Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
20.64Поездки А. Дониша в Россию (1857, 1869, 1874), где он побывал вкачестве секретаря Бухарского посольства133, во многом изменили еговоззрения на культуру, традиции, систему государственного управления итехнологии того времени. После возвращения из третьей поездки в СанктПетербург в 1874 г. А. Дониш написал трактат о реформе государственногоустройства, потому что в тот период эмират был сильно ослаблен, положениепростых жителей было тяжелейшее. В «Политическом трактате» он выразилидею создания «конституционно-монархического государства»134 на основеобразования министерств и упорядочения органов местного самоуправления.Взгляды о свободе, равенстве, справедливости и гуманизме былиотражены в научных трудах А. Дониша. На основе изучения воззрений иидей аль-Фараби, Абуали ибн Сина, Омара Хайяма, Абдуррахмана Джами А.Дониш анализировал законодательства государств «человеческими глазами»,с позиции ценности человека выводить законы двумя путями: первое – изнорм шариата; второе – из разума и жизненного опыта.
«Разум и государства,– писал А. Дониш, – неразделимы друг от друга. Если правила и законыгосударства созданы не в соответствии с принципами разума, то от такогогосударства нельзя ждать добра»135.А. Дониш, выражая взгляды гуманистического характера, искал врелигиозных изречениях те мысли, которые дали бы ему возможностьотстоятьидеиобновлениястраны.Оннесвидетельствовал,что«мусульманство отжило свое время и ничего не дает более человечеству всмысле самостоятельного творчества»136.
А. Дониш хотел видеть свой край133См.: Раджабов З.Ш. О «Политическом трактате» Ахмада Дониша (краткий очерк) / подред. Г.А. Ашурова. Душанбе, 1976. С. 10.134См.: Ахмад Дониш. Путешествие из Бухары в Петербург. (Избранные произведения) /пер. с тадж. М.Н.
Османова и Л.Н. Демидчик; сост. и вступ. ст. Р. Хади-заде. Изд. 2-е,перераб. и доп. Душанбе, 1976. С. 9.135Цит. по: Ташкулов Д. Основные направления политико-правовой мысли народовУзбекистана во второй половине XIX – первой четверти ХХ вв. : автореф. дис. д-ра юрид.наук. Ташкент, 1995. С. 21.136Цит. по: Крестовский В.В. В гостях у эмира бухарского. СПб., 1887. С.
424.65цветущим, спокойным и преуспевающим. В его взглядах прочитывается, чтоэто все возможно на путях ислама137.В своем известном сочинении «Редкостные происшествия» А. Донишкомментирует многие положения философии и права, в разделах о судьбечеловека приводит жизненные примеры, опираясь на аяты Корана, изреченияпророка Мухаммеда и решения ханафитской правовой школы.
«Брак и семья–основасуществованиерода человеческого.Существованиероданевозможно без бытия, а бытие – без хлеба насущного, и лишь потомпоявляется поклонение богу и благоустроенность мира. <…> В семье мужобязан быть веселым, как дитя, а править домом, как мужчина. Надобно,чтобы был искусен, как врач, который вовремя назначает лечение, чтобы онобладал терпением и сдержанностью и умел обуздывать свой гнев,соблюдать умеренность.
<…> А обязанности жены перед мужем в том, чтобне говорить о своем супруге ничего, кроме хорошего, чтобы скрывать егослабости, не рассказывать о мелочах, которые бывают в их отношениях. Онаобязана довольствоваться тем, что муж имеет и что он добудет, и нетребовать большего. Любую работу, которую должна и может сделатьсобственноручно, делать самой, не перекладывая ее на других»138.Из вышеизложенного можно сделать вывод, что права и обязанностижены – оберегать домашний очаг, а муж обязан морально и материальнообеспечивать и поддерживать семью. «Не желайте того, чем Аллах дал вамодним преимущество перед другими.
Мужчинам – доля из того, что ониприобрели, а женщинам – доля из того, что они приобрели. Просите отАллаха Его блага, – поистине, Аллах знает все вещи!» (4:32)139.В воззрениях А. Дониша совмещались мусульманские и светскиенормы. За свои философские выводы муллы и муфтии, не представляя всю137См.: Раджабов З.
Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш.Сталинабад, 1961. С. 91.138Ахмад Дониш. Путешествие из Бухары в Петербург. С. 96–97.139Коран / пер. И.Ю. Крачковского. Изд. 19-е. Ростов н/Д, 2016. С. 69.66широту естественных и гуманитарных наук, называли его еретиком, нодостойные ученые того времени могли заслуженно оценить его взгляды.Произведения А. Дониша, правдиво и беспощадно воссоздающиекартину страшного прошлого таджикского народа при правлении бухарскогоэмира, благодаря своей высокой художественности и силе заключенных вних идей и сегодня сохраняют историко-правовое и воспитательноезначение, направлены на защиту простых людей, их прав.Вышеприведенныевзглядыучёных,философов,факиховдоказывают, что доктрина о человеколюбии, уважении друг друга,равноправии, толерантности и справедливости убедительно отражены внаследии персидско-таджикской культуры.
Произведения восточныхпоэтов и мыслителей внесли неоценимый вклад в мировую литературу иповлияли на развитие идей гуманизма, равенства и справедливости вТаджикистане.Хотя восточные мыслители, политические деятели, факихи и поэты впрямом значении не использовали правовые категории «гарантии прав исвобод человека», «неприкосновенность личности» и др., но их взглядывыражалифундаментальныеидеиправчеловека–естественные,социальные, экономические и культурные. По этому поводу Р.Ш.Сативалдыев отмечает, что отсутствие у восточных мыслителей таких,характерных для европейской мысли понятий и категорий, как позитивноеправо и закон, права и свободы личности, разделение властей и др., вовсене означает, что восточные прозаики их миновали 140.Доктрина прав человека в Таджикистане уходит своими корнями вСредние века. Существование таджикской государственности в форметеократической монархии (государства Саманидов в IX – X вв., Бухарскогоэмирата в XVIII – начале ХХ вв.) было связано с мусульманской правовой140См.: Сативалдыев Р.Ш.
Проблемы закона и законопослушания в творчествемыслителей прозаиков раннесредневекового мусульманского Востока (XI–XII вв.) //Давлат ва њуќуќ = [Государство и право]. Душанбе, 1998. № 4. С. 11.67системой и обычным правом. После присоединения Средней Азии кРоссийской империи и образования в 1867 г. Туркестанского генералгубернаторства не произошло изменений в правовых основаниях жизнитаджикского общество. Однако с этого времени появляется позитивноеправо и люди стали иметь возможность по защите своих прав в казийскихсудах.Так, Положением от 1886 г. «Об управлении Туркестанским краем»были внесены некоторые изменения в судебную систему. Согласно этомуПоложению для местного населения создавались суды первой инстанции –казийские и байские суды и суды второй инстанции – съезды народныхсудей, куда могли обращаться стороны, не одобряющие решениеединоличного народного судьи 141.
В Средней Азии в силу измененийполитических и социально-экономических обстоятельств Российскаяимперия сохраняла определенную особенность правовых традиций,которые были направлены на защиту разных слоев населения. Но при этомважно подчеркнуть, что в совокупности мусульманское и обычное правонаравне с законодательством Российской империи не могли обеспечить игарантироватьдажеминимальныестандартыправчеловекавсреднеазиатском регионе. Обеспечение и гарантирование прав человекаполучили свое законодательное закрепление и осуществились уже впериод образования и существования Союза ССР в начале ХХ в.
Послеобразования Таджикской АССР в 1924 г. и принятия КонституцииТаджикской АССР 1929 г. права и свободы человека приобрелинормативное выражение и позитивную форму.Хотя указанные классики жили и творили в различные периодывремени, их творчество, по мнению Р.Ш. Сативалдыева, объединяет то, чтовсе они жили в эпоху становления, развития и расцвета средневекового141См.: Тахиров Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана.
Душанбе,1998. С. 10.68мусульманского Востока (VIII-XV вв.) и принадлежали к исламскойцивилизации142. Обобщая взгляды профессора Р.Ш. Сативалдыева, можнодобавить, что в формировании воззрений персидско-таджикских мыслителейключевую роль сыграло не только исламское, но и зороастрийское ироссийское цивилизационно-культурное пространство.Подводя итог, следует отметить следующее.Во-первых, представления о правах человека в Таджикистанеразвивались в форме относящихся к человеку наставлений о справедливостии нравственности, мудрости и разуме, равенстве и гуманизме. Ониотражались прежде всего в трудах персидско-таджикских мыслителей,политических деятелей, факихов и поэтов. При этом каждая доктринаоставила свой след в культурном наследии народов Средней Азии исходя изусловий, которые существовали в определенный период историческогоразвития.Во-вторых, эволюция идей о правах человека в Таджикистанеопределила постепенное и стабильное их развитие по направлению кформированию правового, демократического и светского государства.Возникнув и получив частичную реализацию в древние времена, в Средниевека идеи прав человека в основном существовали в форме доктрин итеорий, а в настоящее время их взгляды являются культурным достояниемперсидско-таджикского народа.В-третьих, во многом воззрения персидско-таджикских мыслителей,ученых и поэтов, таких как Абу Ханифа, Рудаки, аль-Фараби, Абуали ибнСина,Фирдоуси,Низамаль-Мульк,Ширази,Дониша,оказалиблаготворное влияние на эволюцию прав человека в цивилизованнокультурном пространстве как в историческом, так и в современномТаджикистане.
Красноречивое и назидательное изложение мыслей в виде142См.: Сативалдыев Р.Ш. Вклад персидско-таджикских мыслителей в развитие восточнойшколы международного права // Правовая жизнь Душанбе. 2016. № 3 (15). С. 6.69стихов, хотя и не выступало как правовые нормы, законы, но все жерегулировало и положительно влияло на определенные общественныеотношения, а в дальнейшем применялось государственными деятелями вкачестве основ правового регулирования. В тот далекий историческийпериод закон в его сегодняшнем понимании не являлся правовымисточником, в то время как взгляды и мнения мыслителей, опираясь нанормативно-религиозные догмы, действовали как основополагающие идеи,принципы.Подчеркнем, что доктрина прав человека сложна для осмысления иизучения в силу многих граней этой проблематики и ее объема.