Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 28
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 28 страницы из PDF
Но в большинствеЗаконов об омбудсмене стран СНГ не закреплены профилактические,предупредительные функции, направленные на предотвращение возможныхнарушений прав и свобод человека. Только в законодательствах Кыргызстанаи Украины (их нормы тождественны295) одной из функций омбудсменаявляется контроль по предупреждению нарушений прав и свобод человека игражданина; предупреждению любых форм дискриминации в реализациичеловеком своих прав и свобод. Хотя в деятельности омбудсменов стран СНГэта функция выполняется, однако законодательное закрепление нормы можетпослужить основой и практическим примером для законодательств другихстран.– Считаем целеполагающим, чтобы в Законе РТ от 20 марта 2008 г.
№372 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан»,как и в других законодательствах стран-участниц СНГ (Азербайджана,Армении, Молдовы,Туркменистана, Узбекистана), были295закрепленыЧасть 3, 6 ст. 3 Закона Кыргызской Республики от 31 июля 2002 г. № 136 «ОбОмбудсмене (Акыйкатчи) Кыргызской Республики»; Часть. 3, 5 ст. 3 Закона Украины от23 декабря 1997 г. № 776/97-ВР «Об Уполномоченном Верхней Рады Украины по правамчеловека» [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn (дата обращения: 26.04.2018).147общепризнанные принципы: законность, приоритет прав и свобод человека,справедливость, гуманизм, объективность и гласность.–ВцеляхповышениярезультативностидеятельностиУполномоченного по правам ребенка, Уполномоченный по правам ребенкавРеспубликеТаджикистандолженбытьнезависимымотУполномоченного по правам человека в РТ.
Кроме того, применениеМеждународной Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и Закона РТ «Озащите прав ребенка» (2015 г.) будет на практике более целенаправленно.Такимобразом,подводяитогисследованиюгосударственныхинститутов по защите прав человека, можно сделать следующие выводы.Во-первых, государственные институты по защите прав и свободчеловека, выступая ключевым звеном в общем механизме защиты,являются системным формированием, включающим органы всех ветвейгосударственной власти, правоохранительных органов и в рамках ихосновных и функциональных полномочий осуществляют обеспечение изащиту прав человека.Во-вторых, роль главного субъекта в правообеспечительной системевыполняет государство – все ветви власти.
Однако наиболее весомо вовсех элементах государственно-правовой системы – институциональном,нормативном, инструментальном – «представлена» судебная власть, чтоделаетеёцентральным,ключевымзвеномвобщейсистемегосударственных институтов по защите прав и свобод человека.2.2. Институты гражданского общества по защите прав человекав Республике ТаджикистанОбщие положения: институты и гражданское общество. Кругсоциальных институтов необычайно широк, основными ее элементамивыступают общественная и государственная системы (общественный и148государственныйстрой),которыепоказываютвзаимоотношениеполитических, юридических, экономических, культурных, нравственных идр. обобществленных институциональных основ. Французский правоведМ.
Ориу, основатель теории институционализма, поставил перед собойзадачу перестроить методологические основы правоведения так, чтобы внего вписались «традиционные» ценности либерализма. В этой связи быларазработана институциональная концепция общества и государства, котораяявилась исходным принципом и утверждением двух самостоятельных начал:индивидуальной и социальной296.М. Ориу в своих исследованиях выводит два типа институтов:институт-группа (корпорация) и институт «отношений с Другими» Подинститутом-группойонпонимал«феноменвзаимопроникновенияиндивидуальных сознаний, охватываемых общей идеей и процессоммышления друг друга». Такой институт порождает порядок «социального»(«институционального») права. К числу институтов-групп он относитразличные формы организации общности: семья, профсоюзы, акционерноеобщество, церковь, государство и др.
Под институтом «отношений сДругими» он понимал феномен существования «объективных идей», идей,уравнивающихсправедливость в отношенияхмежду индивидами игруппами297. К тому же М. Ориу, исследовав взаимоотношения междуинститутом-группой и институтом «отношений с Другими», пришел квыводу, что институт-группа – это наиболее глубинный слой социальнойдействительности права. Это значит, что общество состоит не только изофициальных,организованныхнавысокомполитическомуровнегосударственных институтов, но также и из общественных, социальных296См.: Воротилин Е.А.
Политико-правовая теория институционализма М. Ориу(историко-критический анализ) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1979. С. 4–5.297Цит. по: Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений :учебное пособие. М., 2011. С. 405–407; См.: Права человека : энциклопедический словарь/ отв. ред. С.С.
Алексеев. М., 2013. С. 206. (автор энциклопедической статьи – М.Ю.Мизулин).149институтов, не обладающих государственно-властными полномочиями, ноиграющих важную роль в обществе, в процессе решающих множествосоциальных проблем, в том числе и по защите прав человека. Ониназываются институтами гражданского общества.ОпираясьнавзглядыипозицииМ.Ориу,предлагаеминституционализацию защиты прав человека в Таджикистане, в процессекоторойобъединяетсягосударства,институциональнаявзаимосвязанныеиконцепциявзаимообусловленныеобществамеждуисобой.Считаем, что эти независимые институты будут дополнять друг друга всоответствии с социокультурной особенностью, идеологией и юридическойспецификой цивилизационно-культурного общества Таджикистана.Общество, несмотря на то, что государство создало системугосударственных органов, все равно нуждается в объединении людей внегосударства, которые могли бы заниматься решением общественныхпроблем.
Такие объединения выступают в качестве связывающего звенамеждучеловекомвоспринимаютсяигосударством.гражданамикакЭтиобщественныедобровольныеорганизациинекоммерческиеорганизации, ставящие перед собой общегуманистические цели.В деле развития институтов гражданского общества в Таджикистане иэффективного регулирования их деятельности по защите прав человекаключевуюрольсыгралинормативныеправовыеактыРеспубликиТаджикистан, которые были приняты с учётом международного изарубежного опыта в укреплении защиты прав и свобод человека.«Общество – сложная динамическая система взаимосвязи людей,объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовымиотношениями»298. В современный период – это взаимодействие общности298Теория права и государства : учебник / под ред.
В.В. Лазарева. Изд. 2-е, перераб. и доп.М,, 2001. С. 78.150людей, в котором действуют не только биологические, но и экономические,духовные и социальные законы.Термин«гражданский» происходит отлатинского«civilis».Вюриспруденции его синонимом является слово «цивильный», т. е.относящийся к правовому положению граждан в обществе. Свойствененлицу, сознающему себя членом общества, членом данного государства299.Категория«гражданскоеобщество»историческисвязанаспопытками представить такую модель общественного устройства, вкоторойвоплощалисьбысуществующиежизненныереалииинуждающиеся в утверждении и защите ценности. Термин «гражданскоеобщество» употребляется в трех основных значениях: первое – гражданское(civilis), цивильное общество противопоставляется нецивилизационному,варварскому обществу; второе – имеется в виду феномен античного полиса –гражданская община; третье – гражданское общество трактуется какбуржуазное общество, в котором сфера частных дел и интересовосвобождается от прямого воздействия государственно-властных институтов,становится автономной, непосредственно не зависящей от государствасферой жизнедеятельности людей300.Врамкахнеобходимоизученияпринятьвоформированиявниманиегражданскогоисторическийопытобществаразличныхгосударств.
И Таджикистан здесь не исключение. Состояние либеральнодемократических отношений, свободы и гражданской ответственностиявляется результатом того опыта, который формировался в последниедесятилетия развития государственных и правовых форм, дальнейшейэволюции гражданского общества.299Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой.
Изд 3-е., испр. и доп. М.,1985–1988. Т. 1. 1988. С. 342.300См.: Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. М.,2005. С. 6.151Развитие концепции гражданского общества было предложенотакими мыслителями, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж.Руссо, И. Кант, Т. Пейн и др. Углубленное представление о гражданскомобществе прослеживается во взглядах И. Канта.Он подходит к понятию и сущности гражданского обществадиалектично. Исследуя противоречивые качества человеческой природы –неуступчивость, негибкость, честолюбие и в то же время желание ксогласию, И.
Кант пришел к заключению, что определяющий способобобщения свободы индивида в объединение с другими является причиной(целью) становления (образования) гражданского общества301.Особенно интересна идея Г. Гегеля, не только отличавшегополитическоегосударствоотгражданскогообщества,ноипредставлявшего первое как идею разума, свободы и права, а второе – какформальноеравенстволюдей,господствочастнойсобственности,имеющие свои положительные и отрицательные стороны 302.
Объясняяконцепцию Г. Гегеля, следует подчеркнуть его объективное указание набеспомощностьгражданскогообщества,определяемогокаксиластолкновений частных интересов и направленного на решение многихобщих проблем, в котором некая степень влияния государства все-такивидится.В современной юриспруденции категория «гражданское общество» 303представляется учеными в разных плоскостях.