Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 17
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 17 страницы из PDF
Справедливо и объективноактуально на то время закрепление широкого набора таких прав вКонституции СССР 1936 г. и в конституциях союзных республик 1937 г. Доначала 90-х годов ХХ в. социальные права гражданина СССР былизащищены, они действовали и оказывали влияние на мировое общественноесознание, на концепцию формирования второго поколения прав человека, намеждународные стандарты обеспечения и защиты прав человека.В дополнение исследований К.
Васака, Е.А. Лукашевой, Г.С. Хайровойо трех поколениях прав человека таджикский ученый С.А. Раджабов в своихтрудах раскрывает содержание второго (экономические, социальные икультурные права) поколения и третьего (коллективные права) поколенияправ человека. Правами третьего поколения, наиболее характерными длянародов Средней Азии, он считает создание добровольных обществ,творческихсоюзов,интернационализм,совместноеиколлективноехозяйство. Как и многие другие советские учёные, С.А.
Раджабов личные(гражданские)правачеловекавомногомраскрывалссоциально-политической стороны. В советской правовой доктрине личные права и181Vasak K. Human Rights: A thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of theUniversal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier. Paris: UNESCO, 1977. Nov. P.
19.182Права человека : учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. Изд. 3-е, перераб. М., 2013. С. 148.85свободычеловекапосвоемузначениюстоялипослесоциально-экономических и культурных прав.Значимость советского опыта обеспечения и защиты социальноэкономических прав на сегодняшний день очевидна.
«В действительности наЗападе люди ума и чести признают: не будь Советского Союза, впервые вистории человечеств, давшего гарантии социальных прав человеку труда,никогда бы капитал не пошел на развитие социально ориентированнойэкономики»183. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что система защитыправформироваласьисключительнонасоциалистическоймодели,предусматривавшей социальное равенство, коллективизм, всестороннееобеспечение социальных прав, приоритет обязанностей над правами граждан.Формирование идеологии коммунизма и укрепление советской властине имели одинаковой закономерности, потому что в период нахождения увласти В.И. Ленина, И.В.
Сталина, Н.С. Хрущева и других политиков былиразные подходы и различная степень укрепления социалистическойзаконности, что в конечном итоге повлияло на защиту и обеспечение прав исвобод человека и гражданина.Дальнейшее своё конституционное закрепление права и свободычеловека и гражданина получили в Конституции Таджикской ССР,принятой 14 апреля 1978 г., вслед за Конституцией СССР 1977 г. Этиконституции характеризовали уровень развития общества в тот период как«развитой социализм», а уровень развития государства как «общенародноегосударство»,декларируятемсамымотсутствиесоциальныхинациональных противоречий в социальной жизни.В отличие от Конституции 1937 г., вновь принятая КонституцияТаджикской ССР 1978 г. наделяла граждан более широкими правами исвободами. Раздел II Основного закона назывался «Государство и183Юнусов М.А., Юнусов Э.А.
Права человека в истории развития конституций России //История государства и права. 2010. № 3. С. 37.86личность», в нем исчерпывающе приводился перечень прав и свободчеловека (глава VI) и их гарантий (глава V). Наряду с личными исоциально-экономическимирасширяласпектрправамиполитическихиКонституциякультурныхТаджикистанаправчеловекаигражданина. Например, впервые закреплялось право граждан приниматьучастие в управлении государственными и общественными делами,обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного иместного значения.
Данное право поддерживалось правом избирать и бытьизбранным184. Защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданинаосуществлялись как в судебном порядке, так и путем обращения вгосударственныеорганы(административныйпорядок).Советскоегосударство, все его органы, действуя в интересах граждан (ст. 4),обязывало своих должностных лиц в установленные сроки рассматриватьпредложения и заявления граждан, давать на них ответы и приниматьнеобходимые меры (ст.
47) 185.В Конституции Таджикской ССР 1978 г. нашли отражениевнешнеполитическая деятельность и защита социалистического отечества(главаIV),государствамичтоиотражаломеждународныеобеспечивалоотношениясуверенитетисдругимитерриториальнуюцелостность страны и граждан СССР от внутренних и внешнихпосягательств (ст. 29). Это способствовало ратификации СоветскимСоюзом двух международных пактов – Международного Пакта огражданских и политических правах и Международного Пакта осоциальных, экономических и культурных правах 1966 г.184См.: Конституция (Основной закон) Таджикской ССР : принята на внеочереднойвосьмой сессии Верховного Совета Таджикской ССР девятого созыва 14 апреля 1978 г.Душанбе, 1979.
С. 12–20.185Ст. 4 и 47 Конституция (Основной закон) Таджикской ССР : принята на внеочереднойвосьмой сессии Верховного Совета Таджикской ССР девятого созыва 14 апреля 1978 г.Душанбе, 1979. С. 4, 17.87А.И. Имомов отмечает, что «хотя Конституция СССР 1977 г. иКонституция Таджикской ССР 1978 г. не содержали прямого предписанияо роли международно-правовых актов в правовой системе страны,конституционные нормы свидетельствуют как раз о наличии такоговлияния, в первую очередь в сфере обеспечения прав человека» 186.Здесь необходимо отметить, что впервые на конституционном уровнебыла закреплена свобода совести и вероисповедания (ст. 50), котораянепосредственно повлияла на закрепление естественных прав человека насвободу совести и вероисповедания в Конституции Таджикистана 1994 г.ОсновноеКонституциивыступаютотличиеРеспубликивысшейзаключаетсявТаджикистанценностьюкактом,чтоправа иреализациявсовременнойсвободычеловекаосновополагающегопринципа конституционного строя.
