и эти общиечерты значительно важнее, чем различия. Но все же мы сразу отличим, к примеру,норвежца от китайца и угандийца по их физическим параметрам. Это объясняется ихрасовой принадлежностью. Расы – это группы населения, различающиесянаследственными чертами.Хотя мы с готовностью признаем, что народы различаются по своим физическимкачествам, социологи сталкиваются с значительными затруднениями при идентификациирас и классификации людей в соответствии с расовыми различиями.
Человеческиесущества невозможно с легкостью подогнать под застывшие и засушенные “расовые”классификации, и ученые пока не могут прийти к общему мнению по поводу разделениянародов на расы. Однако люди сами придают различным чертам социальную значимость.В социальных дефинициях, даваемых индивидами, цвет кожи или какая-то другая чертапревращается в “показатель” или “признак” социального статуса.Этнические группы – группы, идентифицируемые в основном по культурному принципу– на базе языка, народных обычаев, одежды, жестов, особенностей поведения илирелигии.
В России примерами этнических групп являются евреи, якуты, буряты и т.д.Этнические группы часто обладают чувством “кровного родства” и в той или инойстепени многие из них считают себя нациями.Этническое многообразие представляет собой одну из форм социальной сложности,характерной для большинства современных обществ. Исторически такое многообразиеявляется наследием завоеваний, собравших различные народы под властьюдоминирующего этноса. Теоретически национальное государство и этническоемногообразие диаметрально противоположны, и во многих случаях национальнымигосударствами предпринимались попытки решения проблемы этнического многообразияпутем уничтожения или изгнания этнических групп.
Яркими примерами таких решенийявляются нацистская политика в отношении евреев во время Второй мировой войны,изгнание мусульман и евреев из Испании XV в. или депортация арабов из несколькихполучивших независимость африканских стран в 1960-1970-е гг.Более частые решения состоят в ассимиляции – вынужденной, направленной илидобровольной.Вынужденная ассимиляция осуществлялась английскими завоевателями в Уэльсе,Шотландии и Ирландии.
Направленная ассимиляция (аккультурация) в Таиланде иИндонезии, когда китайское население побуждали принять культуру и религиюколонизаторов. Вариантом такого процесса являлась более или менее добровольнаяассимиляция, достигнутая в США под лозунгом “американизации”. Она в основном быларезультатом необычайных экономических возможностей и социальной мобильности вСША и того факта, что для европейцев, в отличие от расовых меньшинств, получениеамериканского гражданства стало делом личного или семейного выбора, а не завоеванияили рабства.
Политика и общественное мнение также сыграли определенную роль впроцессе ассимиляции иностранцев в американской социальной системе.Меньшинства. Социологи выделяют пять основных свойств в качестве характеристикгрупп, являющихся меньшинствами:1. Меньшинство – это социальная группа, члены которой подвергаютсядискриминации, сегрегации, угнетению или преследованиям со стороныдругой социальной группы – доминирующей. Меньшинства являютсяисточником преимуществ доминирующей группы, поскольку угнетениеодной группы людей дает привилегии и высокий статус членам другойгруппы.2.
Меньшинство характеризуется физическими или культурными чертами,отличающими его от доминирующей группы. Эти черты обусловливаютвзаимосвязанность членов меньшинства и создание для них менееблагоприятных условий в рамках социальной структуры.3. Меньшинство – это группа, для которой характерно осознание собственнойцелостности.Егочленамприсущеощущениесоциальнойипсихологической близости с другими подобными им людьми.
Это сознаниеединства обостряется в результате притеснений, которым подвергаютсячлены меньшинства.4. В целом членство в социальной группе меньшинства не являетсядобровольным. Обычно индивид уже рождается с таким статусом.5. Члены меньшинства по выбору или по необходимости обычно вступают вбраки с членами собственной группы (эндогамия). Доминирующая группа,как правило, не одобряет браки своих членов с представителямименьшинств и обычно строго порицает “отступников”.
Меньшинство можетпоощрять внутригрупповые браки из соображений сохранения своегоуникального культурного наследия.Итак, можно определить меньшинство как группу населения с расовым или культурнымсамосознанием, с наследственным принципом членства и высоким процентомвнутригрупповых браков, подвергающуюся угнетению со стороны доминирующей группынационального государства.Предубеждения и дискриминацияПредубеждения и дискриминация так широко распространены в современной жизни, чтонередко полагают, что они “в природе человека”. Однако различные обществахарактеризуются очень разным уровнем предубеждений и дискриминации.
Например, вдревности у белых было благоприятное отношение к чернокожим, резко отличающееся отситуации, характерной для современной истории. Отношение к евреям в современныхстранах различно – от холокоста в нацистской Германии до равенства в США и другихзападных государствах.Предубеждение – неприязненное и враждебное отношение к членам группы только натом основании, что они принадлежат к этой группе и априори наделяютсяпредосудительными свойствами, приписываемыми этой группе.
Предубеждение – этосостояние сознания – чувство, мнение или склонность. Социолог Герберт Блумеротмечает, что для членов доминирующей группы, как правило, характерны следующиечетыре чувства: ощущение, что они превосходят по качествам членов меньшинства;чувство, что члены меньшинства по своей природе отличаются от них; ощущение, что учленов доминирующей группы есть законное право на получение привилегий, власти ипрестижа; страх и подозрение, что меньшинство “имеет виды” на преимуществадоминирующей группы. В этом смысле предубеждение часто бывает неразрывно связанос доминирующим положением, занимаемым группой.Некоторые социологи обнаруживают появление в последние годы новой формыпредубеждения против черных американцев у состоятельных белых, населяющихпригородные районы. Они дали этому феномену определение “символический расизм”.Эта форма расизма не похожа на расизм Старого Юга с его доктринами расовойнеполноценности и законной сегрегации.
Напротив, это совершенно новая форма расизма,в которой сплетаются три компонента. Во-первых, у многих белых возникло чувство, чточерные американцы стали слишком требовательными, слишком напористыми и злыми ичто они получают больше, чем им полагается по праву. Во-вторых, существуетубеждение, что черные “играют не по правилам”, которые определяются традиционнымиамериканскими добродетелями – упорным трудом, индивидуализмом и терпеливыможиданием вознаграждения.
В-третьих, многие белые создают для себя стереотипы,касающиеся благосостояния чернокожего населения, уличной преступности и системыквот. Такие взгляды приводят к тому, что белые начинают голосовать противполитических кандидатов, поддерживающих программы борьбы с бедностью, переезжатьв пригородные районы во избежание десегрегации школ и рассматривать расизм как“чью-то другую” проблему.Дискриминация. Если предубеждение – это мнение или предрассудок, то дискриминация– это необоснованный отказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства,которые по своим способностям и навыкам равны членам доминирующей группы.Предубеждение не обязательно совпадает с дискриминацией – прямая взаимозависимостьмежду взглядами и враждебными действиями не всегда неизбежна.