Ответы на вопросы (2009), страница 8
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на вопросы (2009)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина. Центральные идеи.Самое значительное из сочинений Бакунина было издано в 1874 году отдельной книгой,которая называлась «Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональномобществе рабочих» В этой книге Бакунин утверждал, что в современном мире есть два главных,борющихся между собою течения: государственное, реакционное и социал-революционное. Кпервому он причисляет всех защитников государственности, все равно, будь то приверженцысамодержавия, конституционной монархии, буржуазно-демократической республики или дажесоциал-демократы-марксисты. Самым сильным и грозным организатором современногогосударства он считает Бисмарка, а в число его пособников зачисляет и Маркса, с егопоследователями.
Бакунин утверждал в своей работе, что самая способная к развитиюгосударственности раса — немцы, которых он считает почти поголовно пангерманистами. Онпытался доказать, что борьба с пангерманизмом является главной задачей для всех народностейславянского и романского племени, но успешно бороться с пангерманизмом невозможно путемсоздания политических противовесов ему в виде какого-нибудь великого всеславянскогогосударства и т.
п., так как на этом пути немцы, благодаря их государственным талантам и ихприродной способности к политической дисциплине, всегда возьмут верх. Для доказательства ииллюстрации этого положения он делает обзор всех событий новейшей европейской истории иподвергает довольно тонкому, хотя и одностороннему анализу все политические отношениясовременной ему Европы. Единственной силой, способной бороться с поработительнымитенденциями пангерманизма, Бакунин считал социальную революцию, главной задачей которой онпризнает разрушение исторических централизованных государств, с заменой их свободной, непризнающей писаного закона, федерацией общин, организованных по коммунистическомупринципуПо мнению П. А. Кропоткина, анархизм происходит из того же революционногопротеста, того же людского недовольства, что и социализм; и результатом революции онвидит установление «безгосударственного коммунизма», новый общественный стройвиделся ему как вольный федеративный союз самоуправляющихся единиц (общин,территорий, городов), основанный на принципе добровольности и «безначалья».Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределениересурсов и вообще коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, кчеловеческим взаимоотношениям.
Коллектив представлял бы собой группузаинтересованных в своей деятельности людей, которые понимали бы, зачем и для когоони все это делают, чего было бы достаточно для их добровольной деятельности.П. А. Кропоткин пытался подвести под анархизм какую-либо научную основу иаргументировано показать его необходимость, для него анархизм представлялсяфилософией человеческого общества. Метод познания П. А. Кропоткина основан наедином для всех законе, законе солидарности и взаимной помощи и поддержки.По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительствои государство, ведь последнее включает в себе не только существование власти надопределённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни водном центре.
Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновениеновых отношений как между различными группами населениями, так и отдельнымичленами общества.15. Данилевский Н.Я. и его учение о культурно-исторических типах.Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура(наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-историческиетипы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.Видя в человечестве только отвлеченное понятие, лишенное всякого действительногозначения, и вместе с тем оспаривая общепринятые деления: географическое (по частям света), иисторическое (древняя, средняя и новая история), Д., так же как и немецкий историк Генрих Рюккерт,выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных«естественных групп», которые он, как и названный иностранный автор, обозначает термином«культурно-исторические типы».
Всякое племя или семейство народов, характеризуемоеотдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродствоих ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытныйкульт.-ист. тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитиюи вышло уже из младенчества. Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевскийнасчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский [?, он же халдейский (?), илидревнесемитический], индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический,или аравийский, и германо-романский, или европейский.
Россия с славянством образуют новый,имеющий в скором времени проявиться культ.-ист. тип, совершенно отличный и отдельный отЕвропы. К этим несомненным, по Д., естественным группам он причисляет ещё два сомнительныхтипа (американский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершитьсвоего развития».Что касается до новой Америки, то её значение ещё не выяснилось для Д., и он колеблется,признать ли её или нет за особый вырабатывающийся культ.-ист. тип. — Начала цивилизацииодного культ.-ист. типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает её для себяпри большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современныхцивилизаций. Такое влияние Д.
допускает лишь в смысле «почвенного удобрения», всякое жеобразовательное и определяющее воздействие чуждых духовных начал он отрицает безусловно.Все культ.-ист. типы одинаково самобытны и из себя самих почерпают содержание своейисторической жизни, но не все осуществляют это содержание с одинаковою полнотою имногосторонностью.Данилевский, как и Рюккерт (хотя в несколько ином распределении), признает четыре общихразряда культ.-ист.
деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука,искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая.Некоторые из исторических типов сосредоточивали свои силы на одной из этих сфер деятельности(так евреи — на религии, греки — на культуре в тесном смысле), другие — проявляли себя сразу вдвух или трёх направлениях; но только России и славянству, по верованию Д., дано равномерноразвить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную «четырёхосновную»культуру.16.
Общество как система.Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системномподходе. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов,находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зренияобщество есть совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностьюпо достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности междулюдьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые иесть структура общества. Общество как система обладает важной характеристикой целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойствотдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но обществопостоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие вструктуре общества таких особо устойчивых отношений, которые обладают значительнойсамостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, котораянаходится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обменавеществом, энергией и информацией.
Общество обладает более высокой степеньюорганизации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, онодолжно постоянно удовлетворять свои потребности (материальных, социальных,духовных) . Степень удовлетворения этих потребностей - наглядное доказательствоэффективного функционирования общества как системы. Если минимальногоудовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет распад и гибель.Таким образом, общество как функционирующая система имеет стремится к достижениюопределенной цели, состоящей из множества подцелей.
Общество может вообще незадумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ееналичие. Но своими действиями доказывать, что в том или ином виде она есть.Стабильность, единство и целостность общества как системы обеспечиваются адекватнымфункционированием его сфер (экономическая, социальная, политическая, духовная) исистем.17.
Гражданское обществоГражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитическихотношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных,национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободныхграждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденныхсоответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентациидеятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII —началу XIX веков.
Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудахпредставителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия междугосударством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразиесоциальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет вовзаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель). Вфилософии и социологии марксизма, а также в большинстве современныхполитологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритетгражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматриваетсяодно из важнейших условий социального прогресса.Гражданское общество (в рамках системно-управленческого подхода) рассматривается каксубъект формулирования объёмов гражданских прав и свобод, необходимых длявоспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальнойответственности бизнеса.