Глава 5 (Учебник в PDF), страница 4
Описание файла
Файл "Глава 5" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения.Работая окружным мировым судьей и директором отдела криминальной статистики, онубедился, что повторение в человеческом поведении играет значимую роль. Тардутверждал, что преступники, как и “порядочные” люди, имитируют поведение техиндивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали.Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников.В 1920-1930-е гг., социологи Чикагского университета, пытаясь объяснить высокийуровень преступности в ряде районов Чикаго, провели ряд исследований, в результатекоторых обнаружили, что в отдельных кварталах города уровни преступности оставалисьстабильными в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составенаселения.
Ученые сделали вывод, что криминальное поведение может передаваться отодного поколения к другому, т.е. молодежь, живущая в зонах высокой преступности,усваивает преступные модели поведения. Более того, когда в эти районы въезжаютпредставители других этнических групп, их детям девиантные модели поведенияпередаются от местной молодежи.Иначе говоря, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются изаводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения ужеукоренились.Эдвин Г.
Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теориюдифференциальной ассоциации, которая базируется на идеях символическогоинтеракционизма и подчеркивает роль социального взаимодействия в процессеформирования взглядов и поступков людей.
Согласно Сазерленду, индивиды становятсяправонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, следующемудевиантным идеям, мотивировкам и методам. Такие индивиды могут научитьсяупотреблять и доставать запрещенные наркотические средства или воровать, а потомсбывать краденое. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогеннымокружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем вышевероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессезадействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается наоснове не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именнои от кого учатся индивиды.Теория дифференциальной ассоциации подтверждает правильность старинной поговорки:“Из хороших компаний выходят хорошие парни, а из дурных – плохие”.
Когда родителипереезжают на новое место, “чтобы увезти Майка от его дружков-хулиганов”, они, неосознавая того, используют принцип дифференциальной ассоциации. Этому же принципуследуют охранники в тюрьме, старающиеся ограничить общение заключенных, закоторыми они надзирают. Согласно этому же принципу, тюремное заключение можетпривести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей водну камеру с закоренелыми преступниками.Использование теории культурного переноса. В плюралистических обществах, гдесосуществует множество субкультур, у различных групп населения могут быть различныевзгляды и мотивировки поведения.
Социолог Вальтер Б. Миллер, основываясь на этомпринципе, провел исследование девиантного поведения в среде молодежи из низшихсоциальных слоев. Он определял их поведение как адаптацию к культурным образцам,приобретенным такими людьми в процессе их социализации в гетто и внутригородскойсреде. Культура низших слоев, по Миллеру, придает огромное значение ряду таких“первостепенных”принципов,какнарушениеобщественногоспокойствия(приветствуются стычки с полицейскими, школьным начальством, социальнымиработниками и прочими официальными представителями власти); доказательство своей“крутизны” (наличие физической силы и умение побеждать в драке); наглость(способность перехитрить, надуть, оставить в дураках других людей); азарт (поиск острыхощущений, стремление к риску, игра с опасностью); судьба (вера в то, что большинствоважнейших событий в жизни не поддается контролю, что миром правят случай и судьба);автономия (желание освободиться от внешнего контроля и принуждения).
Хотя все этипринципы не являются внутренне или обязательно преступными, следование им создаетситуации, в которых высока вероятность использования моделей поведения, носящихпротивозаконный характер. Так, желание выглядеть “крутым” влечет за собой словесныеоскорбления других и физическое насилие над ними, а стремление к острым ощущениемможет привести индивида, например, к угону автомобиля.Оценка теории культурного переноса.
Итак, теория культурного переноса показывает,что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессамисоциализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяет понять, почемуколичество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от обществак обществу. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантногоповедения, особенно тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ниспособы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами этого могут служить злостныенарушители финансовых соглашений; наивные изготовители фальшивых чеков; люди,случайно нарушившие закон; непрофессиональные магазинные воришки; люди,совершающие преступления “на почве любви”.
Индивиды могут попадать в одни и те жеситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами.Теория конфликтаСторонники теории культурного переноса подчеркивают, что для индивидов,принадлежащих к различным субкультурам, характерны несколько различающиесямодели поведения, поскольку процесс их социализации базируется на различныхтрадициях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаютсяответить на вопрос: “Какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законахобщества и заставить членов общества подчиняться этим законам?” Посколькуинституциональный порядок вызывает столкновение интересов основных групп –классов, полов, расовых и этнических групп, организаций бизнеса, профсоюзов и т.п.,возникает еще один вопрос: “Кто получает львиную долю преимуществ от конкретнойсоциальной системы?” Или другими словами: “Почему структура общества даетпреимущества одним социальным группам, а другие группы остаются в невыгодномположении и даже клеймятся как преступающие закон?”Хотя в последние десятилетия появилось множество новых направленийконфликтологического подхода к проблеме девиации, его происхождение восходит кмарксистской традиции (см.
гл. 1). Согласно ортодоксальной марксистской теории,правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этомухитряется избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвыкапиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершатьпоступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантногоповедения – алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальнаяраспущенность и проституция – являются продуктами моральной деградации, основаннойна беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителейэтнических меньшинств. Психологические и эмоциональные проблемы объясняютсяотчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себесредства к жизни, т.е.
от самого базиса своего существования.Класс, государство и преступление. Современный марксистский подход к проблемедевиации сформулировал американский социолог Ричард Квинни. Согласно Квинни,правовая система США отражает интересы и идеологию правящего капиталистическогокласса. Закон объявляет нелегальными некоторые поступки, оскорбляющие моральвластей предержащих и представляющие угрозу для их привилегий и собственности:“Закон есть инструмент правящего класса. Криминальное право, в частности, естьсредство, созданное и используемое правящим классом для сохранения существующегопорядка.
В Соединенных Штатах государство – и его правовая система – существуют длязащиты и поддержания капиталистических интересов правящего класса”.Для того чтобы “понимать природу преступления, необходимо понимать развитиеполитической экономии в капиталистическом обществе”. Но если государство служитинтересам капиталистического класса, то и преступление в конечном итоге представляетсобой классово-обусловленный политический акт, заложенный в структурукапиталистической социальной системы.Капитализм в попытке выстоять во внутренних конфликтах, подтачивающих его основы,совершает преступления власти.
“Одно из противоречий капитализма состоит в том, чтонекоторые из его законов должны нарушаться для обеспечения безопасностисуществующей системы”. Здесь в первую очередь следует назвать преступления,совершаемые корпорациями,– от установления фиксированных цен до загрязненияокружающей среды. В противоположность таким преступлениям многие криминальныепроступки обычных людей или нарушения прав собственности – карманные кражи, кражисо взломом, грабежи, торговля наркотиками и т.п.– “совершаются из необходимостивыжить” в условиях капиталистической социальной системы. Преступления противличности – убийства, оскорбления действием, изнасилования “совершаются людьми, ужеожесточенными условиями жизни в капиталистическом обществе”.
Есть еще видпреступлений, которые Квинни определяет как акт сопротивления власти: когда рабочиесаботируют, не выполняют свои обязанности, протестуя таким образом против своихработодателей. В целом, по Квинни, преступление присуще капиталистической системе.Когда общество создает социальные проблемы и не может справиться с нимиестественным образом, оно придумывает и вводит политику контроля за населением.Следовательно, преступление и уголовное правосудие составляют неотъемлемую частьболее крупных проблем исторического развития капитализма.Использование теории конфликта.