Диссертация (Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов), страница 5

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов". PDF-файл из архива "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов", который расположен в категории "на соискание учёной степени кандидата юридических наук". Всё это находится в предмете "диссертации и авторефераты" из аспирантуры и докторантуры, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Стоит вспомнить оразличных кодексах чести воинов, которые не позволяли даже мыслить о пленеи учили воина биться до конца. От земель японских самураев до территорииСпарты задачей настоящего воина было победить или умереть.Но, как можно понять из сказанного ранее, защита человека во время войнидет в ногу с развитием цивилизации. Этот процесс проходил различные периоды, характерные временным застоем, возвращением к прошлому и успехами в развитии.Подтверждением сказанного является богатая на события история войн человечества, которым известны случаи достаточно гуманного отношения к участникам вооруженных конфликтов.Порой у самых негативных явлений, например, таких как рабство, можноотметить положительные черты. Необходимость обработки полей, постройкиразличных сооружений и т.д.

требовало достаточного количества человеческого ресурса. Бесполезное в том числе и с экономической точки зрения тотальное49После поражения римских войск на р. Аллии 18 июля 390 г. (в некоторых источниках указывается 387 г.) галлам открылась прямая и практически беспрепятственная дорога на Рим. Римлянебыли вынуждены согласиться на выплату контрибуции. Во время взвешивания дани было замечено,что галлы используют фальшивые гири. В ответ на протест римлян Бренн бросил на весы свой меч ивоскликнул: «Vae victis!» (что в переводе означает: «Горе побежденным!»).22уничтожение населения вражеской стороны приводило к тому, что пленные,став рабами, оставались в живых.С древних времен гостю, будь он даже врагом, гарантировалась неприкосновенность.

Существует множество версий, объясняющих этот факт, – от желания правителей сохранить достойное лицо до элементарных страхов передвысшими небесными силами.Постепенно с развитием городов, формированием связей между народамистали создаваться первые законы ведения войны.Древняя цивилизация Шумеров выделялась тем, что война была достаточно организованным процессом, по сути, полноценным правовым институтом срегламентированными процедурами, будь то объявление войны, заключениеперемирия, неприкосновенность лиц, ведущих переговоры от имени своих правителей50.В этом вопросе отличился и Древний Вавилон.

Знаменитый свод законовцаря Вавилона Хаммурапи согласуется с лозунгом, сформулированным им самим: «Чтобы сильный не угнетал слабого»51, – также говорит о возможностивыкупа захваченного лица.Цивилизация хеттов также отличалась наличием гуманных и достаточносовременных правил ведения войны. Существовал свод законов, основой которого являлись принципы честности и справедливости, предусматривалась процедура объявления войны и подписания мирных соглашений при прекращениибоевых действий. Запрещалось наносить какой-либо вред мирному населениюповерженной стороны.

Например, война между Египтом и Хеттами в 1269 г. дон.э. была завершена путем подписания мирного договора52. Стороны принима-50См.: Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права: Курс, прочитанный в июле 1982 г. Жаном Пикте в Страсбургском университете в рамках информационной сессии,организованной Международным институтом прав человека. М.: МККК, 1994. С. 13.51См.: Законы вавилонского царя Хаммурапи.

Полный текст // Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm(дата обращения: 07.08.2015).52См.: The manual of International Humanitarian Law. Black letter text from / ed. by D. Fleck. TheHandbook of International Humanitarian Law.

2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 2008. P. 8.23ли взаимные обязательства прекратить боевые действия, всячески оказыватьпомощь друг другу в борьбе с врагами. Особую важность играло положение невоевать друг с другом, которое гласило, что «…вовеки не вступит великийкнязь страны хеттов на землю египетскую, чтобы захватить имущество ее, ивовеки не вступит Рамсес II, великий правитель Египта, на землю (хеттскую,чтобы захватить имущество) ее»53.Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что Древнему Египтутакже не была чужда забота о человеке.

Отдельно необходимо упомянуть знаменитые «Семь Деяний Истинного Милосердия», которые призывали всех «накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, дать кров путешествующему, освободить заключенного, вылечить больного, похоронить умершего»54. К сожалению, на практике все указанные положения не всегда соблюдались. Египетские барельефы описывали некоторые кампании времен фараоновтаким образом: «Это войско пошло с миром: оно сожгло все их нивы… Оно истребило мириады их воинов… множество мужчин, женщин и детей были угнаны как живые пленники…»55.В Древнем Риме, на международно-правовую практику которого оказалавлияние Древняя Греция, считалось правильным вести так называемые «справедливые войны».

Еще Цицерон заявлял, что война не считается справедливой, если ей не предшествовало вынесение требований возмещения вредадругой стороне или предупреждения, а также не было официального объявления войны. Причем требование сатисфакции, направленное стороне, какимлибо образом оскорбившей Рим, могло быть выражено в форме реституции,требованием вывода войск и т.д. Противоположной стороне давалось фиксированное время для ответа.

Что касалось объявления войны, то оно представ53Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990. С. 16.Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права: Курс, прочитанный виюле 1982 г. Жаном Пикте в Страсбургском университете в рамках информационной сессии, организованной Международным институтом прав человека. М.: Международный Комитет Красного Креста. С. 13.55Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М.: Международный Комитет КрасногоКреста, 2000.

С. 37.5424ляло из себя целую церемонию с зачитыванием античных норм и метаниемкопья с римской территории на территорию вражеских земель56. Однако приведении таких справедливых войн римляне не знали никаких ограничений:захваченные города, жители этих городов и имущество считались их законной добычей. Пленных либо убивали, либо обращали в рабство. Но при этомв Древнем Риме считалось недопустимым применение отравленного оружия57.Воинские уставы либо военные кодексы со времен Древней Греции иДревнего Рима не сохранились, однако военные преступления древних времен,такие, например, как дезертирство, мятеж, применение насилия в отношениистарших по званию, признаются преступлениями современным международным гуманитарным правом58.Буддизм, пропагандирующий сострадание к человеку, оказал свое влияниена регулирование военных действий и отношение к жертвам войны на земляхДревнего Востока.Задолго до зарождения философии бусидо59, еще в III в., во время своегоправления японская императрица Дзингу запрещала убивать пленных во времяконфликта в Корее60.В Древнем Китае защите гражданского населения придавалось особое значение.

Проводилось различие между воинами и простыми людьми.В одном из китайских источников «Ю Бин Пян» отмечалось: «Не убиватьпростых людей, а убивать тех, кто неправильно управляет людьми»61. К воинам56См.: Dinstein Y. War, Aggression and Self-Defence. 4th ed. Cambridge: Cambridge UniversityPress, 2005. P. 63.57См.: Международное право: учебник / под ред.

Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М.: Международные отношения, 2000. С. 11.58См.: Winthrop W. Military Law and Precedents. 2nd ed. Washington: GPO, 1920. P. 17.59Бусидо, т.н. «путь воина» – представляет собой морально-этическое учение о нормах поведения самураев (буси). См.: Книга Самурая. Бусидо. URL: http://lib.ru/JAPAN/samuraj.txt (дата обращения: 20.03.2016).60См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М.: Международный КомитетКрасного Креста, 2000. С. 39.61Капустин А.Я., Мартыненко Е.В. Международное гуманитарное право: учеб.

пособие. М.:Изд-во УДН, 1991. С. 14.25предъявлялось требование относиться с любовью к тому народу, против императора которого они воевали. В «Книге песен» приводится эпизод, который относится к 1136 г. до н. э., когда император Вен из династии Жоу во время войны против принца Чонга отдал приказ не убивать простых людей и не уничтожать их жилища62.В IV в.

до н. э. китайский мыслитель Се-Ма осуждал бессмысленные разрушения и призывал заботиться о спасении граждан, воздерживаться от нападения на людей, которые не в состоянии защитить себя, и ухаживать за ранеными.Сунь-Цзы, китайский военный теоретик, живший примерно в ту же эпоху,утверждал, что с пленными надо хорошо обращаться. Он писал: «Во времявойны лучшая политика – захватить государство, не нанося ему ущерба: убивать следует только никчемных его жителей… завладеть вражеским оружиемлучше, чем его уничтожить...

Одержать сто побед в ходе ста битв – это не верхвоинского мастерства»63.В целом для Древнего Китая характерна защита гражданского населения,независимо от возраста, лишь бы не было проявления враждебности с их стороны. Также защищалась частная собственность населения. Запрещалось убийство военнопленных и предусматривалось их освобождение после окончаниявойны и подписания мирного договора.

Практиковались обмен военнопленными, выплата за них выкупа. Например, в 586 г. до н. э. императоры Джин и Чуобменялись генералами, которые находились у них в плену64.В древнейшем китайском трактате «Искусство войны», посвященном политике и стратегии, автором которого является знаменитый китайский стратег имыслитель Сунь Цзы, содержатся принципы и идеи защиты жертв войны: хо-62Капустин А.Я., Мартыненко Е.В.

Международное гуманитарное право: учеб. пособие. М.:Изд-во УДН, 1991.63Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М.: Международный Комитет КрасногоКреста, 2000. С. 39.64См.: Капустин А.Я., Мартыненко Е.В. Международное гуманитарное право: учеб. пособие.М.: Изд-во УДН, 1991. С. 14.26рошее отношение к пленным, командир должен быть рассудительным и стремиться к победе без лишних жертв65.Древняя Индия, знаменитая Законами Ману, также внесла значительный вкладв развитие гуманитарных традиций.

Свежие статьи
Популярно сейчас