Ответы на вопросы (2009), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на вопросы (2009)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямоевзаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии,произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом всоциологии понимается любой фиксированый носитель информации.
Разновидностьюданного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации вколичественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка[5].2. Теория позитивизма Огюста Конта.Сам термин социология был введен в научный оборот французскимфилософом О. Контом для обозначения науки, которую онпервоначально назвал социальной физикой и предметом которой былорассмотрение законов функционирования и развития общества. С этойточки зрения социология должна изучать общество как целостныйсоциальный организм, а также взаимодействие его основных частей,социальных институтов, социальных процессов при помощи особыхметодов.специфика социологии может быть определена следующим образом: этонаука о становлении и функционировании социальных общностей, социальныхорганизаций и социальных процессов; это наука о социальных отношениях имеханизмах взаимосвязи между социальными общностями, личностями; это наука озакономерностях социальных действий и массового поведения.Такое понимание предмета отражает особенности в подходах при рассмотрении этоговопроса на протяжении всей истории социологии.Основатель социологии О.
Конт обращал внимание на две особенности данной науки:1)применение научных методов к изучению общества;2) практическое использование социологии в функционировании общества.ПозитивиKзм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление вметодологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительногознания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценностьфилософского исследования.Основные положения позитивизмаПозитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод.Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достовернымзнанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка»,опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основномпосредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским ипозитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, чтонам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene).
Тем самым устанавливаетсяграница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропониманияхарактерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[1].Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины,которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поискнаучного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудковдостоверные основания знания.Исидор МариK ОгюKст ФрансуаK Ксавье КоKнт (фр.
Isidore Marie Auguste François XavierComte; 19 января, 1798 — 5 сентября, 1857) — французский философ и социолог.Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивнойполитики» (1851—1854).Идейной основой социологической концепции О. Конта (1798-1857) явился закон «трехстадий», согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит три этапа: 1.теологический, когда в обществе господствуютрелигиозныепредставления;2.метафизический, предполагающий ведущую роль философии в духовной жизни и 3.позитивный.
На третьем этапе ведущую роль в жизни общества начинают играть научные знания,служащие основой политики.О. Конт полагал, что социология должна быть отделена от философии и от любой другой наукиспекулятивного плана, т.е. не базирующейся на опытном знании. Значительное внимание О.Конт уделял методам социологического исследования и пытался их систематизировать.
Онвыделял: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторически-генетический метод.Заметный след в истории общественной мысли оставила идея О. Конта о необходимостиразграничения социальной динамики и социальной статики. Первая - изучает законыобщественного развития в тесном сотрудничестве с историческими дисциплинами. Вторая исследует социальную структуру общества, механизмы его интеграции и стабилизации (социальныйконсенсус).Учение Конта (здесь более подробно)Создать посредством правильного обобщения фактов («объективный метод») из частныхнаук одну положительную философию, а затем, через применение «субъективногометода», превратить её в положительную религиюСовременное Конту образованное человечество находилось, на его взгляд, в критическомсостоянии умственной анархии и дезорганизации, после того как теологические иметафизические попытки духовного объединения потерпели бесповоротное крушение.
Изтакого бедственного состояния человечество не могло быть выведено отдельныминауками; каждая из них, имея свой специальный предмет, не могла браться за общуюзадачу духовной реорганизации. Разрешить с успехом эту задачу была бы в состояниитолько такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии иметафизики соединяла бы достоверность точной науки.Конт разрабатывал идею 3-х стадий интеллектуальной эволюции человечества. Изучиввесь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий великий закон,согласно которому, каждое из наших главных познаний проходит последовательно через3-и различных теоретических стадии:•Теологическая [с древности до 1300 г.] (фиктивная, состояние вымысла) —необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явленияобъясняются на основе религиозных представлений; имеет место господствосверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляетсяаномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной отрелигиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнутадухом насилия, завоеваний.•Метафизическая [1300-1800 гг.] (абстрактная, состояние отвлечённое) —теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивныепонятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» — «идеи»Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «правачеловека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля,«материя» материалистов и т.
д. Также на этой стадии возникают и получаютширокое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии,индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитиемпромышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционныхверований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение иРеволюцию.•Научная [XIX в.] (положительная, состояние позитивное) — на этой стадииглавенствует научное познание, возникает социология и начинают изучатьсязаконы функционирования социальных систем; на основе позитивной философиипо-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается отобъяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, истремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений ирассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; изобщества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходятсоциократы.Он делит социологию на:социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия егостабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основныеобщественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми(«естественными») условиями существования любого общественного строя; институты иусловия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы дляобществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что онисследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической,культурной); изучает законы порядка.социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся навере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерногопрохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законыпрогресса, смены эволюционных стадий.Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходекоторого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов ипролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть.