Диссертация (Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве М.А. Волошина)

PDF-файл Диссертация (Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве М.А. Волошина) Филология (52530): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве М.А. Волошина) - PDF (52530) - СтудИзба2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве М.А. Волошина". PDF-файл из архива "Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве М.А. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Федеральное государственное автономное образовательноеучреждение высшего образования«Российский университет дружбы народов»Мельников Егор СергеевичТРАДИЦИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГОВ ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ВОЛОШИНАСпециальность 10.01.01 – русская литератураДиссертацияна соискание учёной степеникандидата филологических наукНаучный руководительДоктор филологических наук, профессорПинаев С.

М.Москва – 2017СОДЕРЖАНИЕВведение.....................................................................................................3Глава I. Истоки русской революции в творчестве Ф. М.Достоевского…………………………………………………………….161.1. Особенности изображения человеческой психологии в романахФ. М. Достоевского …….........................................................................161.2. Предвосхищение русской революции в творчестве Ф.

М.Достоевского..............................................................................................34Глава II. Своеобразие пути России в творчестве М. А.Волошина...................................................................................................81Глава III. Идейно-философское наследие Ф.

М. Достоевского вмировосприятии М. А. Волошина…………………………………….1103.1. Бесы и “бесовщина” в поэзии и публицистике М. А.Волошина.................................................................................................1103.2. Мотив подвижничества в творчестве Ф. М.

Достоевскогои М. А. Волошина............………………………………………………1183.3. Историософские мотивы в поэзии М. А. Волошина..…………..128Заключение..............................................................................................163Список использованной литературы....................................................1692ВВЕДЕНИЕПоследнее время всё чаще, хотя и достаточно осторожно,высказывается мысль о том, что пророческое значение творчества Ф.М.Достоевскогодосихпорещёнеосознанонамивудовлетворительной степени. То, что ещё в позапрошлом веке сумелувидеть, предчувствовать и предвосхитить в своём творчествевеликий русский писатель, мыслитель, общественный деятель ипсихолог, неисчерпаемо и поныне.

За более чем столетний периодизучения его творческого наследия исследователи так и не далиответа на главный вопрос: сколько ещё из предсказанного ожидаетнас впереди, сколько ещё моральных порогов должна преодолетьРоссия на пути к обретению нравственного здоровья нации.В наше время, когда “плотоядная жажда материальногообеспечения” возведена в масскульт, когда бесконечные pro et contraспособны низвергнуть даже самые одухотворённые идеалы до уровняземнойповседневности,когдаперекрашенныенигилистыпропагандируют “кровь по совести”, отвергая и опровергая любыеустои, на которых держалась до сих пор русская культура, этот вопросприобретает особое значение.

Сама действительность не даёт намвозможности забыть о пророчествах Ф. М. Достоевского, которыепродолжают сбываться с ужасающей точностью.Невзирая на закрепившееся в современном обществе отношениекДостоевскомукакпророкурусскойреволюции,тоестьпровозвестнику того, что уже случилось сегодня, в действительностимы только входим в эпоху духовных противоречий и катаклизмов,3предвиденнуюДостоевским.Посправедливомузамечаниюизвестного литературоведа Л. И. Сараскиной, “мы живём вуникальное время, когда "работают" не один, а все романыДостоевского”.

До нас такая эпоха была лишь однажды – вкровопролитные годы русской революции, отмеченные тяжёлой,почтиклиническойодержимостьюнигилистов,смутьяновипроповедников “новой жизни”. Тем более значимой представляетсянам возможность заметить, что похожие апокалиптические симптомырусское общество переживает и в наше время. Есть все основанияполагать, что только теперь мы обладаем достаточным историческими культурным опытом, чтобы своими глазами увидеть и воспринятьвсё, что интуитивно угадывал и предчувствовал Достоевский.Существует ещё один немаловажный фактор, позволяющийговорить о всё возрастающей актуальности прогнозов Ф. М.Достоевского.

Невыразимо больше, чем перспективы зарождающейсяреволюции, Достоевского мучил вопрос о духовной стороне русскогобунта. Во что бы то ни было он хотел постичь её в той “высшейреальности”, за способность прозреть которую Д. С. Мережковский всвоёвремяназвалего“тайновидцем духа”.Строгоговоря,Достоевский никогда и не заострял внимания на политическойстороне грядущих переворотов в общественной жизни, а самоеглавное – и в общественном мироощущении. В то время как егосовременникиизучалисоциально-политическиепредпосылки,ведущие к переменам в русском самосознании, Достоевскийстремился постичь религиозные основы этого разрушительногопроцесса. Он как никто другой понимал, что к революции приводит не4социальноенеравенство,аотсутствиедуховногостержня,уничтожение религиозных устоев.Вместе с тем, бесовские начала усобицы, поиск духовных основреволюции и преодоление расколов в русском самосознании,рассмотренные в произведениях Достоевского, позже становятсяведущими темами в творчестве поэта, художника и мыслителяМаксимилиана Александровича Волошина.

В наши дни это имяпостепенно возвращается из незаслуженного забвения, в которое онобыло погружено при советской власти.По горькой иронии, адекватно М. Волошина воспринималинемногие и среди современников. Критика “слишком широких”взглядов, обвинения во “всеядности”, отторжение неординарныхмистических теорий – всего этого вдосталь хватало в жизни поэта.Волошин не вписывался ни в какие социологические, философскиеили узкорелигиозные рамки, а потому очень скоро подвергся анафемекак со стороны братьев-поэтов, так и со стороны философов. Но даженесмотря на то, что Волошин не оставил никаких психологическихили религиозных трактатов, интерес к выявлению тайных основрусской души делает его творчество особенно значимым дляпонимания современного культурного кризиса.

