Ответы на вопросы (2009), страница 11
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на вопросы (2009)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Массовая культура. Молодежная культура. (ВАРИАНТ 1)Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новыхкультурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массоваякультура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства имассового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает"коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична,поскольку адресована и доступна всем людям.Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная культура.
Онаориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном счете элитарная культурапризвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структурыобщества. Известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогдавозникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшуючасть общества, и о «массе» — количественно основной части населения.
Соответственностановится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре«массы» — «массовой культуре».Молодежная проблематика актуализировалась в науке в середине 50-х годов XX века.Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами,опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежнойкультуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связис конституированием так называемой "техногенной цивилизации". Если ранее культура неделилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста всепели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы ит.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностныхориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, чтофизиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастаниемдлительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостьюувеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующуютребованиям эпохи.Молодежная субкультура — частичная, относительно когерентная система внутри общейсистемы культуры.
Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролеймолодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе.В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию какинстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизнипорождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачамнового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается отсемьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждогообщества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремитсяпримкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группыобеспечивают молодому человеку определенный социальный статус.
Платой за это,зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностями интересам группы.Молодежная контркультура требует сознательного отказа от системы традиционныхценностей и замены их контрценностями — свободой самовыражения, личнойпричастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных ирегламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием кспонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способамобщения. Ее основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешнихусловностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемаяконтркулътурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запретуи моральному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмыценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.25.
Социология культуры. Функции культуры. (ВАРИАНТ 2)При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественнойжизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:1) групповой характер общественной жизни;2)поведениелюдейвгруппах,котороерегулируется,направляетсяи упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибосоциальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так исистему ее ценностно-нормативных регуляторов.Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумяпопулярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).1)социумикультураявляютсядвумявзаимосвязаннымиподсистемами общественной жизни;2)особенностьсоциальнойсистемывыражаетформусоциальныхотношениймеждулюдьми,котораяпредставленаразличнымисоциальнымигруппами и отношениями внутри и между группами.Подкультуройпредлагалосьпониматьсодержательныеаспектычеловеческойдеятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т.
д.Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, чтокультура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп,функционирования и 'развития общества в целом.Культура и нормативная регуляция поведенияНормативный уровень культуры находится в центре внимания социологов, так какименно он обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы.В самом общем виде этот уровень представлен двумя основными формами регулированиясоциальных действий людей:институциональный;неинституциональный.К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобреныобществом и его институтами. Эти нормы имеют важное значение для общества, и их выполнениестрого контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системымер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными, позднеев том случае, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения.Каждое общество стремится воспитать в людях и поощряет в первую очередь поведение,соответствующее принятым нормам и правилам.
Такой тип поведения принято называтьконформистским.К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения,которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральныезаповеди, традиции, нравы, привычки.Понятие "социальная норма" включает в себя три основных признака:1)набор правил поведения в данной ситуации;2)эталонныйобразецповедения,предписываемыйиндивидуилигруппе применительно к данной ситуации;3)экспектацииосновумеханизмадействиянормобразуют,т.е.ожиданиесостороныокружающихотносительнонормативногоповедениячеловека.Сферы действия неинституциональных норм поведения в современном обществевесьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум областям:1)обычаямипривычкам,включаятакуюважнуюихразновидность,как мода;2) общественным нравам или, «общественной морали».Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды.
Мода выступаеткак норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодическизаменяется новым. Ее влияние в современном мире не ограничивается стилем одежды, прически,домашнего убранства, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни- искусство, литературу, техническое производство и т.д.Социальные нормы могут варьироваться как по масштабу их применимости, так и похарактеру воздействия на личность.
Различают нормы универсальные, применимые ко всемчленам общества без ограничения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельныхгрупп.Универсальные нормы опираются на предписания и требования, непосредственносвязанные с общеразделяемой системой ценностей, и часто имеют правовою, законодательнуюбазу.К специальным нормам относятся нормы поведения определенных социальных ипрофессиональных групп (молодежи, врачей, учителей и т.д.).(тутможнодолгорассуждать,http://www.nuru.ru/socio/index.htm, прим. составителя)читайте,например,на26.
Массовая культура. Молодежная культура (Вариант 2)Массовая культура, поп-культура, масскультура — культура, популярная ипреобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включатьв себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовойинформации, и т. п.
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневнымипроисшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизньбольшинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потреблениебольшими массами населения, что предполагает стандартизированность формы исодержания, а также на коммерческий успех.[1]Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличииструктуры общества. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход кструктуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о«творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о«массе» — количественно основной части населения. Соответственно становитсявозможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» —«массовой культуре».В этот период происходит разделение культуры,детерминированное формированием новых значительных социальных слоев, получающихдоступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите.
Получаявозможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновьвозникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делаютзначимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляютинтерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешениеВ начале XX в. массовое общество и сопряженная с ним массовая культура сталипредметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов ХосеОртеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»),Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомысовременности»), Питирима Сорокина ("Человек. Цивилизация.