В Конституциях советского периодапрослеживались характерные для того времени черты: доминированиеидеологии над правом, коллективизм, ценность которого выражалась вблаге всего народа.Безусловно, права М.В. Немытина, когда пишет, что «категорическийотказ от социальных ценностей советского прошлого является не всегдаобоснованным, поскольку накопленный при социализме опыт решениясоциальнозначимыхпроблемимеетнепреходящеезначение.Опытсоветского государства, создавшего систему гарантий прав человека, нетолько можно, но и нужно критически осмыслить и соотнести с новымиреалиями общественной и государственной жизни»187.Например,всоветскийпериодсуществовалоразделениеответственности по воспитанию детей между государством и семьей.«Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к186Имомов А.
Укрепление государственности и создание гражданского общества вТаджикистане. Душанбе, 2003. С. 90.187Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. Изд-во 2-е, перераб.Саратов, 2008. С. 110.88общественнополезномутруду,раститьдостойнымичленамисоциалистического общества»188. В современных условиях, и это закрепленов ч. 2 ст. 5 Закона РТ от 2 августа 2011 № 762 «Об ответственностиродителей за обучение и воспитание детей»189, задача родителей заключаетсяв создании материальных, финансовых, духовных и психологическихусловий правильного обучения и воспитания детей.
Данная нормасовременного таджикского законодательства отражает как обычаи таджикскогонарода, так и в определенной мере советский подход в воспитании детей.Социальные права в жизни общества в теории права связаны сконцепцией социального государства. «Не следует думать, – пишет В.П.Малахов, – что социальное государство имеет своей главной целью человека.Нет, его цель (если вообще можно говорить о целях по отношению кобществу) – социальные отношения, т. е. солидарность в коллективности»190.Вполне объяснимо, что человек находится в постоянном стремлении кобщению и взаимопониманию с другими людьми не в силу определенныхгосударственных установок, а в силу того, что людей объединяют моральноэтические и нравственные ценности.Такимобразом,изучениенаучныхтрудовсоветскихучёных-правоведов свидетельствует о том, что их взгляды базировались накоммунистической идеологии, идеях социального равенства, первоочереднойзащиты социальных и культурных прав граждан.Исследуя советскую концепцию и конституционные основы защитыправ человека в Таджикистане, можно сделать вывод, что Советскоегосударство под знаменем идеологии коммунизма объединило разные188Ст.
66 Конституции (Основной закон) СССР : принята на внеочередной седьмой сессииВерховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // Ведомости ВерховногоСовета СССР. 1907. № 41, ст. 617. М., 1977. С. 686.189Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан[Электронный ресурс] // URL: http:/mmk.tj (дата обращения: 29.12.2017).190Малахов В.П. Философия права. Идеи и предложения : учеб. пособие для студентов вузов,обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Философия». М., 2008. С. 334.89народы и народности независимо от их социокультурного происхождения,неодинакового правового сознания и ментальных особенностей СоветскогоВостока, тем самым создало легитимное общество, которое просуществовалопочти семьдесят лет.Следует полностью поддержать позицию Н.В.
Колотовой о том, что«не только можно, но и нужно»191 применять основы советской юридическойнауки в сфере прав человека в условиях сегодняшнего дня. Это вполнеотносится к современному Таджикистану, где за стремлением интегрироватьв общественную жизнь западные стандарты прав человека подчас забывают осоветском опыте защиты прав человека.Подводя итог, будет справедливым констатировать, что укреплениеправ, свобод и обязанности человека и гражданина в Конституцияхсоветского Таджикистана последовательно создало основу для будущегоразвития данного института уже в независимой Республике Таджикистан.С закреплением прав и свобод человека в Конституции СССР и вКонституции Таджикской ССР была заложена система государственных иобщественных институтов их реализации.191См.: Трансформации прав человека в современном мире / отв. ред.
А.Н. Савенков, рук.авт. колл. Н.В. Колотова. С. 127. (автор главы Н.В. Колотова)90ГЛАВА II. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН2.1. Институты государства по защите прав человекаМесто и роль государственных органов в механизме защиты правчеловека. Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностькаждого современного государства, которая осуществляется с помощьюсистемы государственно-правовых институтов, механизма и процедурноправовых правил, прямо или опосредованно предназначенных для этихцелей192. Сегодня в Республике Таджикистан предпринимаются активныепопытки создания реально действующей и отвечающей международнымстандартам системы гарантий прав и свобод человека, находящейся впроцессе совершенствования существующих государственно-правовыхинститутов по защите прав и свобод человека.До сих пор остается дискуссионным подход и научная позиция ученыхюристов по вопросам роли институтов государства в системе механизмовзащиты прав человека.Так,О.А.Снежко,основываясьнаположенияхКонституцииРоссийской Федерации, выделяет пять форм защиты прав граждан:1) государственную защиту; 2) защиту органами местного самоуправления;3) защиту общественными объединениями и профессиональными союзами,правозащитными организациями; 4) самозащиту прав гражданина, включаягражданско-правовую и уголовно-правовую защиту; 5) международноправовую защиту193.192См.: Права человека : учебник / отв.