Ответы на вопросы (2009), страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на вопросы (2009)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Управление в таком обществедолжно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным(священники позитивной церкви).Четыре силы в социократии:••••носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты,землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития,осуществляет финансовое и экономическое управление.священники-позитивисты; в их ведении — образование, воспитание, исправлениепреступников.рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства.Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственноесовершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах,должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права толькоподрывают спокойствие общества.3.
Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса ГербертаСпенсера.Эволюционизм — система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающаявсеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие.Основной принцип — развитие сложных организмов из предшествующих более простых стечением времени — предполагает описание динамики происходящих во времениизменений и определение ведущих к этому причин.ЭволюционKизм (эволюционная школа) — направление в социальной антропологии,этнологии и этнографии, культурологии, сторонники которого предполагалисуществование универсального закона общественного развития, заключающегося вэволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д.Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождествеисторических путей разных народов.
А историю эволюционисты рассматривали каксумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.Герберт Спенсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903,Брайтон) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма,идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основательорганической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взглядыявляются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённоевлияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К.Бэр, Смит и Мальтус.Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (FirstPrinciples, 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать опоследней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования,а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметьвозможность поклоняться этой «вещи в себе».
Во второй части труда излагаетсякосмическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считаетуниверсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим.Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальнуюфилософию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализмаясно изложен в «Принципах этики»:«Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равнуюсвободу любого другого человека».Концепция социальных институтовСоциальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальноесущество, способное к совместным действиям.•••Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания.Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведениелюдей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.
д.Политические — появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов насферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовойструктуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребностьобороны или завоевания больше всего сплачивают общество).••Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.Профессиональные и промышленные институты — возникают на основеразделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) —консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные —поддерживают производственную структуру общества.
Значение общественногопроизводства, возрастает по мере перехода от военизированных обществ киндустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, апрямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.ОбществоОбщество — агрегат (совокупность) индивидов, характеризующийся определённымсходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт иувеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.Общество состоит из 3-х относительно автономных частей: поддерживающей(производство необходимых продуктов), дистрибутивной (разделение благ на основеразделения труда) и регулятивной (организация частей на основе их подчинения целому).Типы обществВоенный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощениепобежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается впромышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивноеповиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиямокружающей среды.
Правительственное вмешательство не только не приносит никакойпользы, но даже прямо вредно.Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный вобласти интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо длявсего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровеньобщества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшимиинтеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.Социальная эволюцияТри формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба засуществование», «выживание сильнейшего».Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие вобществе.
Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а«неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигатьвсё более высоких уровней исторического развития.Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно статьчастным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы».Социализм и коммунизм – невозможны. Людям характерны любовь к власти, честолюбие,несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества спомощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственныхнизшему (т.е. военному) типу общества - пятятся назад, желая идти вперед».Личные праваПеречень индивидуальных прав по Спенсеру:•••••безопасность личности,свободное передвижение,свободы совести,речи,печати и др.Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно,каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других».Политические права — нужны для того, чтобы защищать личные права.
«Политическиеправа должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не моглиугнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был противпредоставления политических прав женщинам.Работы Спенсера•••••••••«Система синтетической философии» (1862-96) — Основное сочинение.«Человек и государство» (The Man versus the State, 1884)«Философия и религия.
Природа и реальность религии» (Philosophy and Religion.The Nature and Reality of Religion, 1885)«Надлежащие границы государственной власти» (The Proper Sphere of Government,1843)«Образование умственное, моральное и физическое» (Education: Intellectual, Moral,Physical, 1861)«Факты и комментарии» (Facts and Comments, 1902)«Эссе: научные, политические и философские» (Essays: Scientific, Political, andSpeculative, 3 vol., 1891)«Данные этики» (The Data of Ethics, 1879)«Справедливость» (Justice, 1891)4.
Теория психологии народов и поведения толпы /масс, элиты/. Лебон, Тард,Михайловский.Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвейпсихологии, считающая своим предметом особенности психического склада различныхрас и народов; самый крупный раздел т.
н. социальной психологии. Термин «Э. п.»(Völkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами илингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие Э. п. исформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя сгербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальнымсознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала«Психология народов и языкознание» («Zeitschrift fur Völkerpsychologie undSprachwissenschaft»), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п.получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума,воли, чувств, характера, темперамента и т.
п. Согласно такому пониманию, все явлениясоциальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа».В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса ивыдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач Э. п.ГюстаKв ЛебоKн (Ле Бон, Гюстав), (фр. Le Bon Gustave; 1841—1931) — знаменитыйфранцузский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основательсоциальной психологии.Философские идеи ЛебонаЛебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» исвязать с этим общий упадок культуры.
Он полагал, что в силу волевой неразвитости инизкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательныеинстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходитснижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность,исчезает личность как таковая.Основные работы••«Психология народов и масс» (1895)«Цивилизация арабов» (1899)В этой работе он сделал акцент на огромном влиянии мусульманской цивилизации,которое, по его мнению, способствовало окультуриванию варварских народов,разрушивших Римскую империю и открыло для Европы мир научного и философскогознания, мир литературы, с которыми та не была знакома. Вкратце говоря, по мнению ЛеБона именно мусульмане снова дали Европе цивилизацию!. [1]••«Психология социализма» (1908)«Эволюция материи» (1912)ЦитатыЦитируется по книге «Психология народов и масс» [http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt ]•Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайненевежественные относительно первобытной истории человека, разнообразия егодушевного строя и законов наследственности бросили в мир идею равенства людейи рас.•Нет ни одного психолога, ни одного сколько-нибудь просвещенногогосударственного человека, и в особенности — ни одного путешественника,который бы не знал, на сколько ложно химерическое понятие о равенстве людейЖан ГабриеKль Тард (фр.