Глава 6 (Учебник в PDF), страница 9
Описание файла
Файл "Глава 6" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Для возникновения религиозных движений субъективноеощущение депривации является наиболее важным фактором.Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества испособности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку враспределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус вобществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основаниядля такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществемолодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников – выше, чем их коллег-женщин,талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных.Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет вматериальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот.
В целом образованныйчеловек стоит “выше” на социальной и экономической шкале, чем необразованный.Организмическая депривация связана с врожденными или приобретеннымииндивидуальными недостатками человека – физическими уродствами, инвалидностью,слабоумием и т.д.Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим принесовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп.
Такого родаконфликты могут возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущатьвнутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие латентныхнегативных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-занесоответствия реальности идеалам и т.д. Часто ценностный конфликт возникаетвследствие наличия противоречий в социальной организации.
Известны такого родаконфликты между обществом и интеллектуалами, которые выработали свои критериисовершенства в искусстве, литературе и других областях творчества, не разделяемыеширокой публикой. Многие религиозные реформаторы (например, Лютер), а также иполитические деятели радикально-революционного направления (Маркс), видимо,испытывали ощущение депривации, вызванное этическим конфликтом с обществом –невозможностью вести образ жизни, соответствующий собственной системе ценностей.Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группыценностного вакуума – отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которойони могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием острого и неразрешенного в течение долгого времени состояния социальной депривации, когдачеловек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состоянияутрачивает приверженность ценностям не признающего его общества.
Обычной реакциейна психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и целисуществования. Личность, испытывающая состояние психической депривации, какправило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям. Впротивоположность этой категории лица, переживающие этическую депривацию,демонстрируют глубокую приверженность к привычным для себя ценностям.Психическая депривация проявляется прежде всего в чувстве отчаяния, отчуждения, всостоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной,экономической или организмической). Она зачастуюнаправленные на устранение объективных форм депривации.выливаетсявдействия,Субъективноеощущениедепривацииявляетсянеобходимойпредпосылкойвозникновения какого бы то ни было организованного социального движения.
Однакосама по себе депривация составляет лишь необходимое, но вовсе не достаточное условиеэтого. Для того чтобы сформировалось движение протеста, состояние депривации должноразделяться многими людьми; существующие в обществе институты должны бытьнеспособны его разрешить; наконец, должен появиться лидер с привлекательной для массновой идеей.§ 6.5.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬФормы социальной мобильностиВ системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня(слоя) на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью. Социальноенеравенство предполагает различия в распределении благ и ответственности, а социальнаястратификация – структурированную систему неравенства, социальная мобильностьпроявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальноймобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяютразделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элитаможет монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянииконтролировать естественное распределение талантов и способностей.
Поэтому высшиеслои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.Выделяют множество форм социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную,межпоколенную и внутрипоколенную и т.д. Вертикальная мобильность – изменениеположения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социальногостатуса. Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящеймобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будетпоказателем нисходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу слесаря,такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.Горизонтальная мобильность – изменение социального положения, которое неприводит к повышению или понижению социального статуса.Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределаходного поколения.Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяетсясравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьерытех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте).Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство,российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовойиерархии в каждом поколении.Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагаетсравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени.Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своейжизни меняли род занятий.
Однако мобильность у большинства носила ограниченныйхарактер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое –исключением.Причины и следствия социальной мобильности. Во время революции изменяется всяклассовая система общества в целом. Однако после его радикальной реорганизациидальнейшая социальная мобильность может оказаться минимальной.На социальную мобильность могут также оказывать воздействие более медленные именее заметные изменения, например перемещение индивидов или групп из бедныхаграрных регионов в более богатые, городские. В масштабе истории человечества важнымфактором вертикальной мобильности служила международная миграция, напримермиграция в XIX в. представителей рабочего класса и крестьянства из Европы вСоединенные Штаты; западноевропейская колониальная экспансия, принесшая выгодунекоторым слоям населения и порабощение другим.Социальные последствия мобильности, особенно вертикальной, трудно поддаютсяизмерениям.
Одни ученые придерживаются мнения, что крупномасштабная мобильность,направленная как вверх, так и вниз, приводит к разрушению классовой структуры иделает общество более однородным. Другие заявляют, что индивиды, пытающиесяповысить или сохранить свое существующее положение, на самом деле укрепляютклассовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовыхразличий. Третьи выдвигают предположение, что классовые различия можно ослабить, ноне за счет индивидуальной мобильности, а путем достижения социального иэкономического равенства всех членов общества.Положительным следствием мобильности можно считать более полное раскрытиеиндивидуальных дарований.
Этому способствует сложившаяся система образования всовременных индустриальных странах. Но высокий уровень вертикальной мобильностиприводит к индивидуальной и общественной аномии. В период аномии индивид чувствуетсебя изолированным от общества и испытывает беспокойство; в контексте же всегообщества наблюдается ослабление или исчезновение общепринятых убеждений истандартов поведения.
Многие ученые убеждены, что классовая система западныхиндустриальных обществ претерпела коренные изменения благодаря созданию в годыпосле завершения Второй мировой войны эффективной системы социальногообеспечения. Другим результатом стала повышенная социальная мобильность благодаряросту уровня жизни. Считается, что повышенная мобильность свела классовые различия кминимуму, так что современные западные страны развиваются в направленииотносительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Но другие аналитикиутверждают, что в настоящее время формируется новый высший класс, новая верхушка,состоящая из организаторов производства и менеджеров как государственного, так ичастного секторов экономики.Социальнаямобильностьиндустриальных обществахвНовые вакансии в вертикальной мобильности открывает индустриализация.