Диссертация (Прогрессивное развитие института международно-правовой защиты культурных ценностей), страница 29
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Прогрессивное развитие института международно-правовой защиты культурных ценностей". PDF-файл из архива "Прогрессивное развитие института международно-правовой защиты культурных ценностей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 29 страницы из PDF
URL:http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/armed-conflict-and-heritage/convention-and-protocols/states-parties (датаобращения: 22.03.2017).2431122.4. Акты «мягкого права» по возвращению или реституции культурныхценностейНесмотря на необязательный характер, инструменты «мягкого права» являютсяважным источником для предотвращения грабежей культурных ценностей, а также ихвозвращения и реституции. Необходимо также различать акты «мягкого права», которыеприменяются к разграбленным культурным ценностям в целом, и те, которыесосредоточены на регулировании конкретных вопросов, в частности реституциикультурных ценностей, разграбленных во время Второй мировой войны.К первой категории таких актов «мягкого права» относятся, например, актыМеждународного совета музеев и Американской Ассоциации директоров музеев,касающиеся возвращения и реституции культурных ценностей.Ещё с глубокой древности музеи существуют как постоянно действующиеучреждения, в которых находятся культурные ценности различного рода (например, вАлександрии и Риме).
Именно благодаря созданию музеев и их деятельности вдальнейшие исторические периоды достоянием человечества стало не только греческоеискусство, но и памятники других древних цивилизаций. Таким образом, именно музеииграют решающую роль в сохранении мирового культурного наследия и егодемонстрации 246. Правовой статус музеев следует определять исходя из их двухкатегорий: государственные и частные.Международный совет музеев, ИКОМ (на английском языке International CouncilofMuseums,сокращённоICOM)—неправительственнаяпрофессиональнаямеждународная организация, созданная в 1946 году. В состав ИКОМ входят 31международный комитет и 17000 участников по всему миру. Активное участие в работеИКОМ принимает Российский комитет ИКОМ. ИКОМ имеет в ЮНЕСКО и приЭКОСОС высший консультативный статус категории «А».СредиколлективныхчленовИКОМкрупнейшиемузеимира–Лувр,Метрополитен, Британский музей и другие, в России – Эрмитаж, Третьяковская галерея,Государственный музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина и другие.См.: Хадсон К. Музейное дело Влиятельные музеи. Пер. с англ.- Новосибирск: "Сибирский хронограф", 2001. –196 с.246113ИКОМ — это международная организация музеев и музейных специалистов,которые занимаются хранением, развитием и взаимодействием общества и мировогоприродного и культурного наследия, настоящего и будущего, материального инематериального наследия. Партнёрами ИКОМ также являются такие влиятельныемеждународные организации как ИНТЕРПОЛ, Всемирная таможенная организация,Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), УНП ООН и другиемеждународные правительственные и неправительственные организации и ассоциации.ИКОМфинансируется,преждевсего,засчётвзносовчленовкомитетаиподдерживается ЮНЕСКО, Фондом ИКОМ и отдельными национальными комитетами(в том числе и российским).
ИКОМ предваряет в жизнь часть программы ЮНЕСКО длямузеев.Особое внимание ИКОМ уделяет, в том числе, и возвращению и реституциикультурных ценностей в страну происхождения. Поскольку проблема реституции, какправило, решается на основе двусторонних соглашений, ИКОМ оказывает помощь взаключении таких соглашений. Создан комитет ИКОМ, который изучает различныепроблемы, связанные с реституцией(сохранение и идентификация объектов,составление списков и так далее).Согласно Кодексу профессиональной этики ИКОМ (Кодекс), принятому вБарселоне 4 ноября 1986 г. (дополнен 6 июля 2001 г., пересмотрен в 2004 г.), музеидолжны обеспечить ещё до приобретения того или иного объекта, что он не былполучен незаконным путём.
С этой целью, музеи должны провести исследованиепроисхождения и установить полную историю объекта 247. Данное положениеприменяется ко всем новым приобретениям, и касаются разграбленных во время войныпредметов искусств, а также незаконно вывезенных или похищенных предметов. Вп. 4.4 Кодекса содержится положение о возвращении культурных ценностей, в котором,прежде всего, предлагается руководствоваться Конвенцией ЮНЕСКО 1970 г.
иКонвенцией УНИДРУА 1995 г. Далее установлено, что в случае «если страна или народпроисхождения культурной ценности требуют возвращения предмета и доказывают, чтоэтот предмет мог быть вывезен или перемещён с нарушением принципов этихконвенций и что эта вещь является частью культурного или природного наследия247ICOMCodeofEthicsforMuseums,adoptedin1986andrevisedin2004.URL: http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/Codes/code_ethics2013_eng.pdf (дата обращения: 20.06.2016).114данной страны или данного народа, музею следует незамедлительно принять меры ктому, чтобы содействовать возвращению предмета, если это юридически возможно.
Вслучае требований о возврате культурной собственности в страну происхождения илинароду происхождения музеи должны быть готовы начать с ними диалог без какой-либопредвзятости,опираясьнанаучныеипрофессиональныепринципы(этопредпочтительнее, чем действовать на правительственном или политическом уровне).Помимоэтогоследуетизучитьвозможностьналадитьдвустороннееилимногостороннее сотрудничество с музеями в странах, утративших значительную частьсвоего культурного и природного наследия».
Кодекс носит сугубо рекомендательныйхарактер, но в тоже время он получил широкое распространение, и был переведён на 21язык. В ряде стран были разработаны этические кодексы и другие акты, аналогичныеКодексу ИКОМ. Так, в Германии в 1986 году был принят Кодекс чести дляреставраторов, а в 1988 году – Берлинское заявление.Во время заседания Исполнительного Совета Международного совета музеев(ИКОМ), проведённого в Париже в декабре 1998 г., обсуждался вопрос о произведенияхискусства, конфискованных у евреев во время Второй мировой войны, и которые до сихпор хранятся в музеях или государственных коллекциях.14 января 1999 года Исполнительный совет ИКОМ принял Рекомендацииотносительновозвращенияпроизведенийискусства,принадлежащихевреям.Рекомендации адресованы музейным специалистам во всём мире и призывают: активнорасследовать и идентифицировать всё имущество музеев, особенно, приобретённых вовремя или сразу после Второй мировой войны, и расценивающиеся как имуществосомнительного происхождения (в первую очередь, это касается объектов, которые ранеепринадлежали евреям, а затем, были украдены, разграблены или насильственноконфискованы); к доступности релевантной информации, для того, чтобы облегчитьисследованиеиидентификациюобъектовсомнительногопроисхожденияпотенциальными законными владельцами или их наследниками; активно устанавливатьи участвовать в таком установлении процедур распространения информации об этихобъектах, и упрощения их возврата законным владельцам, как на национальном, так ина международном уровнях; активно осуществлять возврат предметов искусства,которые прежде принадлежали евреям, или любым другим законным владельцам, илиих наследникам, и которое находится теперь во владении музеев, согласно115национальному законодательству и, только в том случае, когда такое законное владениеможет быть точно установлено.Особый интерес и принципиальное значение для определения политики музеев вотношении возможных пределов репатриации, в данном контексте, под которойпонимается возвращение находящихся в музеях культурных ценностей в страны ихпроисхождения, представляет Декларация о значении и важности универсальныхмузеев, которая была принята в декабре 2002 года 18-ю крупнейшими музеями мира, вчисле которых Метрополитен (г.
Нью-Йорк), Лувр (г. Париж), Эрмитаж (г. СанктПетербург), Прадо (г. Мадрид), Музей Гуггенхайма (г. Нью-Йорк), Старая и НоваяПинакотека (г. Мюнхен), Риксмузеум (г. Амстердам) 248. На основании даннойДекларации универсальные музеи – это музеи, в которых находятся культурныеценности из разных стран мира.
Декларация направлена против возвращениякультурных ценностей в страны их происхождения. Несмотря на то, что в Декларацииосуждается нелегальная торговля культурными и археологическими ценностями, в нейпредусмотрены следующие принципиальные положения, касающиеся репатриации. Вопервых, в отношении тех культурных ценностей, которые попали в музеи многодесятилетий, или даже столетий тому назад, и были приобретены по действовавшимтогда правилам, не могут применяться современные нормы. Во-вторых, в Декларацииустановлены определенные условные временны́е границы между «ранним временем» исовременностью (как пример такого рубежа – обозначена середина ХХ в.). В-третьих,при общем отрицательном подходе к репатриации музейных ценностей не отрицаетсяюридическая возможность их возвращения, поскольку «каждый случай долженрассматриваться индивидуально». Базовый тезис состоит в том, что музеи служатинтересам мировой культуры, пропагандируя шедевры искусства каждого народа, а неинтересы отдельного гражданина.
Причиной появления Декларации явились претензииГреции в отношении возвращения из Британского музея скульптурных групп с фризаПарфенона. Следует оговориться, что Декларация носит моральный, этическийхарактер. Поэтому в случае если положения Декларации придут в противоречие сюридическими нормами, и прежде всего с нормами международного права,приоритетом должны будут пользоваться последние. Так во время итальянской агрессииСм. об этой Декларации: Сычева В. Остановите реституцию (интервью с М.
Пиотровским). Раздел «В России».Итоги. №51 / 341. 24 декабря 2002 г. С. 24-27.248116по приказу Муссолини был вывезен обелиск Аксума из Эфиопии, и это произошло дотого условного временного предела, о котором говорилось выше, и основываясь напозиции Декларации он должен был остаться в Риме. Однако в Мирном договоре 1947 г.с Италией прямо предусмотрено, что ценности такого рода должны быть возвращены наих историческую родину. Иным примером может являться случай, когда существуетвынесенное вступившее в законную силу судебное решение о возврате собственнику(или его наследнику) той или иной культурной ценности, находящейся в музее.Более того, национальные музейные ассоциации также приняли меры в этомотношении.
Так Американская Ассоциация директоров музеев (AAMD) требует, чтобыдиректора музеев «сознательно не приобретали или не позволяли рекомендовать дляприобретения любой объект, который был украден, перемещён в нарушение договоровили международных конвенций, в которых Соединённые Штаты Америки (США)являются участниками, или незаконно ввезён в США» 249. AAMD в 2013 году приняласпециальные Руководящие принципы по приобретению археологического материала иантичного искусства 250 с целью поддержки имплементации Гаагской конвенции 1954 г.Как видно и акты так называемого «мягкого права», такие как кодекс,рекомендации ИКОМ и руководящие принципы, протоколы AAMD, также играютважную роль на практике в вопросе возвращения и реституции культурных ценностей.Ко второй категории актов «мягкого права», сосредоточенных на регулированииконкретных проблем, следует отнести, к примеру, акты международных форумов порешению имущественных вопросов, связанных с разграбленными культурнымиценностями в период Второй мировой войны, включая их возвращение и реституцию.Прежде всего, необходимо обратиться к краткому обзору по историивозникновения данного вопроса.