И всё тот же интересприближает его к фигуре Ф. М. Достоевского, ставившего перед собойсхожие цели.Этот своеобразный диалог двух провидцев, разделённыйнесколькими десятилетиями, только подчёркивает неугасающуюактуальность поднятых ими вопросов. Кажется, будто не былодесятилетий,разделяющихсон5Раскольниковавфинале“Преступленияинаказания”ипризнаниеМ.Волошина:“Исполнилось пророчество: трихины/ В тела и в дух вселяютсялюдей/ И каждый мнит, что нет его правей…”Недаром в 1905 году М.

А. Волошин оставляет в своём дневникевесьма характерную запись: “…в конце концов, единственное, чтосоединяет меня с Россией, — это Достоевский. Может быть, потомучто я его дольше всего отражал в себе”[35:207].Важной точкой соприкосновения между произведениями обоихавторов служит отношение к нигилистическим и революционнымтечениям как к “бесовщине”, или добровольному разрушениюнравственно-религиозных устоев общества.Строго говоря, в произведениях Ф. М. Достоевского феномен“бесовщины” подразумевает два однородных явления, одно изкоторых носит чисто психологический, а другое – социокультурныйхарактер.

В психологическом понимании бесовщина представляетсобой фанатичную одержимость идеей, ведущей к нарушениюнравственных принципов. В социокультурном отношении бесовщиназаключается в нарушении общественных устоев, к которому приводитмассовая приверженность подобным идеям. В обоих случаях “бесами”называются носители этих разрушительных тенденций.Отдельно стоит заметить, что в социокультурном значениибесовщина возможна даже тогда, когда сами бесы следуют разнымнигилистическимпринципам.Внезависимостиотхарактерапсихологической бесовщины каждого индивида, бесы оказываютсовместноеразрушительноевоздействиеобщество.6насовременноеимЧто важнее всего, бесы редко осознают свою бесноватость(вспомним слова Петра Верховенского: “О, наших много, ужасномного, и сами того не знают!”)Мотив бесовщины находит прямое отражение в произведенияхМ.

А. Волошина, однако чаще всего он употребляет слово “бесы” (иего производные) во втором – социокультурном – значении.Показательна в этомсмысле характеристика, даннаяМ. А.Волошиным одному из ключевых событий Октябрьской революции:“Импровизированный спиритический сеанс завершился в стенахЗимнего дворца всенародным бесовским шабашем 17-го года”[44:317].Весьма характерно, что, как и Достоевского, у Волошинапонятие бесовщины часто используется в связке с понятиемантинародности. Оба мыслителя видят в отказе революционеров инигилистов от народных устоев готовность причинить вред самомународу.Строго говоря, в терминологическом плане слово “бесовщина”было введено в употребление критиками: сам же Ф. М.

Достоевскийиспользует главным образом существительное “бесы”. Однакопосколькупонятиебесовщиныподразумеваетсовокупнуюдеятельность бесов, в отечественном литературоведении и критикеоно используется уже в качестве полноценного термина.Такженеобходимозаметить,чтонесмотрянаименнотерминологический характер, который слово “бесы” приобрело вхудожественном и публицистическом творчестве Ф.

М. Достоевскогои М. А. Волошина, оба мыслителя часто обозначают нравственный ирелигиозный упадок современного им общества целым рядом других7понятий и формулировок: примерами могут служить “нечаевщина”,“социализм” – в негативном контексте, – “воинствующий атеизм” инекоторые другие. В восприятии Ф. М. Достоевского синонимом“бесовщины” неоднократно становилось даже слово “либерализм” –опять же, именно в негативном контексте.Что касается употребления терминов “бесовщина” и “бесы” внастоящей работе, то они используются лишь в тех случаях, когдавыступают в роли дополнительного фактора, объединяющего работыобоих авторов не только на идеологическом, но и на лексическомуровне.Говоря о понятии “бесовщины” в произведениях Ф. М.Достоевского и М.

А. Волошина, важно сделать ещё одно уточнение.Хотя в большинстве художественных и публицистических творенийМ. А. Волошин и Ф. М. Достоевский прибегают к термину “бесы”,“бесовство” и т. д. для обозначения конкретной историческойситуации, сложившейся в русском социуме второй половины XIX –начала XX вв., оба автора хорошо понимали, что современная им“бесовщина” уходит корнями в более ранние периоды смуты,возникавшей во всей истории России на протяжении несколькихпоследних веков.

Бесспорно, однако, что анализ “историческойбесовщины” занимает менее важное место в творчестве обоихавторов,чемизображениеанархическихинигилистическихпроявлений на рубеже веков.По этой причине большая часть настоящего исследованияпосвящена отражению конкретного исторического периода (второйполовины XIX – начала XX вв.) в произведениях обоих авторов.8Изображение более ранних периодов смуты и бесовщины втворчестве Ф. М. Достоевского и М. А. Волошина подробнорассматривается в соответствующих главах этой работы.Актуальностьотечественномисследования.литературоведенииВнастоящеетворческоевремянаследиеМ.вА.Волошина разработано лишь частично: долгое время важностьисследования поэтического и публицистического творчества авторадля понимания историко-культурной обстановки начала XX в.замалчивалась, сводилась к бесплодной “поэтизации” русского духаили рассматривалась в отрыве от контекста эпохи.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее